Здесь вам не равнина...

Гость редакции — альпинист Алексей Климов

Лучше гор могут быть только горы, считает Алексей. Но никого не стремиться поразить количеством восхождений, своими достижениями. Главное для него — романтика, красота покоряемых вершин.

Гость редакции — альпинист Алексей Климов
Фото: из личного архива А. Климова

Не думай о подъеме свысока

 

- Все началось с занятий туризмом в клубе «Ирбис» в 2002 году, — рассказывает Алексей. - Мы ходили с группой в походы, тренировались, и я стал постепенно понимать, что меня больше всего привлекают именно горы. Я делал определенные успехи, поэтому, когда подбиралась группа для горного похода в Кабардино-Балкарию, мне предложили в нее войти. Это случилось летом 2002 года. Именно лето — оптимальное время для восхождения на Кавказские горы.

 

Можно сказать, что поход по Кабардино-Балкарии был моим боевым крещением в качестве альпиниста, точнее горного туриста (для обывателя разница не очевидна, но она есть: первые совершают восхождения, а вторые ходят по перевалам). В том походе мы сделали попытку взойти на Эльбрус, но погода не дала нам этого сделать, вернув вниз со скал Пастухова.

 

Свое 17-летие я встретил на горе Когутай (3820 метров) — там же, в Приэльбрусье. А подарком мне были сумасшедшей красоты виды, первозданная дикая природа, не влюбиться в которую было просто невозможно!

 

Уже вернувшись во Владимир, я понял, что заболел горами. Но просто ходить по перевалам было не очень интересно, хотелось именно покорять вершины — здесь больше технических моментов, и, конечно, ни с чем не сравнимой красоты.

 

Следующие сборы были уже чисто альпинистские. Летом 2003 года сформировалась группа единомышленников, и мы с двумя инструкторами пошли в горы. Надо сказать, что качество и тактика подготовки в то время были еще советские, в хорошем смысле этого слова. Все делалось по правилам. Мы приехали в альплагерь, заявились, и у нас начался акклиматизационный период, во время которого мы изучали теорию и занимались на скалах. Альплагерь похож на обычный пионерский лагерь, но программа там не развлекательная, а «занимательная».

 

Во время теоретических занятий мы изучали основы горного рельефа, правила горовосхождения, тактику спасательных работ и оказания первой помощи пострадавшим. С советских времен в альплагерях сохранились учебные части и даже библиотеки. В век интернета, когда любое описание маршрута можно найти с помощью одного клика, сложно понять ценность таких учебных частей. Раньше тяжело было отыскать специальную литературу, а некоторые маршруты и схемы движения вообще были нарисованы вручную. Когда держишь в руках такой раритет, испытываешь особенный трепет.

 

Были и практические занятия на скалах, снегу и льду. Мы вязали узлы, учились правильному передвижению по всем формам горного рельефа в связках и группе, основам страховки и элементам спасательных работ. И только когда старший тренер давал добро — выходили «наверх».

 

Обязательный элемент успешного восхождения — акклиматизация и адаптация к высоте во время нахождения в альплагере от недели до двух. При подъеме, начиная с 2500 метров, организм ведет себя иначе, чем на равнине. Головокружение, тошнота, рвота, звон в ушах и прочее — не лучшие спутники альпиниста, поэтому адаптация — это необходимость, а не просто формальность. Вообще все формальности заканчиваются у подножья гор.

 

Значок и «зачетка»

 

- После того, как пройден теоретический курс, проведены практические занятия, сданы зачеты и завершился акклиматизационный период, группа выпускается на свою первую вершину, — продолжает Алексей Климов. - Нужно пройти обязательную регистрацию на контрольно-спасательном пункте (КСП). Старший инструктор ответит на любой интересующий вопрос и проверит квалификацию альпинистов перед выпуском. У начспаса (начальника спасательных работ) альпинисты получают инструктаж и радиостанции для связи с базой. Нужно сообщать о своем местоположении примерно каждые три часа.

 

На любой вершине есть тур — груда камней, куда альпинисты прячут записки с датой и временем восхождения, именем инструктора и количеством участников группы. Нужно положить туда свою записку и забрать записку предыдущей группы. Ее предъявление на КСП и будет доказательством восхождения.

 

В случае успешного восхождения членам группы присваивается звание альпиниста России с вручением значка и книжки альпиниста (напоминает студенческую зачетку, нужна для учета совершенных восхождений и присвоения спортивных разрядов).

 

В дальнейшем это первое, простое восхождение будет обязательным каждый раз для всех групп, независимо от опыта. Это так называемая «открывашка», которая нужна, чтобы организм «расходился», а ребята в группе «притерлись» друг к другу.

Фото: из личного архива А. Климова

Вот это для мужчин: рюкзак и ледоруб

 

- День непосредственно перед подъемом полностью посвящается сборам. Собраться по уму — тоже целая наука. Если на турбазу можно при желании взять с собой хоть рояль, то в горы важно не брать лишнего веса. Но при этом надо ничего не забыть. Во-первых, берешь так называемый «общественный груз» — это еда, топливо, веревки, «железо». Здесь нужно правильно рассчитать количество продуктов, распределить их между членами команды. Индустрия походной еды шагнула далеко вперед, и сегодня в специализированных магазинах продается сто вариантов сублимированной-пакетированной-быстроприготовляемой пищи. Но классика жанра — это каши, тушенка, которую, кстати, многие готовят сами, и сгущенка.

 

Группы по негласным правилам обычно разделяются на двойки, потому что в горах легче найти место именно под маленькую двойную палатку. По этим же правилам, если в группе мужчина и женщина, то женщина несет только еду, а мужчина общественное снаряжение. Есть еще старая воспитательная фишка: если в процессе восхождения кто-то «нахулиганил» — покурил или попил воды, — ему вручается инструкторское оборудование. Типа здоровья много — вот тебе дополнительный вес, неси!

По поводу курева, я думаю, объяснять ничего не нужно, а вот по поводу воды... В горах везде вода — ледники тают. Поэтому то тут, то там текут горные ручьи и бьют ключики. Конечно, после многочасового перехода хочется пить. Но альпинисты знают: ледниковая вода дистиллированная, «пустая», в ней нет микроэлементов и солей, поэтому при всем желании ею не напьешься. А вот нагрузку на организм дашь приличную — объем крови увеличится, и сердцу будет тяжелее ее гонять, плюс, конечно, из-за того, что вода ледяная, есть риск простудиться, затемпературить и испортить своей внезапной болезнью впечатление от долгожданного восхождения. Поэтому воду в горах пить запрещено, и такая строгость вполне оправдана. Да и переходы не вечные — рано или поздно мы приходим на стоянку, греем чай — напиток №1 для туристов.

 

Кто не рискует, тот не пьет шампанского?

 

- Я, кстати, часто сталкиваюсь с мнением, что альпинисты предпочитают «погорячее». Так вот, хочу сказать всем, что это не так. Альпинистские традиции чаще связаны с шампанским. Например, когда обмывают значки, их окунают в кружки с игристым напитком и пускают по кругу. Лично у меня есть традиция на свой день рождения брать в горы бутылку шампанского. Из-за разницы в давлении она может выстрелить прямо в рюкзаке, поэтому важно нести ее очень аккуратно. Хотя даже в этом случае половина напитка «фонтанирует», и распитие скорее символическое.

 

«Я не гонюсь за высотой»

 

- Сколько гор? Какая самая высокая? — Алексей задумчиво улыбается. - Еще, бывает, спрашивают: альпинизм для здоровья или против него? Я скажу так. Вот если пять дней бегать без остановки — это будет вредно, а если совершать пробежки каждое утро — то полезно. Я не мучаю себя, не гонюсь ни за высотой, ни за количеством восхождений. Я наслаждаюсь природой, романтикой, если хотите, и каждый раз восхищаюсь горами. Если не видеть эту красоту, а ломиться за очередным званием или престижной записью в книжке альпиниста, то в конце концов это будет последняя запись. Хороший пример тому — гора Эльбрус. На нее и на машине заезжали, и на мотоцикле, и пешком по безопасному пути забирались неподготовленные группы. Но каждый год на ней гибнут люди. Эльбрус — коварная гора категории сложности 3Б (из шести). Из-за высоты и непогоды наверху может случиться все что угодно. Конечно, и в городе нас подстерегает много опасностей — можно поскользнуться около подъезда и сломать себе ногу, а можно и на Эвересте не один раз побывать. Но я скажу вам так: высота не пропорциональна крутости, да и горы любят тех, кто трезво оценивают свои силы и не подвергает свою жизнь необоснованному риску.

 

Поэтому я отношусь к своему увлечению без фанатизма. Восхождений — десятки. Точнее сказать не могу.

 

Дело вкуса

 

- Все альпинисты условно делятся на две категории: одним больше нравиться подниматься, другим - спускаться, — говорит Алексей Климов. - Я отношу себя к последним. Но и те, и другие ходят в горы ради видов. Однажды я поднялся на высоту в 5200 метров — на так называемую «седловину» между двух вершин Эльбруса. Ощущения невероятные.

 

Когда смотришь вниз, понимаешь, что одно неосторожное движение — и все, конец... Я ведь и напарников терял... Потом сделать шаг вверх было очень сложно.

 

Мне повезло с тем, что моя любимая жена, Алевтина, разделяет мои интересы. Мы вместе ходим в горы. Она дважды значкистка — два раза выполняла норматив на звание «Альпинист России». Занятие туризмом объединило нас еще в школе. Правда, ей больше нравились водные походы, но со временем пришлось сделать выбор в пользу мужа (смеется) и сменить романтику костра на газовую горелку, купальник на пуховку, а сланцы — на ботинки весом 1,5 килограмма каждый.

 

Хобби обходится нашей семье в прямом смысле слова дорого. Первый раз я пошел в горы в самошитом капроновом костюме и кедах. Но альпинисты говорят: нет плохой погоды, есть плохое снаряжение. Это правда. Как аппетит приходит во время еды, так и понимание преимущества качественной экипировки приходит с квалификацией. Сейчас у меня только пара ботинок стоит 37 тысяч рублей, а в горы надо две пары. Еще нужны пуховка (теплая и легкая куртка), спальник, рюкзак и, конечно, снаряжение. Но тут, как говорится, дело вкуса. Кто-то тратит деньги на отдых, например, в Анапе, кто-то ходит по музеям Европы, а для меня лучше гор могут быть только горы!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру