Как встретить Новый год 16 раз?

Нужно накануне праздника отправиться в космос!

Летчик-космонавт, герой России Александр Скворцов на минувшей неделе побеседовал во Владимирском планетарии со школьниками. Он рассказал о своей последней экспедиции на МКС, а также честно и обстоятельно ответил на все вопросы, которые наперебой задавали ребята и взрослые.

Нужно накануне праздника отправиться в космос!
Беседа со школьниками в планетарии Фото: Виктория Степанова

О «настройке»

 

Александр Скворцов привез фильм о подготовке и выполнении полета на корабле «Союз ТМА 12» экипажем 39/40-й экспедиции на МКС.

 

- Этот фильм мне очень памятен, — признался космонавт. - Ведь полет в космос — это не просто «сели в ракету и полетели». Огромные силы и средства привлекаются, чтобы отправить на орбиту космический экипаж. Наш талисман — песня ансамбля «Земляне». Когда остается порядка семи часов до старта, мы идем к тому месту, где мы проходили обсервационный режим, где мы на священной земле Байконура готовились, проходили «настройку», как музыкальный инструмент, к космическому полету. Мы оставляем свои автографы, нас освящает батюшка, провожают друзья, родные и близкие, а потом звучит песня «Земля в иллюминаторе». И когда я ее слышу вне космодрома, всегда вспоминаю эти волнительные моменты.

 

О подготовке к полету

 

- С момента, как я попал в отряд космонавтов, и до первого полета прошло 12 лет и 9 месяцев, — продолжает Александр Скворцов. - В этом нет ничего удивительного. Сначала одни летят в космос, потом другие. Каждый идет к своему полету по-разному: у кого-то больше времени уходит на подготовку, у кого-то меньше. Просто в наборе из 11-ти человек кто-то должен пойти первым, а кто-то крайним (мы не говорим «последним»). Два года после набора человек числится кандидатом в космонавты. Потом космонавты проходят общекосмическую подготовку. А когда становится известна дата полета, начинают к нему непосредственно готовиться.

 

Я дважды был в космосе: первый раз в 2010 году и второй раз в прошлом году. Новый полет намечен на декабрь 2017 года. Во время экспедиции мы должны будем принять на орбиту новый российский многофункциональный модуль - это будет целая станция с большим количеством научной аппаратуры. Подготовка моей третьей по счету экспедиции начнется уже через две недели — 12 января 2016 года, сразу после окончания новогодних каникул.

 

Во время полета солнце за 24 часа всходит и заходит 16 раз, также 16 раз Луна полная, 16 раз — новолуние... Получается, что в 2017-м году, когда я вновь полечу в космос, у меня будет возможность встретить на орбите Новый год 16 раз. Наверное, это будет интересно.

 

О чувствах

 

В космосе испытываешь целую гамму чувств. Но особенно запомнилось чувство радости, которое появилось в первом полете: я достиг своей мечты стать космонавтом. Я очень долго к ней шел, готовился...

 

А когда в невесомости когда пол и потолок стали условными, испытал ощущение пространства. И это тоже было потрясающе.

 

Больше всего хотелось штатно и без экстремальных ситуаций выполнить те задачи, которые ставились перед нашим экипажем, и каждую секунду полета чувствовал уровень ответственности, которая была возложена на меня как на командира экипажа. Очень важно было не подвести людей, вернуться на Землю живым и здоровым и потом на отчете услышать: «Огромное спасибо, ребята! Вы — молодцы!» И когда я услышал эти слова, я почувствовал гордость.

 

Земля в иллюминаторе

 

Приятнее всего в космосе подлететь к иллюминатору, зависнуть возле него и смотреть на нашу матушку-Землю. Она такая красивая — никакими словами не описать и никакими фотографиями не передать всю эту красоту!

 

Я видел землю с 20 тысяч метров, когда был летчиком-испытателем. Но земля из космоса — это нечто совершенно иное! Во втором полете я видел Землю с 400 километров, а в первом полете мы были пониже — 355 километров. Делал множество снимков на фотоаппарат и снимал на видеокамеру.

 

Удивительно, когда над Индией пролетаешь во время сезона дождей — там такая «цветомузыка», ни на одной дискотеке такой нет: все сверкает, молнии... Ураганы и тайфуны смотрятся просто по-детски, небольшая спираль закрученная с этаким глазочком посередине... Но когда понимаешь, что на самом деле это огромная разрушительная сила...

 

Очень хорошо из космоса видны звездопады и лунные затмения. Метеоритный дождь, когда смотришь на метеорит сверху, сгорает ниже тебя. Непередаваемые моменты...

 

Но это не значит, что у космонавтов много свободного времени, что мы с утра до вечера смотрим в иллюминаторы. Я был командиром МКС. У нас есть шутка: командир отвечает всего за две вещи во время полета — за безопасность и за полноту выполнения задания. То есть отвечает за все.

 

Во время полета приходится выполнять не только основную задачу экспедиции, но и заниматься починкой и диагностикой космического оборудования.

Александр Скворцов Фото: space-boosters.co.uk

О питании

 

Космическая еда очень вкусная. Раньше космонавты питались из тюбиков. Сейчас вся еда сублимированная: добавляешь воды в суп — и он разбухает, его становится много, и можно есть. Консервы в баночках — там мясо, рыба. А тюбиков всего три: в одном алтайский мед, в другом соус наподобие молдавского кетчупа, в третьем яблочно-клюквенное пюре.

 

Рацион рассчитан на 16 суток, и за это время ни одно блюдо не повторяется. Поэтому после возвращения на Землю я говорил всем, кто отвечает за питание на МКС, огромнейшее спасибо. Я даже специально кое-что не ел, чтобы не поправиться.

 

О перегрузках

 

Атмосферу Земли приходится преодолевать дважды: когда летишь туда и когда летишь обратно. Сначала уходишь от атмосферы, потом входишь в атмосферу. И оба раза испытываешь перегрузки. Но обратные перегрузки гораздо тяжелее, потому что когда полгода находишься в космосе (а последний мой полет длился 169 суток), мышцы в невесомости расслабляются. Как бы ты там ни тренировался на тренажерах. После возвращения чувствуешь, что тебя «плющит». Поэтому когда нас, космонавтов, встречают с орбиты, поначалу носят на руках. Потом мышцы приходят в норму.

 

Если сравнивать, что страшнее, взлет или посадка, я всегда отвечаю: посадка. Тебя как на американских горках мотает то вниз, то вверх. Когда аппарат приземляется (так называемая «мягкая посадка»), на самом деле он на большой скорости срезается в Землю. В общем, весело...

 

О преемственности

 

Мы знаем яркие примеры «космических династий». Например, это Сергей Волков, который сейчас находится в космосе, и его отец, Герой Советского Союза Александр Александрович Волков. Также Роман Романенко и его отец, дважды герой СССР Юрий Николаевич Романенко.

 

Мой отец не был космонавтом, он был летчиком-истребителем, но всегда мечтал полететь на орбиту. Он попал в третий набор космонавтов. Но, как известно, не всякий из набора в конечном итоге летит в космос. Отцу не повезло — когда он был еще кандидатом в космонавты, он заболел и долгое время лежал в больнице. Как раз в это время надо было готовиться к теоретическим экзаменам. Понятное дело, в больницу никто не повезет секретные документы, чтобы он их мог изучать. Таким образом он не смог сдать обязательный госэкзамен и был отчислен из отряда с формулировкой «по неуспеваемости».

 

Мы с братом пошли по стопам отца и тоже оба стали летчиками-испытателями. Моего брата, Юрия, даже назвали в честь первого космонавта. И когда меня взяли в отряд космонавтов, я был горд, что исполнил давнюю мечту отца. И он тоже был горд, даже сказал мне после первого полета: «Ты был скворчонком, а стал настоящим скворцом!»

 

Вообще стать космонавтом я, как и все мальчишки моего времени, мечтал с раннего детства. Уверен, что многие из современных детей тоже об этом мечтают. Но мало кто осознает, что это очень и очень большой труд.

 

Слово космонавта

 

Однажды, когда я был в Киржаче, меня попросили взять в космос несколько рисунков юных художников - победителей творческого конкурса. Детям очень хотелось, чтобы их произведения побывали в космосе и вернулись на Землю. Я прикинул: три места - это три рисунка... Нам на орбиту разрешают взять всего один килограмм личных вещей. Очень строго с этим, взвешивают все до миллиграмма. На аптекарских весах. Я знал, сколько приблизительно весит картинка размером в альбомный лист. Попросил только, чтобы рисовали акварелью, потому что она меньше всего утяжеляет бумагу...

 

Каково же было мое удивление, когда через несколько дней мне принесли целую - вот такую вот толстую (показывает пальцами — Прим. авт.) папку детских рисунков, победивших в конкурсах «Мой Владимирский край», «К 300-летию Сергия Радонежского», «К 70-летию Победы», в конкурсе о космонавтах... Я был в шоке. Мне кажется, организаторы акции собрали все конкурсы, которые проходили на Владимирской земле, и от каждого конкурса было по три победителя!

 

Что делать? Я ведь дал обещание детям, дал слово. А честное слово нарушать нельзя. Поэтому принял решение отказаться от большей части своих личных вещей, чтобы взять на орбиту эти рисунки. Я поднял их на орбиту и опустил на Землю. И каждому юному художнику вернулся его рисунок и сертификат о том, что этот рисунок побывал в космосе. И фотография рисунка на фоне космического корабля «Прогресс».

 

* * *

Встреча с космонавтам длилась больше двух часов, все дети хотели задать свои вопросы, а Александр Скворцов сразу пообещал, что ответит каждому. После того, как вопросы закончились, работники планетария подарили космонавту сувениры, в числе которых новогодний шарик, который будет напоминать ему о Владимире.

- В нашей семье есть давняя-давняя традиция — елку наряжают мужчины. И поскольку я - единственный мужчина в семье, то наряжать новогоднюю красавицу предстоит мне. Обязательно повешу ваш шарик рядом с тем, который мне подарил президент на встрече в Кремле, — пообещал Александр Скворцов.

Также председатель Владимирской региональной организации ветеранов космодрома «Байконур» Михаил Яшуков вручил Александру Скворцову удостоверение почетного члена этой организации и юбилейную медаль «60 лет космодрома «Байконур». А потом все желающие выстроились в длинную очередь за автографами.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру