Как не заразиться гепатитом в салоне красоты

Обращайте внимание, подвергаются ли инструменты специальной обработке

Салонов и парикмахерских сегодня множество — на любой вкус и кошелек. Но чем дешевле «салон», тем легче подцепить там инфекцию — вплоть до гепатита. Как же уберечься от неприятностей? Об этом рассказывает главный специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по Владимирской области Марина Борисова.

Обращайте внимание, подвергаются ли инструменты специальной обработке
Фото: harmony.crimea.ua

Грибок, стафилококк, столбняк...

- Марина Владимировна, по правилам косметические салоны должны иметь в штате косметолога, который назначает процедуры, а также медсестру. Это требование позволяет клиентам салонов быть уверенными, что их здоровье не пострадает. Но маникюр и педикюр, например, предлагают не только специализированные салоны. Эти манипуляции не являются косметологическими процедурами?

- К сожалению, нет. Иначе многих проблем удалось бы избежать...

- А какие опасности могут подстерегать женщин, желающих подешевле сделать маникюр и педикюр?

- При выполнении маникюра или педикюра можно заразиться грибковой инфекцией - через грязную пилочку, не очень чистое полотенце или плохо продезинфицированную ванночку. Простая водная обработка и даже обработка инструментов спиртом не защищают клиента от таких инфекций, как вирусные бородавки, грибок, столбняк, туберкулез, стафилококк, гепатит... Стоит помнить также, что гемоконтактными инфекциями - вирусными гепатитами В и С - можно заразиться, если делать инфицированным инструментом, на котором содержатся частицы вируса, пирсинг, татуирование, бритье, маникюр, педикюр, проколы мочки уха.

- В последнее время очень популярными стали так называемые «нейл-бары», которые часто располагают свои «островки» в различных торговых центрах, больших магазинах. Как к ним относятся надзорные органы?

- Мы неустанно предупреждаем потребителей: опасно делать маникюр в местах, где сотрудники не имеют возможности соблюдать правила личной гигиены, где отсутствует раковина с подводкой горячей и холодной воды и где отсутствуют условия для полноценной обработки инструментария. Особую опасность таят в себе маникюр, педикюр и наращивание ногтей на дому.

Стерилизация — обязательна!

- Какие правила должны соблюдаться в каждой парикмахерской и салоне красоты?

- В соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги», для предупреждения распространения парентеральных гепатитов, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, грибковых заболеваний и других инфекций обязательно должна проводиться дезинфекция и стерилизация применяемых изделий и инструментов. При выполнении маникюра и педикюра должны использоваться одноразовые непромокаемые салфетки для каждого посетителя, которые после использования подлежат утилизации. На одно рабочее место в парикмахерских залах и кабинетах для маникюра, педикюра, пирсинга, пилинга, татуажа положено иметь не менее трех наборов типовых инструментов либо сменных одноразовых элементов инструмента.

- Но не каждый мастер может позволить себе иметь несколько наборов. Ведь инструменты парикмахеры и маникюрши покупают на свои деньги.

- Тем не менее, правила такие существуют, их никто не отменял. Более того, инструменты, используемые для манипуляций, при которых возможно повреждение кожных покровов или слизистых оболочек, после каждого клиента без предварительного промывания водой должны помещаться в дезинфицирующий раствор. Дезинфекцию осуществляют по режиму, применяемому при вирусных гепатитах. После окончания дезинфекции инструменты подвергают предстерилизационной очистке. А затем они должны быть упакованы и простерилизованы. Допускается стерилизация инструментов в неупакованном виде при условии, что они будут использованы в течение часа или будут храниться в стерилизаторах. В советское время стерилизацию проводили с помощью сухо-жарового шкафа или спиртовой горелки. И они были в каждой парикмахерской! Сейчас используют стерилизаторы. Но они, к сожалению, есть не у всех, только в дорогих салонах.

- Но ведь человеку, который заболел, к примеру, гепатитом, сложно будет доказать, что его заразили именно в парикмахерской или нейл-баре?

- Вы правы. Поэтому лучше всего посещать дорогие лицензированные салоны, о которых мы говорили выше. Там все необходимые условия соблюдаются, салоны боятся потерять клиентов, получить дурную репутацию. Во многих таких салонах даже расчески — одноразовые, и каждая распечатывается в присутствии клиента. Кроме того, любой мастер косметологического салона должен иметь санитарную книжку, диплом об образовании, а при выполнении косметологических процедур – диплом как минимум о среднем медицинском образовании.

- Но как же быть тем, кто не может посещать дорогие салоны красоты? Какие вопросы следует задать мастеру, чтобы обезопасить себя?

- Прежде чем начинать делать процедуру, следует узнать у мастера, были ли обработаны инструменты, подтверждением чего может стать соответствующий журнал выполняемой стерилизации. Придя в салон впервые, не стесняйтесь попросить мастера показать, как стерилизуются инструменты, пошагово объяснить, какова, например, защита от гепатита при маникюре. Проследите, чтобы вам дали одноразовую салфетку или полотенце. Если полотенце многоразовое – то оно должно быть «свежим», после стирки. Обрезной маникюр, то есть маникюр со срезанием кутикулы, более опасен - лучше использовать средство для размягчения кутикулы. Палочка для отодвигания кожицы с ногтя должна быть одноразовой! Если вас поранили, порез необходимо обработать антисептиком.

Жалоб не было...

- А на что стоит обращать внимание, если вы пришли подстричься?

- Для обслуживания клиентов должно использоваться только чистое белье. Запас чистого белья - полотенец, салфеток - должен быть в количестве, обеспечивающем его индивидуальное применение для каждого клиента. Пеньюары из синтетической ткани должны применяться только с чистой хлопчатобумажной салфеткой или одноразовым подворотничком. Расчески, щетки ножницы для стрижки волос моют под проточной водой после каждого клиента, также помещают в стерилизаторы или в раствор дезинфицирующих средств по специальному режиму, применяемому при грибковых заболеваниях.

- Правда ли, что проверять парикмахерские и салоны красоты Роспотребнадзор может только раз в три года, и то предварительно уведомив руководство о своем приходе?

- Это правда, если речь идет о плановых проверках. Разумеется, после нашего предупреждения в салоне постараются навести лоск, убрать «лишние» кресла, позаботятся о наличии у парикмахеров санитарных книжек. Но по жалобам потребителей мы имеем право прийти внезапно.

- Были ли в этом году жалобы на парикмахерские или салоны красоты?

- Жалоб на парикмахерские в этом году не было. Это можно объяснить тем, что проводятся систематически плановые проверки, по результатам которых сотрудникам парикмахерских объясняют, какие ими допущены нарушения и как их устранить.

- Сегодня распространена такая услуга, как выезд мастера на дом. И не всегда это стоит дорого. Зачастую и стрижку можно сделать «за копейки», и маникюр тот же мастер выполнит...

- «Частники» нередко работают даже без государственной регистрации своей предпринимательской деятельности, а это - прямое нарушение прав потребителя. Ведь в таком случае при возникновении конфликтной ситуации вы не сможете доказать ошибку мастера в официальных инстанциях. Если вы пользуетесь подобными услугами, то следует либо вызывать мастера из салона, либо поинтересоваться у «частника», оформлено ли у него ЧП и какой у него официальный адрес.

- Говоря о конфликтной ситуации, вы имеете в виду, что человека плохо постригли или ему не понравилось, как его постригли? А на что может рассчитывать клиент в этом случае?

- Если случай заражения вирусной или гемоконтактной инфекцией в парикмахерской доказать сложно, то некачественную стрижку, напротив, видно невооруженным глазом. Если услуга была оказана некачественно, то потребитель вправе действовать в соответствии с положениями Закона «О защите прав потребителей». Нормы п. 1 ст. 29 этого закона в случае оказания некачественных услуг дают потребителю право требовать по своему выбору: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, либо соответствующего уменьшения цены, либо повторного выполнения работы, либо возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами. Иными словами, потребитель идет «перестригаться» в другую парикмахерскую, а «мастер», изначально испортивший стрижку, оплачивает эту услугу. Иногда бывает непросто доказать, что стрижка была сделана некачественно. В этом помогут мнение специалиста-эксперта либо профессионала с большим стажем работы по специальности, фотографии и свидетели. При существующей конкуренции парикмахеры предпочитают не конфликтовать с обиженным клиентом и не доводить дело до суда.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру