Почему «льготники» месяцами не могут получить положенные им медикаменты?

Лекарств нет, все съели...

На днях, придя на прием к участковому терапевту, наш корреспондент стал очевидцем разговора этого самого терапевта и пациентки, которая просила выдать ей рецепт на льготные лекарства. Терапевт уже запирал дверь своего кабинета, поэтому разговор происходил в коридоре. «Лекарств нет, все съели, - с некоторой, как мне показалось, веселостью сообщил врач, - к августу вообще мало чего остается...» - «И что мне теперь делать?», - растерянно спрашивала пациентка.

Лекарств нет, все съели...
Фото: eer.ru

«Открывайте сайт «медилон.ру» и отслеживайте, - был ей совет. - Как появится препарат, бегом — сразу, в тот же день — ко мне, чтобы мы успели с рецептом. Если Интернета у вас нет, можете приходить сюда. Но так каждый день ходить придется, поэтому мы и советуем «льготникам», чтобы сами отслеживали...»

«Проблема всегда существует»

После того, как врач ушла, сидящие в очереди принялись живо обсуждать разговор, свидетелями которого стали. Оказалось, что проблема нехватки льготных лекарств известна многим не понаслышке. Некоторые лекарства заканчиваются еще в мае. А новые поступают только в январе. Вот и приходится по полгода «только на лекарства работать». А что еще остается делать?

Чтобы узнать, что делать несчастным льготополучателям, а заодно выяснить, так ли на самом деле все плохо в региональном здравоохранении, мы обратились в департамент здравоохранения. Там нам разъяснили, что все «льготники» делятся на федеральных и региональных. С федеральными все более-менее понятно: это люди, имеющие инвалидность, и положенные им лекарства оплачиваются из государственного бюджета. При этом федеральный «льготник» по закону может вообще от лекарств отказаться и получать их эквивалент в денежной форме. А вот региональным «льготникам» (к ним относятся дети до трех лет, беременные, больные сахарным диабетом, бронхиальной астмой, онкологическими и психическими заболеваниями) лекарства закупают на средства из областного бюджета.

По данным департамента здравоохранения, общее число федеральных «льготников» во Владимирской области — 26315, но пользуются льготой лишь 13435 человек. Региональных «льготников» в разы больше — 98235, получают лекарства 56000 человек. Областная заявка на лекарственные препараты и медицинские изделия формируется на основании заявок медицинских организаций области. В настоящее время поставка лекарственных препаратов в аптечные пункты отпуска по федеральной и региональной льготе осуществлена на 99,9 процентов.

По данным, недавно озвученным губернатором, в этом году на нужды здравоохранения из регионального бюджета выделено аж 16,4 миллиарда рублей.

Почему же так остро стоит вопрос с обеспечением лекарствами «льготников»? Об этом мы спросили директора департамента здравоохранения Александра Кирюхина. А заодно уточнили: как следует действовать пациенту, которому советуют до посинения отслеживать на сайте наличие жизненно необходимого препарата?

- Острой нехватки льготных лекарств в области нет, - заявил Александр Викторович. - Есть проблема с льготными лекарствами. Проблема с льготным лекарственным обеспечением всегда существует как проблема, потому что это болезнь, а болезнь является проблемой. Она в корне является проблемой. На конец первого полугодия освоение льготных лекарств было 60 процентов. Должно быть половина, 50 процентов. Но медикаментов осталось 40-45 процентов. Это официальная статистика, которая дается поставщиками лекарств, отпускающим льготную категорию.

Средний процент

Но статистка — штука хитрая. А еще есть такое понятие, как «средний процент». Сорок-сорок пять процентов, о которых сказал директор департамента здравоохранения, - это в среднем. А «в среднем» легко превращаются в ноль, если перейти к конкретике. Перейдем же к ней. По данным уже упоминавшегося сайта «медилон.ру» в конкретной больнице ГБУЗ ВО «ГКБ №5 г. Владимира» (беру ее для примера, потому что именно там произошел разговор пациента с доктором, который стал поводом для написания статьи) на сегодняшний день нет лекарств по региональной льготе ни для диабетиков, ни для астматиков. Из заказанных 1200 (!) упаковок препарата «Диабетон» не осталось ни одной. То же с ингаляторами. «Серетид» - ноль из 400 заказанных, «Симбикорт» - ноль из 300 заказанных, «Пульмикорт» - остаток «ноль»... Одним словом, «лекарств нет, все съели»... Список таблеток, ингаляторов и прочих препаратов, которых осталось «ноль», займет две страницы! Но не будем загружать читателя перечислением всех этих препаратов. Кто хочет со списком ознакомиться — зайдите на сайт. И для справки: стоимость «Симбикорта» в аптеке — 2912 рублей.

Сами виноваты?

В том, что некоторые лекарства (которые оплачиваются из регионального бюджета) кончаются быстрее, чем проходит год, г-н Кирюхин видит вину... федеральных «льготников».

- Большая часть федеральных «льготников» отказалась от лекарств, оплачиваемых из государственного бюджета, получает прибавку к пенсии и при этом претендует на лекарства по региональной льготе. А это потеря денег — более 200 миллионов. Эти деньги рассчитаны только на региональных «льготников». А получается, что на одну льготу претендует два человека с одинаковым заболеванием. Только один имеет абсолютно полное на нее право, а второй получил это право, потому что отказался от федеральных льгот... - говорит Александр Викторович.

Но имеет ли право врач отказать пациенту в лекарстве на том основании, что «его уже съели» другие «льготники»? Оказывается — не имеет.

- Лекарства не едят, ими лечатся, - не преминул поправить меня Александр Кирюхин. - В рецепте пациенту отказать не могут. Не имеют права. Врач обязан выписать лекарство, если пациенту оно показано. Но право назначения дано врачу, а не пациенту. Может быть, пациент считает, что ему должны выписать лекарство, а оно ему не показано...

А как действовать пациенту, которому отказали в выписке «показанного» лекарства?

- Я встречался с такой ситуацией, когда не выписывают, это неправильно, это нарушение, - говорит Кирюхин. - С этим нарушением пациент должен обратиться к главному врачу поликлиники, вторая позиция - в страховую компанию, затем в департамент здравоохранения. У нас есть телефон горячей линии. Также есть право обратиться в прокуратуру.

В конце нашей беседы г-н Кирюхин добавил, что департамент ожидает поступления в скором времени 107-ми миллионов рублей, которые пойдут на приобретение дополнительных лекарств. А «по федеральным льготникам», которые сами отказываются от льгот, а потом съедают, то есть лечатся лекарствами, что положены регионалам, Александр Кирюхин пообещал «работать с Пенсионным фондом».

Куда пожаловаться

Ну что ж... пройдемся по указанным г-ном Кирюхиным инстанциям.

В Фонде обязательного медицинского страхования нам сообщили, что вопросы лекарственного обеспечения льготных категорий граждан — не в их компетенции. В департаменте здравоохранения и прокуратуре отрапортовали: обращений по вопросу неполучения лекарств от граждан в этом году не поступало.

А вот в Росздавнадзор граждане все-таки жалуются. Официально. Письменно. Так, в 2014 году туда поступило 36 жалоб, в этом году — 56 за семь месяцев. Дело в том, что в прошлом году по России прокатилась целая волна самоубийств онкобольных, которые, не получая обезболивающие лекарства, решались на крайний шаг.

- В СМИ прошло большое количество публикаций об адекватном обеспечении онкологических больных с точки зрения их обезболивания, - говорит руководитель территориального органа Росздравнадзора по Владимирской области Александр Лёзов, - была организована горячая линия по этому вопросу, поэтому и число жалоб возросло. Жалобы поступали из Владимира, Александрова, Гусь-Хрустального, Коврова. Проверки идут, многие вопросы удалось решить, некоторые оперативно - в течение нескольких часов...

Но жалуются, как признает Александр Лёзов, не только онкобольные. Были жалобы и на отсутствие лекарств в аптеках, и на отказ в выписке лекарственных средств, и на то, что врач выписывает не «льготный» препарат, а синоним, и на «длительное отсроченное обслуживание».

Поясним последний пункт: после выписки льготного рецепта больной идет в аптеку, а там слышит: «Лекарства нет в наличии» (да и откуда оно появится, если «все съели»?). По закону фармацевт обязан поставить рецепт на «отсроченное обслуживание», то есть заказать препарат на складе и в течение 10-30 дней (в зависимости от заболевания) выдать его «льготнику». И вот если лекарство не выдадут вовремя (и если больной без жизненно необходимого медикамента к тому времени не отдаст концы), то чисто теоретически можно приобрести препарат за свои деньги, а потом подать в суд на возмещение ущерба.

- Основная масса жалоб поступает к нам от региональных «льготников», - говорит г-н Лёзов, - жалуются в основном на лекарственное обеспечение при лечении онкологических заболеваний. Меньший процент жалоб — на лечение детей до трех лет и лечение сахарного диабета. После получения жалобы мы проводим проверку, выявляем нарушения, если они имеют место, выносим предписание, потом проверяем, как это предписание исполняется. Если оно не исполнено, то лечебное учреждение наказываем.

По данным руководителя регионального Росздравнадзора, в этом году жалобы поступали из Александровского, Суздальского, Гусь-Хрустального районов, из Мурома и областного центра.

Мы спросили и о том, почему во многих ЛПУ препараты кончаются посередине года. Г-н Лёзов ответил так:

- Это вопрос не к нам. Есть Федеральный закон 323 «Об охране здоровья граждан», есть статья 16, где написано, что вопросы организации оказания медпомощи в субъекте РФ ложатся на департамент здравоохранения, и вопрос по организации корректней задать департаменту здравоохранения. Мы говорим о том, что больной должен быть обеспечен лекарствами, в стационарах должно быть достаточное количество препаратов в соответствии со стандартами лечения. Лечебно-профилактическое учреждение, врач отвечает за больного, главврач отвечает за больного. И претензии мы предъявляем непосредственно к главврачу.

...Круг, как говорится, замкнулся. А потому наиболее действенный способ борьбы за свои права (его же советуют и юристы) следующий. Если врач не выписывает по каким-то причинам лекарственный препарат, который «льготнику» положен, - нужно обратиться к заведующему поликлиникой или главврачу. Сделать это необходимо в письменной форме: «я, такой-то, такой-то, являюсь региональным (либо федеральным) льготополучателем, имею право на получение льготных лекарств по таким-то причинам, льготные лекарства мне не выписываются». Наличие такого обращения позволит вам, покупая лекарственные препараты за свой счет, затем в судебном порядке компенсировать их стоимость.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру