Свидетели не нужны!
15 ноября вступил в силу Федеральный закон № 307-ФЗ, который вносит ряд существенных изменений в кодекс об административных правонарушениях.
Одно из основных нововведений касается исключения обязательности так называемого «института понятых». Отныне свидетелей может заменять видеокамера.
- В случае применения видеозаписи для фиксации процессуальных действий, за исключением личного досмотра, - сообщает Евгений Телегин, - эти процессуальные действия будут совершаться в отсутствие понятых, о чем будет делаться запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. При этом видеозапись совершения процессуальных действий будет прилагаться к протоколу либо акту. Видеокамера, надеемся, будет у каждого экипажа ДПС.
Номерные знаки должны читаться
Следующее изменение коснулось снятия номеров с автомобилей с целью «запрещения эксплуатации транспортного средства».
- До настоящего времени, чтобы запретить эксплуатацию транспортного средства, с него снимались государственные регистрационные знаки, - говорит Евгений Телегин. - Однако, поскольку сейчас владелец транспортного средства имеет возможность изготовить дубликаты государственных регистрационных знаков на любом предприятии-изготовителе этих знаков, дальнейшее применение этой меры признано нецелесообразным.
Кроме того, штрафы отныне будут брать не только за управление транспортным средством с номерами, которые выполнены «с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию», но и со стертыми знаками, а также с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением устройств или материалов, позволяющих их видоизменить или скрыть.
Интернет сегодня, по словам Евгения Телегина, пестрит предложениями о продаже подобных «нехороших» номеров, но водители должны отдавать себе отчет, что, приобретая их, нарушают закон. Ответственность за данное нарушение - штраф в размере 5000 рублей или лишение прав на срок от одного до трех месяцев.
Если номерной знак стерся или пришел в негодность, по словам Телегина, его можно без труда заказать на площадке ГАИ во Владимире, Муроме и ряде других районных городов Владимирской области.
Вырос штраф за «липовый» техосмотр
Водители мопедов и скутеров теперь отвечают за нарушения ПДД наравне с водителями автомобилей.
- Штраф за отсутствие водительского удостоверения категории «М» либо водительского удостоверения с любой другой открытой категорией при управлении мопедом или скутером составит 5 — 15 тысяч рублей, а за передачу управления лицу, не имеющему данных прав, — 30 тысяч рублей.
Также усилится ответственность и для операторов техосмотра. Например, если организация выдаст диагностическую карту без фактического осмотра машины, то ее ожидает штраф от 100 до 300 тысяч рублей.
Еще одно изменение касается неуплаты административного штрафа в установленный срок.
- Отныне к лицу, не уплатившему штраф за правонарушение, которое было зафиксировано с применением работающих в автоматическом режиме средств видеофиксации, не будет применяться наказание в виде административного ареста, - отметил Телегин. - Такому лицу будет назначаться наказание в виде удвоенной суммы неуплаченного штрафа либо в виде обязательных работ на срок до 50 часов.
Учиться — только в автошколе
С 5 ноября поменялись и правила приема экзаменов у будущих водителей. По словам сотрудников ГИБДД, «возможности для граждан по осуществлению процедур, связанных со сдачей экзаменов и выдачей водительских удостоверений, значительно расширены».
Что же изменилось?
Например, теперь проведение экзаменов у лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, выдача им российских национальных и международных водительских удостоверений, а также обмен иностранных водительских удостоверений будут осуществляться не только по месту жительства, а в любых экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции — куда бы человек ни обратился.
А вот самоподготовка отныне исключена.
- Новым постановлением исключается допуск к экзаменам после самостоятельной подготовки, - комментирует Артур Амосов. - К сдаче экзаменов будут допускаться только лица, прошедшие соответствующее профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки или переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.
Одновременно с этим ужесточаются и требования, предъявляемые к экзаменаторам. Минимальный возраст экзаменатора повысился с 23 до 25 лет. Необходимо также, чтобы у него было высшее образование (правда, какое именно высшее, пока не уточняется). Напомним, что ранее экзамен «на права» мог принимать человек со средним образованием.
- Экзаменатору необходимо иметь водительское удостоверение на право управления транспортными средствами тех категорий или подкатегорий, по которым будут проводиться практические экзамены, - говорит Амосов. - Ранее для приема экзаменов по категории «D» достаточно было иметь водительское удостоверение с разрешающей отметкой в графе «С». Повышаются и требования к водительскому стажу управления транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий – с 3 до 5 лет.
С учетом международного опыта предусмотрена возможность сдачи экзаменов как на транспортных средствах с механической трансмиссией, так и на транспортных средствах, оборудованных автоматической коробкой переключения передач.
При этом гражданам, которые захотят сдавать экзамены на транспортных средствах с автоматической коробкой передач, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической коробкой. И об этом будет сделана отметка в выдаваемом водительском удостоверении.
Тем же, кто сдал экзамен на автомобиле с механической коробкой переключения передач, по-прежнему будет предоставлено право управлять автомобилями с любым видом трансмиссии.
Сдавать «на права» по-прежнем разрешено подросткам от 16 лет. Но для допуска к экзаменам несовершеннолетних (а это, напомним, лица до 18 лет) отныне будет требоваться письменное согласие родителей или опекунов.
Для лиц с ограниченными физическими возможностями, допущенных по медицинским показаниям к управлению транспортными средствами соответствующих категорий с ограничениями, прием экзаменов будет осуществляться на транспортных средствах, конструкция которых отвечает имеющимся медицинским предписаниям.
Для «двоечников» увеличены сроки назначения повторного экзамена. Теперь те, кто не сдаст один из экзаменов с третьего и более третьего раза, буду допущены к повторному экзамену не ранее, чем через 30 дней. Раньше было — 7 дней. Положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене, будет считаться действительной в течение 6 месяцев, ранее этот срок был равен трем месяцам. Именно за это время будущий водитель должен успеть сдать практику. Если нет — теорию придется зубрить по новой.
Сам экзамен на вождение можно будет сдавать только на специальных закрытых площадках и автодромах, правила и требования к которым отныне прописаны самым тщательным образом.
Определены условия, при соблюдении которых кандидаты в водители, успешно сдавшие экзамены по теории и первоначальным навыкам управления авто, будут сразу допускаться к сдаче экзамена по управлению в условиях дорожного движения.
- Кроме этого установлены и требования к техническим средствам контроля знаний и навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители, - перечисляет Амосов. - Установлены требования к маршрутам, на которых проводятся экзамены по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения, а также к транспортным средствам, на которых принимают практический экзамен.
Временные разрешения отменены
Еще одно важное новшество: исключена процедура выдачи временных разрешений на право управления транспортными средствами. Отныне если водитель заявит о потере или краже удостоверения, ему выдадут новое. Но ровно на тот срок, который значился в прежнем удостоверении.
Что касается иностранных граждан, то новшества коснулись и их.
- Новым постановлением определен порядок обмена иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения, - сообщат начальник отдела технадзора и регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД. - Такой обмен предусмотрен по итогам сдачи соответствующих экзаменов.
При этом иностранное национальное водительское удостоверение, на основании которого выдано российское водительское удостоверение, обязаны будут вернуть его владельцу.
- Принятые изменения позволят усовершенствовать систему проведения экзаменов на право управления транспортными средствами, - выразил надежду Артур Амосов.