Иконы из Владимира увидели в Болгарии

Выставка открылась в музее города Плевен

Впервые произведения иконописи и прикладного искусства из коллекции музея-заповедника экспонируются за рубежом. Посетителям представлены 183 иконы XVI – начала XX века.

Выставка открылась в музее города Плевен

Выставка «Драгоценный убор иконы» проходит в Болгарии с 9 сентября по 19 октября. Проводится при поддержке Министерств культуры России и Болгарии, мэрии города Плевена, а также Владимиро-Суздальского музея-заповедника и дирекции «Военно-исторического музея» города Плевена. Для выставки был выбран один из лучших залов этого города — Панорама «Плевенская эпопея 1877 года».

- В русском церковном искусстве икона в драгоценном убранстве представляет собой яркое и самобытное явление, - отметила сотрудник пресс-службы ВСМЗ Ирина Кузнецова. - Убор составлял неразделимый ансамбль с живописным образом и отражал отношение к нему как к духовной и физической реликвии.

Традиция украшения икон в Древнюю Русь пришла из Византии. Иконный убор состоял из металлических и шитых деталей, которые размещались на лицевой стороне иконной доски, а также подвесных и обрамляющих образ элементов. Для создания убора использовались драгоценные материалы – золото и серебро, жемчуг и самоцветы. Металлический оклад оставлял открытыми только лики или фигуры святых.

Оклады XVI – XVII веков выполнялись из серебра в технике басмы, чеканки и гравировки и состояли из отдельных пластин, которые крепились на иконе соответственно рисунку. Нимбы Христа, Богоматери и святых выделялись выступающим венцом, украшенным цветными камнями и жемчугом. Венец Богоматери часто завершала фигурная коруна, воспроизводившая форму древнего княжеского головного убора. К венцу подвешивалось полукруглое нагрудное украшение – цата.

Вместе с металлическими к доске крепились и шитые детали убора: на челе Богородицы – убрус с драгоценной звездой-запоной, на вороте и зарукавьях – ожерелья и поручи. Одежды Божией Матери и Христа закрывала шитая риза с отверстиями для рук. Эти произведения вышивались по бархату и шелку жемчугом и золотными нитями, щедро расцвечивались сверкающими камнями и стеклами, золочеными фигурными запонами. Превосходным памятником прикладного искусства XVIII века является риза с иконы «Богоматерь Киккская» 1675 года работы выдающегося русского иконописца Симона Ушакова.

Убор древних и наиболее почитаемых икон дополнялся различного рода «привесами». Это могли быть серьги, жемчужные подвески, а также предметы личного благочестия: наперсные кресты и иконки.

В XVIII–XIX веках характер иконного убранства постепенно меняется: металлический или шитый оклад становится цельным, полностью закрывающим изображение. Икону помещают в застекленный киот с резной золоченой рамой. Наряду с дорогими материалами для изготовления деталей убора все чаще используются недрагоценный металл и фольга, перламутр и цветные стекла, бисер и стеклярус. Пышные и многоцветные оклады порой почти скрывают под собой живописный образ. К характерным для этого времени памятникам относятся икона «Рождество Богоматери» в ризе из стекляруса и образ «Богоматерь Знамение» в окладе и киоте, принадлежавший великому русскому композитору Глинке.

В начале XX века мастера часто обращаются к средневековой стилистике иконного убора, примером чему может служить икона в басменном окладе «Преображение, с праздниками» 1914 года работы иконописцев Александра и Николая Брягиных – точная копия древнего образа из суздальского Покровского монастыря.

Представленные на выставке произведения XVI – начала XX столетий из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника показывают красоту и историческое многообразие драгоценного убора русской иконы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру