Enfant terrible - «Несносный ребенок» или будущий гений?

Что кроется за безобразным поведением наших детей?

Термин enfant terrible (инфант террибль) хорошо известен психологам. Дословный перевод с французского - «ужасный ребенок». Такие детки, как правило, заполняют собой всё пространство - лестничную площадку, кухню, каждую комнату и всю Вселенную. Они постоянно говорят, плачут, смеются, кричат. Одновременно задают вопросы и крутятся наподобие волчка. Что-то откручивают, выламывают всё, что только выламывается. Ужас да и только! Что делать с таким ребенком: уговаривать, внушать, а может быть, сразу — пороть? Или вести к психологу? Каковы причины такого поведения? Об этом рассказывает известный владимирский психолог-практик Наталья Фельдман.

Что кроется за безобразным поведением наших детей?

Порка — это не метод

- Наталья Борисовна, действительно, бывают «ужасные» дети, которые куда-то бегут, кричат, не слушаются родителей… Каковы причины подобного поведения?

- Первая возможная причина — потребность во внимании. И здесь речь не идет о том, что ребенок должен ходить в 50 кружков и быть занят с утра до вечера. Речь — об обыкновенном человеческом внимании со стороны взрослого и потребности в душевном общении. Если ребенок кричит и не слушает взрослых, что-то ломает, пачкает одежду или раскрашивает фломастером свеженаклеенные обои, - это всего лишь способ привлечь внимание. Такой уж способ ребенок для себя нашел. Вторая причина, к сожалению, является приметой нашего времени. И заключается она в том, что современные дети не умеют вести себя с другими людьми. Они родились с компьютерными технологиями, они умеют сидеть перед телевизором, знают, как общаться с компьютером. Но не знают, как общаться с себе подобными. Ведь общение и взаимодействие — это тоже навык, и его надо отрабатывать, этому надо учить. А когда родители заняты на работе, и ребенок, даже трехлетний, в выходные с утра до вечера находится перед телевизором или компьютером, получается то, о чем мы говорим...

- То есть основных причин две...

- Нет, их больше. Причиной подобного поведения может быть и проверка границ. Каждый ребенок нуждается в обозначении того, что можно делать, а чего нельзя. Разумные границы нужны и малышу, и подростку. Если разрешать будут слишком мало, возрастает тревожность, если слишком много — у ребенка не будет пространства для роста и развития. И он в обоих случаях начнет бунтовать. Так что ужасное поведение может быть еще и выражением этого бунта. А в основе - неправильное поведение родителей. Например — играть с огнем нельзя. Родители это запрещают категорически. И ребенок сразу понимает: нельзя так нельзя. А вот купить десятую по счету игрушку за месяц? Вроде родители говорят: «Нельзя». Но дети очень хорошо улавливают, чувствуют, что мама внутренне сомневается, и пытаются «дожать» свою просьбу — плачем, плохим поведением на людях, в торговом центре. Тут родителям главное помнить, что правила должны быть единообразные. Если родитель сказал «нельзя», то это не должно меняться. Можно пожалеть ребенка, если он расстроился, что не купили очередную игрушку, объяснить, почему не купили. С ребенком нужно уметь договариваться. Причем договариваться на равных. Каждую проделку ребёнка надо комментировать, анализировать и сделать вывод.

- А если разговоры не помогают? Если все равно ломает мебель, бьет посуду, отрывает головки у цветов, растущих на клумбе. Может быть, вспомнить старый дедовский способ — применить ремень?

- Пороть детей категорически нельзя! С одной стороны, это кажется эффективным методом, но стоит всегда помнить: то, что родитель сильнее — явление временное. И не всегда этот метод будет срабатывать. К тому же, какие эмоции испытывает ребенок, которого наказывают подобным образом? Ненависть, обиду, злость, раздражение. Все это неконструктивные чувства. На таких чувствах эффективного общения не построишь. Телесные наказания позволяют лишь какое-то время контролировать поведение, но не налаживают взаимодействие.

Спокойствие, только спокойствие...

- Тогда вполне закономерный вопрос: как же его наладить?

- В добавление к тому, что я уже сказала, для родителей важно запастись терпением. Надо спокойно и подробно объяснить ребёнку, почему так себя вести нельзя. Главное от таких деток не отмахиваться и не отгораживаться. Верьте в силу слова и внимания. Ребёнком надо постоянно заниматься, слушать с ним музыку, петь песенки, штудировать красочные и интересные книжки. Полезно и сочинять вместе четверостишия, и ставить детские спектакли, где в главной роли должен быть сам малыш. Если это не помогает, и ребёнок, вбегая на садовый участок, тут же вырывает с корнем все цветы с клумб, а потом бежит по газонам и крушит всё вокруг себя, советую – переждите этот «взрыв» как стихийное бедствие, например, ливень. Следует малыша учить адекватному поведению. А ребенок учится, как вести себя, заимствуя ваше поведение. То есть, если все время реагировать на ребенка раздражением и криками, научиться вести себя спокойно ему будет достаточно сложно.

- Может ли подобное поведение быть всего лишь проявлением кризиса 3-летнего возраста? Ведь тогда надо просто дождаться, когда он пройдет...

- Если подобное поведение началось в три года, то это, без сомнения, он — «кризис трех лет». И это четвертая причина подобного поведения, до которой мы, наконец, добрались. Три года - первый кризисный период, когда личность маленького человечка терпит резкие изменения. Они наступают довольно-таки внезапно. Дети в это время могут казаться просто невыносимыми и неуправляемыми. В характере проявляется упрямство, своеволие. Поведение ребёнка порой напоминает бурю. Бороться с ним практически бесполезно, но можно наладить вполне гармоничные отношения, если это поведение принимать как временное явление. Психологи считают такое поведение у детей вполне нормальным, так как это – проявление самоопределения. Просто у малыша развивается личность, индивидуальность. И он начинает ее утверждать. Особенно остро ощущается период этого кризиса в семьях, неблагополучных для воспитания малыша.

- Значит, нужно просто «переждать» этот возраст?

- Не просто переждать, а помочь ребенку самоутвердиться. Со временем «кризис трех лет» сам себя изживёт. Если это кризис пройден благополучно, то есть ребенок осознал себя самостоятельной личностью, он приобретает такие качества, как независимость, умение быть самостоятельным. Эти качества очень важны для дальнейшего развития, помогают ребенку идти вперед, браться за решение сложных вопросов, проявлять активность.

- Как относитесь к высказыванию, что из непослушных детей получаются талантливые люди, часто — изобретатели?

- Тут я бы посоветовала различать «ужасное поведение» и стремление к исследованию мира. Какой ребенок больше всего нравится родителям? Удобный. Если ребенок испачкался, если он прячет в карманах «гадость с улицы», значит — ведет себя неправильно, плохо. Но ребенку важно исследовать мир. Это его потребность. И он, в свою очередь, когда ему мешают класть в карманы важные и нужные ему камешки, палочки и прочие "ценности", может обижаться, нервничать и выплескивать свою обиду. Из исследователей часто получаются изобретатели и гении, это верно. Тут главное — не мешать с детства.

Когда пора идти к психологу

- А если тот самый кризис, о котором мы уже говорили, затянулся? Вот ребенку уже не три года, не четыре и даже не пять. А ведет себя из рук вон плохо, неадекватно. Стоит ли вести такого ребенка к психологу?

- Кризис трех лет вполне может затянуться, у всех детей он протекает по-разному. Часто ребенок просто в силу импульсивности слабо контролирует свои действия. Если родители волнуются, они могут сходить к психологу. Он всегда расскажет, что надо делать, требуется ли профессиональная коррекция. В любом случае вы узнаете больше и о себе, и о ребенке и его возрасте. Но стоит помнить, что без участия родителей скорректировать поведение ребенка невозможно. То есть психолог — это не волшебная палочка-выручалочка. И для того, чтобы проблему решить, нужны совместные усилия всех заинтересованных сторон: и психолога как специалиста, и самого ребенка, и его родителей. Иногда родителям нужно менять свое собственное поведение, чтобы поменялось поведение ребенка.

- Сейчас очень часто детям ставят диагноз СДВГ - «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Гиперактивность может быть причиной «ужасного поведения»?

- Вполне. Но гиперактивность — это диагноз, который ставит детский невропатолог, потому что при гиперактивности ребенок нуждается не столько в психологической, сколько в медикаментозной коррекции.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру