- Все полотна, которые посетители могут увидеть на выставке, объединены одним жанром, - комментирует генеральный директор ВСМЗ Светлана Мельникова. - Это пейзажи. Но взгляните, насколько они разнообразны по стилю, художественным направлениям! Взять, к примеру, две картины Саврасова, которые висят на входе. Это уже поздний Саврасов, который понимал, что скоро уйдет... Что он хотел сказать нам этими полотнами?..
- Нашей задачей было как можно полнее представить разнообразие русской пейзажной живописи конца XIX – начала XX века, - пояснила Алла Чаянова, директор Плесского музея-заповедника.
На выставке произошло и триумфальное «возвращение в свет» известной картины Шишкина «Луг на опушке леса. Сиверская». В 2004 году она была похищена из Музея пейзажа и год спустя, усилиями правоохранительных органов вернулась в фонды музея-заповедника. Но в каком состоянии!
- Рама картины была сильно повреждена, само полотно находилось на реставрации, - рассказала корреспонденту «Перископа» главный хранитель Плесского музея-заповедника Светлана Кутурина. - Почти 10 лет картина была скрыта от глаз в запасниках, и вот наконец реставраторы дали нам разрешение на включение «Сиверской» в экспозицию.
С Плесом неразрывно связано имя Левитана. Благодаря искренней любви художника к городу на Волге, появились на свет шедевры русского пленэрного «пейзажа настроения», а позже в Плёсе даже сложилась своеобразная культурная среда - появились артели художников последователей Левитана: Корина, Аладжалова, Кувшинниковой,. Переплётчикова, Жуковского, Виноградова... Работы всех художников также можно увидеть на выставке.
На церемонии открытия представители двух музеев-заповедников — Плесского и Владимирского — обменялись подарками. Плесовцы не исключили, что эта выставка вполне может стать началом для плодотворного сотрудничества обоих музеев.