По следам великих цивилизаций

Многие отдыхающие на побережье даже не подозревают о том, что есть и другая Турция

Турция, пожалуй, самое популярное место отдыха среди жителей постсоветского пространства. Многие побывали там уже ни один раз. Но для абсолютного большинства Турция — это пляжный отдых, кормежка «все включено», недорогой шопинг и экскурсии по близлежащим достопримечательностям. Вместе с тем, страна очень богата памятными местами. Тысячелетний Константинополь, Босфор и Дарданеллы, воспетая Гомером Троя, Пергам и Измир, Конья и Паммукале, Анкара и Эфес... Древние города сохранились в естественном виде. Поверьте мне, стоит объехать Турцию с востока на запад и обратно, чтобы зайти в полуразрушенную библиотеку Цельса, прикоснуться (в буквальном смысле!) к древним скальным изображениям, опробовать акустику византийских амфитеатров...

Фото: Аннета Татарникова. Собор Святой Софии в Стамбуле

Стамбул: европейский и азиатский

Все началось еще в Шереметьево, когда, ожидая посадки на рейс, мы (на сей раз я путешествовала с приятельницей) познакомились с Анжелой, 30-летней россиянкой, которая несколько лет назад вышла замуж за турка. Причем встретила своего Хамитом в России. После года переписки и изучения турецкого языка приехала в Стамбул, чтобы связать с этим городом и отдельным его представителем свою жизнь. По каким таким делам женщина в этот раз приезжала в Россию, она не стала распространяться, но было очень заметно, что по родине и общению с соотечественниками Анжела сильно скучает. А потому мы получили приглашение в первый наш «свободный день» в Стамбуле (откуда и начинался тур «По следам великих цивилизаций») сделаться Анжелиными гостями. Она, мол, покажет и расскажет, что, где и как. Разумеется, мы согласились!

Решено было встретиться с Анжелой у собора Айа-София после размещения в отеле.

Гид, организующий наш трансфер из аэропорта и размещение в отеле, перед тем как оставить нас одних, провел вводную беседу. Оказалось, что Стамбул делится на две части: «европейскую» и азиатскую, разделенные проливом Босфор, который, к слову, соединяет Мраморное и Черное моря. По европейской части нам было разрешено гулять беспрепятственно, а вот насчет азиатской гид строго предупредил: не дай Бог туда сунуться. Туристических объектов никаких не найдете, а вот приключений на свою голову отыщете запросто. Причем, весьма опасных приключений.

Убедившись, что запугал нас достаточно, гид рассказал, как добраться до Топ Капы и распрощался до завтра. Мы же, полные решимости исследовать «европейскую часть», отправились на встречу с нашей новой знакомой.

Главная цель — выйти замуж

Оказалось, что от отеля до Айа-Софии рукой подать. Собор Святой Софии — символ Стамбула. Именно в этом соборе более 1000 лет назад на послов князя Владимира снизошла благодать Святаго Духа, после чего они и дали князю совет: крестить Русь в веру православную...

Неспешно прогуливаясь возле Софийского собора, Голубой мечети, что расположена как раз напротив него, мы задавали Анжеле вопросы, на которые навряд ли ответил бы наш гид.

Узнать о турецком укладе жизни и местных обычаях из уст россиянки, было особенно интересно. Например, поведала Анжела, русские и украинки в Турции не в чести, а имя «Наташа» стало и вовсе нарицательным для женщин, продающих любовь за деньги.

- Все знают, что у Хамита жена-иностранка, но я предпочитаю представляться финкой или датчанкой, - призналась Анжела. - Первый год муж не выпускал меня одну на улицу, потому что для женщины с белой кожей это опасно. До сих пор, хотя я уже очень неплохо знаю турецкий, он разрешает мне гулять одной лишь в европейской части и только по людным улицам.

Для турецкой женщины, по словам нашей провожатой, главная в жизни цель — выйти замуж, подороже продать себя. А когда выходят замуж, «кладут ногу на ногу» и целиком перекладывают заботу о себе на плечи мужа. Работать у турчанок не принято: работают только молодые, еще незамужние и пожилые — которые не смогли выйти замуж. Разводы у турок считаются большим позором.

Кроме того, турчанки официально признаны самыми курящими женщинами в мире. Здесь балуются табачком до 80 процентов женщин.

Разуваемся в подъезде

Я читала в интернете об искреннем турецком гостеприимстве. Нам удалось испытать его на себе: после прогулки по дворцу Топ Капы, пешеходной улице Истикляль и приглашения в кафешку (не для туристов, а для своих, местных), где подавали турецкие сладости, мы получили и приглашение в гости. Ехать предстояло в ту самую, запрещенную для посещения азиатскую часть Стамбула.

Страшную и опасную. Разумеется, мы опять согласились!

Честно говоря, ничего ужасного мы там не увидели: проехали по тихим улочкам прямиком в местный спальный район. Высотных домов там не обнаружили: 4-5-этажки. То ли улочка такая особенная, то ли высотки в азиатской Турции не в чести. Собственное жилье многим туркам не по карману, объяснила Анжела, поэтому обычной практикой здесь считается съем подходящего дома или квартиры у домовладельца.

Еще одна интересная особенность: у турков не принято входить в квартиру или в дом в уличной обуви, поэтому разуться нам было предложено еще в подъезде, прямо у входа в квартиру. У остальных квартир так же стояли многочисленные кроссовки, туфли и шлепанцы. Турки помешаны на чистоте.

А живут по принципу: минимум мебели — максимум комнат. В самой тесной турецкой квартире — три комнаты. Причем одна, по словам Анжелы, традиционно отводится под гардеробную. В основном же обстановка комнат похож на наши. Во всяком случае изобилия турецких ковров, на которых следует восседать во время трапезы, мы не обнаружили.

Хамит оказался интересным собеседником. Всё расспрашивал нас, более всего интересовался, что русские думают и говорят о Турции (мы были дипломатичны и великодушны), а потом признался: «Я люблю русских». Разумеется, мы спросили: за что, и были готовы выслушать множество дифирамбов в свой адрес. Но Хамит отвечал лаконично: «Русские много покупают, это поднимает экономику Турции»...

Отец всех турков

На другой день началась экскурсионная программа — интересная и насыщенная. Сначала экскурсия по Стамбулу, потом переезд через Босфор и пятичасовая дорога в Анкару, столицу турецкой республики.

Фото: Аннета Татарникова. Троянский конь

Наш гид Шафат был готов отвечать на любые вопросы о Турции. Но очень дипломатично обходил острые углы. Например, на вопросы о захвате Константинополя и разрушении православных храмов, о геноциде армян, о вторжении турков на Кипр старался не распространяться вовсе и тотчас мастерски переводил разговор в другое русло. Зато с большим удовольствием рассказывал про ислам. О том, как хорошо живется женщинам в исламе (90 процентов нашей группы были женщины), о мечетях и правилах намаза. Второй благодатной темой оказались жизнь и деятельность Кемаля Ататюрка. Для тех кто не знает, это турецкий государственный деятель - реформатор и военачальник, а также первый президент Турецкой Республики. Именно Ататюрк дал туркам свободу: возглавил национально-революционное движение и «войну за независимость» от османов. Фамилия Ататюрк переводится как «отец всех турков». Среди турков «отец» пользуется очень большим уважением. Горе тому, кто скажет про Ататюрка плохое, могут и в тюрьму заключить, предостерег Шафат. Туристов это тоже касается.

Далее нас ожидал долгий и подробный рассказ о детстве и взрослении, о вынашивании планов, о победах и поражениях. Шафат буквально соловьем заливался, когда повествовал об Ататюрке, которого сравнивал то с Лениным, то со Сталиным, то с Буденным. А когда наш гид немного выдохся, предложил: «Про Ататюрка я могу еще много чего рассказать. Вы задавайте вопросы». В это время мы как раз проезжали мимо одной из турецких деревушек, и кто-то, уцепив, вероятно, только фразу «задавайте вопросы», спросил: «Почему в Турции крыши красного цвета?» Шафат очень обиделся и надолго замолчал.

Вокруг своей оси

Вечером следующего дня мы приехали в Каппадокию, область в горах, где после извержения вулканов и под воздействием ветра сформировались необычные скалы. В них выдалбливались церкви, монастыри, жилища. Есть даже целый подземный город, в котором первые христиане скрывались от арабов. Представьте себе: 9 «этажей» вниз. При этом, по словам Шафата, город до конца еще не раскопан — работы ведутся и ученые прогнозируют отыскать не менее 15-ти таких «этажей»!

До приезда в Турцию я, конечно, слышала словосочетание «танцующие дервиши», поэтому, когда нам предложили посетить «шоу танцующих дервишей», из любопытства согласилась. И очень пожалела. Нет, не денег — шоу стоило что-то около 30 долларов. И не времени: все равно вечером в деревеньке, где мы остановились на ночлег, делать особенно было нечего. Но смотреть в течение 45 минут, как несколько мужчин на площадке 4 на 4 квадратных метра с закрытыми глазами и поднятыми вверх кружатся на месте, оказалось довольно скучно и неинтересно. Одним словом, идеями суфизма я не прониклась.

Кстати, в один из следующих дней мы были в Конье, городе, считающемся религиозным центром страны. Водили нас в религиозный центр Мевляна, где турки как раз и готовятся стать танцующими дервишами. Странно прозвучит, но чем-то похоже на наши монастыри: чистая ухоженная территория, лавки со «святынями» и двери в кельи, куда вход, разумеется, запрещен...

О Клеопатре и Елене Прекрасной

Памуккале — еще один бренд Турции. Именно здесь в термальном источнике любила купаться Клеопатра. Считалось, что своей красотой она обязана именно этим ваннам. Накупавшись вдоволь, мы пошли побродить по травертинам.

Что это такое? Представьте себе высокую крутую гору, покрытую абсолютно белыми известковыми отложениями. Наверху она почти пологая, на ней образовались из той же белой породы неглубокие бассейны. Они наполняются из термальных источников (они же, кстати, наполняют и бассейн Клеопатры). Что и говорить, побродить по травертинам очень приятно. Единственное условие: ходить можно только босиком, чтобы не разрушить известняковые отложения.

… В последний день мы заехали в Трою. Ту самую, где жила украденная греками Прекрасная Елена, из-за которой и началась троянская война. Ту самую, которую еще в конце позапрошлого века обнаружил Генрих Шлиман. И Троянский конь (пусть бутафорский, сколоченный из дерева) здесь стоит, и развалины (пусть не такие сохранившиеся как в Пергаме и Эфесе) там сохранились. Но больше всего цепляет всем известная история о человеческом упорстве и вере в мечту...

До свидания, Троя! Здравствуй, пролив Дарданеллы! Его мы пересекли на малютке-пароме всего за полтора часа. А потом — дорога в стамбульский аэропорт и трогательное прощание с Шафатом, который читал нам стихи собственного сочинения, а у входа в аэропорт обнимал каждого со словами: «Приезжай еще в нашу страну, я буду скучать...»

Вот такая вот необычная, не пляжная Турция...