Галина Мозгова решила узнать подробнее, что это был за фотограф, найти другие его работы. Так родилось ее стремление собрать фотопортреты, созданные на владимирской земле от зарождения фотографии до 1929 года, когда ликвидировали все частные заведения, в том числе и фотографии и фотопортреты перестали быть авторскими...
Сегодня Галина Глебовна не только по заднику (фону), но и по композиции может почти на стопроцентной уверенностью назвать имя фотомастера, сделавшего тот или иной портрет: Петр Вавилов, Юзефа Вейнерт, Василий Коренев… Она может рассказать, в какое время, в каком городе или селе работал фотограф, где была расположена и как называлась его мастерская, как сложилась судьба мастера. Нередко может поведать, кто те люди, что изображены на фото, каковы их судьбы... Слушать Галину Мозгову хочется часами, она обладает не только феноменальной памятью, но и несомненным даром рассказчика.
- Казалось бы, что может быть прозаичнее жизни провинциального фотографа, - рассуждает Галина Глебовна. - Это тысячи зачастую не отличающихся особым мастерством снимков, постоянные заботы о хлебе насущном, семья, все члены которой также вовлечены в отцовское дело… Но стоило прикоснуться к истории, к судьбам некоторых из этих людей, чтобы понять, что даже если владелец фотозаведения и не стал создателем карликовой партии или не был втянут в громкий политический процесс, его жизнь, его судьба, судьбы его детей все равно достойны интереса, особенно если пришлись на трудные для России, переломные годы.
Самыми редкими считаются старинные фотографии офицеров и священников. При советской власти хранить такие в семейном архиве было по-настоящему опасно. Поэтому подобные фото потомки, как правило, уничтожали.
Краеведы — это детективы
Галина Мозгова коллекционирует работы фотографов не только нынешней Владимирской области, но и Орехово-Зуева, Иванова, Переславля, Шуи - иными словами всех тех населенных пунктов, которые когда-то входили в состав Владимирской губернии.
Сегодня в коллекции краеведа 700 «живых» снимков и столько же электронных копий: владелец старинной фотографии не всегда согласен передать ее краеведу. Сканируя фото из альбомов владимирцев, Галина подчас снабжает хозяев снимков удивительными историями об их предках и фотографах.
Откуда они берутся? Для того чтобы получить интересующие сведения, необходима тщательная, кропотливая работа. Искать материал в городском владимирском архиве Галине Глебовне долгие годы помогала ее мама, Роза Ивановна Мозгова. Она скрупулезно вычленяла из архивных документов малейшие упоминания о владимирских фотографах: находила их в полицейских донесениях, газетных статьях, метрических книгах. Попробуй-ка разобраться в дореволюционных почерках (порой отнюдь не каллиграфических), в старинных «фитах», «ятях» и «ижицах», написанных порыжевшими от старости чернилами!..
Работа краеведа сродни детективной: порой по малейшим признакам и полунамекам приходится догадываться об истории той или иной фотографии, о людях, на ней изображенных, строить версии и гипотезы, а потом блестяще подтверждать свои предположения архивными документами.
…Памяти мамы Галина Глебовна выпустила книгу «Но мы живем, чтобы оставить след». Наполовину это воспоминания Розы Ивановны Мозговой (до 1944-го года), а остальное – тоже ее воспоминания, но переданные дочерью (вплоть до сегодняшних дней), снабженные интереснейшими подробностями и фотографиями из семейного архива.
Сегодня Галина Глебовна, преподаватель архивоведения и документационного обеспечения управления во Владимирском политехническом колледже, говорит, что «вовлекла в архивный поиск» многих своих учеников. И те с удовольствием разбирают архивные документы, когда готовят курсовые работы или доклады к ежегодной молодежной историко-краеведческой конференции «Моя малая родина».
За портретом - босиком
Краеведческий поиск не ограничивается только архивом. Еще несколько лет назад во время отпуска Галина Мозгова колесила по районным городам Владимирской области в поисках новой информации о губернских фотографах. Интересная деталь: в районных городах старинных фотографий традиционно много, в пригородных населенных пунктах — «негусто», а в отдаленных деревеньках и того меньше.
- Дело в том, - поясняет Галина Глебовна, - что выход к профессиональному фотографу довольно долго оставался достаточно дорогим удовольствием. Заказ фотографического портрета был далеко не всякому по карману! Фотографировались многие, но делать это достаточно часто, а именно в этом случае в семейных архивах и сохранялась настоящая фотолетопись рода, могли позволить себе в основном обеспеченные семьи: дворяне, чиновники, зажиточные мещане, священнослужители городских храмов. Для крестьянина поход в фотографию всей семьей считался целым событием. В город шли босиком, в повседневной одежде. Несли с собой праздничную одежду и обувь. А в ателье перед съемкой переодевались, чтобы предстать перед потомками в самом лучшем виде.
Поиск продолжается. Сегодня большой удачей Мозгова считает возможность отыскать работы тех мастеров, чьих фотографий пока не найдено, например, фотографа Левенштейна, упоминания о котором в архивных источниках встречаются, но фотографии пока не найдено ни одной.
Краевед-исследователь Галина Мозгова — автор девяти книг (некоторые написаны в соавторстве): «Город Св. Георгия: Юрьев-Польский в старой открытке», «Сей муж – достойный и славный гражданин: Жизнь и деятельность купца А.Г. Кольчугина», «Путешествие в Гороховец: Губерния в старой открытке», «Очарование Юрьев-Польского Ополья. Прогулки и путешествия» и др. Она - дипломант конкурса Ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги 2002 года», лауреат областной премии в области культуры, литературы и искусства (2003), лауреат городской премии г.Суздаль им. А.Д. Варганова (2010).
В пользу «недостаточных студентов»
Сегодня Галина Мозгова работает над большим проектом. Условное его название - «История Владимирской еврейской общины». Ведется архивный поиск и сбор материала.
- В исследовании дохожу до каждой мелочи, в частности, изучаю вклад евреев-музыкантов во владимирскую культуру. Например, Гирш Лейбович Банович развил в губернии бурную деятельность, - делится своими открытиями Галина Мозгова. - Он был капельмейтером 9-го гренадерского Сибирского полка. Квартировал полк в так называемой «Солдатской слободе» - там, где сегодня военный городок. Стараниями Гирша Бановича устраивались концерты, гуляния в парке им. Пушкина. Он преподавал музыку в мужской гимназии и даже организовал в ней духовой и струнный оркестры! Создал такие же оркестры в Боголюбове и Ставрове. Участвовал в благотворительных концертах, в том числе «в пользу недостаточных студентов»-владимирцев, учившихся в Москве.
Предполагается, что эта работа краеведа также выльется в написание книги. А сейчас Галина Глебовна пишет статьи, выступает с докладами на эту тему на конференциях.