Творческие грани Михаила Белана

«Не могу насытиться творчеством»

Известный владимирский художник – плакатист, график, карикатурист, иллюстратор и портретист – Михаил Белан отметит 60-летний юбилей.

«Не могу насытиться творчеством»
Фото из личного архива М. Белана

Михаил Белан родился в солнечном Таджикистане, в городе Пахтаабад. Успешно закончил республиканское художественное училище им. Алимова по специальности «графика». Параллельно занимался в студии карикатуристов, которую основал бывший репрессированный Павел Гейвандов – великолепный, по оценке Михаила Белана, журналист и художник. Вскоре Павел стал для Михаила не только наставником, но и другом, и советчиком. С его легкой руки Михаил начал сотрудничать с газетами. Первая карикатура вышла в 71-м году, когда молодому художнику только исполнилось 20 лет. Потом Гейвандов привел своего ученика и в республиканский журнал «Хорпуштак» (в переводе – «Ёжик»), аналог известного сатирического издания «Крокодил».

Вскоре имя Белана стало известным, он активно сотрудничал со многими газетами и журналами (в том числе и с «Крокодилом»), работал в организации «Агитплакат». Его плакаты расходились огромными тиражами по всей республике. Работы Михаила Белана вошли во всесоюзные альманахи «Сатира в борьбе за мир» и «Мастера советской карикатуры». Одна за другой прошла дюжина выставок.

Успешная карьера: ответственный секретарь одной из центральных республиканских газет «Комсомолец Таджикистана», член Союза художников и журналистов, лауреат нескольких престижных, в том числе и международных премий…

В личной жизни тоже все складывалось отлично: наметанный взгляд художника выбрал спутницу жизни. Ирина была физиком-оптиком, но это не помешало «лирику» Михаилу предложить ей руку и сердце. И предложение было благосклонно принято.

…Мог ли предполагать благополучный, широко известный в Таджикистане художник Михаил Белан, что в 40 лет ему придется начать жизнь с чистого листа?..

Крушение надежд

Итак, все было стабильно и достаточно безмятежно. У него имелась любимая работа, красавица-жена, двое ребятишек: дочь Маша и сын Дмитрий. Ему казалось, что он знает, в каком галстуке он будет встречать сорокалетие, в каком ресторане отметит «полтинник», в какой детсад и школу станут ходить его дети…

Но людям не дано знать, какие перипетии преподнесет судьба. Настал 1990-й год. Гражданская война в Таджикистане разрушила и перекорежила жизни многих.

- Я бы ни за что не поверил, что все переменится буквально в одночасье, - говорит Михаил Белан. - Я покрутил бы пальцем у виска, если бы мне сказали, что на работу я буду ходить проулками, постоянно оглядываясь, опасаясь шальной пули или удара ножом в спину. Или, что мне придется с другими мужчинами из моего подъезда по очереди дежурить ночью во дворе дома с ломом и самодельными «гранатами» из бутылки с зажигательной смесью, чтобы защитить жену и детей от бандитов…

Это было страшное время. Работали «газетчики» до полудня, потому что в первой половине дня вернуться домой живым было еще возможно. А печатную продукцию тогда сбрасывали на город с вертолетов.

«Я бы хотел успеть вскочить на подножку последнего уходящего в Россию поезда», - сказал ему тогда друг и учитель Павел Гейвандов. Но он не успел: сердце…

А Белану так важно было успеть! Ему предлагали работу в Москве, но он выбрал Владимир, узнав, что здесь открывается газета «Владимирские ведомости».

…Он с тревогой покидал любимый, родной Таджикистан. Что с ними будет во Владимире, где нет ни одного знакомого человека? Приживутся ли на новом месте? Станет ли Россия вторым домом?..

Плакаты уцелели чудом

Михаил Белан стал работать ответственным секретарем возрожденной газеты «Владимирские ведомости», редактором которой был тогда Виталий Турков.

В Душанбе пришлось оставить (вернее, «сдать государству») просторную квартиру и любимую мастерскую. Во Владимире Беланы получили «трешку», которая после огромной студии с двумя ванными и широченным холлом казалась тесной и неуютной.

Но уют – дело наживное, он был создан заботливыми руками супруги, Ирины Петровны. И, по большому счету, квартира и мастерская – ничто по сравнению с их спасенными жизнями.

А вот о картинах, навсегда оставшихся в Таджикистане, просто из-за того, что не поместились при переезде в контейнер, - Михаил Васильевич жалеет до сих пор, даже спустя 20 лет после переезда. И плакаты, которые привез-таки из Таджикистана, художнику жалко до слез. Дело в том, что мастерской долгое время не было, «плакатный архив», а также художественные принадлежности до поры до времени заняли свое место на балконе, и были завалены другими вещами. Когда через десяток лет удалось до них «добраться», оказалось, что большая часть безвозвратно испорчена. Чудом уцелели всего несколько работ, увидеть которые можно будет на юбилейной выставке художника.

Эпоха Белана

В 91-м, когда «Союз нерушимый» рассыпался в прах, сразу заговорили о свободе слова и печати. Одна за другой во Владимире стали открываться газеты: «Новая вечерка», «Офеня», «Пульс губернии», «Забота», «Молва», «Происшествие»… Михаил Белан «дал лицо» полусотне газет и нескольким журналам. Оформил их, делал, как принято выражаться у журналистов, «паспорта газет». И, наверное, не случайно кто-то из журналистов назвал то время «эпохой Белана».

Кроме информационного голода, страна утоляла голод книжный.

- Опыт у меня уже был, - рассказывает Михаил Васильевич. - В Душанбе некоторые из моих коллег-журналистов были и писателями, я придумывал к их книгам обложки, форзацы, рисовал иллюстрации. Самым дорогим воспоминанием остается оформление книг известного и очень уважаемого во всей республике писателя и журналиста Бориса Пшеничного.

Во Владимире с просьбой о сотрудничестве к Белану обратился ивановский книгоиздатель. И Михаил Васильевич с удовольствием согласился поработать в этом жанре. Он иллюстрировал книги Уилки Коллинза, Мориса Дрюона, собрание сочинений Алексея Черкасова, не говоря уже о произведениях практически всех известных владимирских литераторов: Фурмана, Сухарева, Шлыгина, Краковского… Проиллюстрировал не один десяток книг, в том числе и изданий для детей.

«Не могу насытиться творчеством…»

Почти 10 лет он не брался за кисти и краски, не рисовал картин – надо было устраиваться на новом месте, перевозить в Россию семью, стариков-родителей. Супруга первые годы во Владимире не работала, занималась воспитанием детей. А тут еще – задержки зарплаты, талоны на продукты…

Он никак не мог выкроить время для творчества. Но, как только выдалась возможность, сразу взялся за кисть.

- Когда мне было четыре года, воспитательница в детском саду попросила нас, детей, нарисовать, кто что захочет, - вспоминает Михаил Васильевич. - Я горизонтальной чертой разделил лист бумаги пополам, на одной половине нарисовал церковь, а на другой – ее перевернутое отражение, словно в воде. Как потом выяснилось, изображенный храм был точной копией церкви Покрова на Нерли.

Возможно, я видел его в какой-нибудь книжке по искусству, которых у моего отца было немало. Мог ли я предполагать, что спустя 35 лет, судьба приведет меня именно к этому храму?! Так вот, первое, что мне захотелось нарисовать на новом месте, когда выдалась такая возможность, был именно храм Покрова на Нерли. И все храмы Владимирской земли, которые я здесь увидел, я рисовал, рисовал… И в 1999 году в ОДРИ прошла моя персональная выставка.

С тех пор Михаил Белан выставляется ежегодно. Он был участником международных, межрегиональных и областных выставок, а также провел 8 персональных выставок. Многие ли художники могут похвастать тем же?

Михаил Белан многогранен. Он открыл себя Владимиру не только как талантливый график, но и как великолепный портретист, автор дружеских шаржей и карикатур.

, - говорит он.

Исландия глазами русского художника

…Но творческий человек так устроен, что всегда ищет, придумывает, стремится к открытию невиданных горизонтов. Освоив один жанр, сразу хочет попробовать себя в чем-то другом. Михаила Белана уже сегодня называют родоначальником нового направления в живописи.

А началось все с того, что повзрослевшая дочь, Мария, вышла замуж за исландца и переехала в далекую северную страну. И, разумеется, родители полетели в Рейкьявик проведать дочь и повидать недавно родившуюся внучку с русским именем Александра.

- Я был просто ошеломлен суровой красотой этой страны, - признается Михаил Белан. – Гейзеры, водопады, вулканы, айсберги!..

И, разумеется, он принялся рисовать. Работал много и самозабвенно. Нарисовал около полусотни картин и этюдов. В Рейкьявике с успехом прошла выставка «Исландия глазами русского художника». Большая часть работ была тут же куплена местным коллекционером живописи, который прочит им большое будущее.

Уже перед самым отъездом он с дочерью зашел в местную галерею – просто посмотреть работы исландских художников. Разговорились с хозяином галереи. Оказалось, что его сын женат на русской, из Ярославля – почти земляки. Владелец галереи попросил Михаила Белана принести несколько работ из исландской серии, и тот не мог отказать.

Через пару дней позвонил взволнованный хозяин: «Не могли бы вы дать мастер-класс для наших художников? Многие восторгаются вашим мастерством. И рассматривая ваши картины, остаются в недоумении: каким образом они нарисованы?». – «Я бы с удовольствием, но в другой раз, - развел руками Белан. – Уже завтра уезжаю домой, в Россию…»

Сегодня Михаил Белан активно занимается творческой деятельностью, активно сотрудничает со СМИ Владимирской области. К слову, его супруга, Ирина Белан, из физика тоже превратилась в «лирика». Ее имя хорошо известно в журналистских кругах. Сегодня она работает главным редактором газеты «Суздальская новь».

…В июле пройдет юбилейная выставка работ Михаила Белана, посетители которой смогут не только увидеть все жанры, в которых работает мастер, но и попытаться разгадать авторскую технику Белана, которая так и осталась загадкой для исландских художников.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру