С Абдуловым на дружеской ноге
- Жить надо, получая от жизни удовольствие, - уверен Владислав Миронов. – Я живу так, как мне нравится. Ни перед кем не прогибаюсь. Я привык одеваться не так, как модно, а как мне удобно. Я люблю свободную одежду, свободную обувь. Вообще, свободу люблю…
А еще – он не боится искать и кардинально менять свою жизнь. Однажды, говорит, вдруг решил, что он – студент политеха – должен бросить точную науку и посвятить жизнь театру. И ведь бросил! И поступил в театр-студию МХАТ. Тогда и познакомился с Александром Абдуловым, который сделался его близким товарищем на все студенческие годы. Они были – не разлей вода, хотя Абдулов оказался младше Миронова на пять лет.
- Мы оба картежники были заядлые, - вспоминает Миронов. – Там с нами датчанин один учился, не помню, как его звали, все время нас без копейки оставлял. Голодные ходили… У Володьки Винокура всегда картошечка была с салом, подкармливал нас. А Стаська Садальский жадничал, никогда ничего не давал…
Звездные имена сыплются с его уст одно за другим. Это, говорит, в актерской профессии самое интересное. Например, ехать на съемки в одной машине с легендарным Крючковым, или рубиться в массовке на саблях с Тальковым.
И с Табаковым, и с Евстигнеевым на одной сцене играл – раньше звездные гастроли были делом обыкновенным. Когда на главную роль в спектакль, который идет уже давно приглашались с гастролями знаменитости, интерес к постановке возникал вновь.
«Хочу играть мужика»
- Я хочу играть русского мужика и как высшее его проявление – русского солдата, - открывает свою мечту Владислав Васильевич. – Кстати, первый мой театр – театр Краснознаменного Дальневосточного военного округа.
На Дальний Восток, в Уссурийск, после двух лет учебы в театральном вузе Миронов попал случайно: приятель сбил. Давай, говорит, съездим бесплатно – на мир посмотрим. Ехал на годик, а остался на шесть лет. Но Миронов, верный принципу «жить надо весело, интересно и по совести», не жалеет. Потому что было на самом деле весело и интересно: женился, на Дальнем Востоке родилась старшая дочь. А вот из-за принципа «жить по совести» приходилось страдать неоднократно.
- Характер у меня такой, - бешено вращая глазами, восклицает Миронов, - говорю то, что думаю! За это шишки всю жизнь и набиваю. А самое обидное, когда потом подходят и на ухо говорят: «Как ты все правильно этому гаду сказал!» Я: «А что же ты молчал, почему не поддержал?» - «У меня дети»…
Из-за характера шесть раз менял театры. Но это, говорит, не так уж и много. Некоторые актеры в погоне за длинным рублем, за славой и красивыми ролями до тридцати раз театры меняют, по два за сезон…
Четыре роли в одном спектакле
- Главное – чтобы нравилось дело, которое ты делаешь, - говорит мой собеседник. – Нет плохих ролей, это верно. И мне не так уж важно, кого я играю – короля или «кушать подано», главное – быть на сцене в хорошем спектакле.
Иной раз на сцене быть так хочется, что играет сразу несколько ролей.
Однажды в «Тиле Уленшпигеле» представлял короля. Но один из актеров заболел и Миронову предложили: «Ты не задействован в этой сцене, выручи, сыграй еще одну роль, вместо заболевшего». Согласился с радостью – кому удалось познать счастье перевоплощения, никогда уже не откажется от лишнего выхода на подмостки. Через неделю заболел еще один актер, режиссер подначил: «А слабо три роли сыграть?» Миронову оказалось не слабо. Правда, говорит, приходилось очень быстро менять за сценой грим, перевоплощаясь в своих героев. В конце последнего акта – в сцене казни - решил созоровать: народу в массовке было не очень много, Миронов по-быстрому переоделся бабушкой и лицезрел казнь Тиля не из-за кулис, а со сцены.
- Четыре роли в одном спектакле – мой личный рекорд, - с деланной скромностью говорит он. – А однажды в кино по числу ролей я переплюнул Ролана Быкова. Слушайте, как было.
А было вот как. С Виктором Титовым, режиссером фильма «Жизнь Клима Самгина», Миронов познакомился «на каких-то других съемках». В «Жизни Клима» хотел снять свою дочку – очень уж она просила, жаждала увидеть себя на экране.
- Я и тебе небольшую роль дам, - решил Титов уже на съемочной площадке.
Отказываться от ролей не в правилах Миронова. Отсняли эпизод, а у Титова новый замысел: «Еще один эпизодик мне укрась». Миронов было засомневался, а режиссерское окружение в один голос: «Снимайся, не раздумывай! Титов в двух ролях в одном и том же фильме никого обычно не снимает. Ролан Быков вчера просился, так ему было отказано – «принцип»!»
Точно по Вампилову
- Из десяти пьес, которые я написал, за четыре мне не стыдно, - признается Миронов.
Не стыдно за те, после которых зритель выходит из зала притихшим и думает о том, «что же ему сейчас показали». Несмотря на оптимистичный жизненный настрой автора, пишет он драмы. После комедий, говорит, зритель выходит из театра и забывает, где он был. Комедии - легкий жанр: посмеялся и забыл. На самом же деле после пьесы размышлять надо, меняться…
Стать драматургом помог случай. Несчастный.
Тогда играли на одной сцене с Олегом Табаковым какую-то пьесу Вампилова. Столичный актер не совсем удачно плюхнулся в кресло и на нем лопнули штаны. Миронову по роли всего-то надо было выйти на сцену и позвать уборщицу. Но из-за кулис приказали: «Тяни время!», и он лихорадочно заговорил какой-то монолог. Все это время народному артисту чинили за кулисами штаны Как показалось Миронову, очень и очень долго. А после спектакля Табаков уважительно спросил у него: «Ты помнишь, о чем говорил?» - «Ни слова не помню», - совершенно честно признался Миронов. «А говорил ты точно по Вампилову», - ошарашил Табаков, - «в тебе несомненные задатки драматурга. Ты это дело так не оставляй».
И он – не оставил. В тридцать восемь поступил в литинститут, на драматургию. В сорок четыре закончил. Результат – десяток пьес и публикация в драматургическом сборнике.
Зритель выходит в слезах
- У многих авторов произведения рождаются долго и мучительно, - говорит Владислав Васильевич. – Пишут по несколько лет. Марают бумагу, зачеркивают, переписывают… Я, напротив, долго вынашиваю замысел, а потом сажусь и быстро пишу. На написание уходит всего несколько недель.
В одной из пьес, написанных в 86-м, на заре перестройки, Миронов в точности предсказал, что произойдет в 99-м. Ему аплодировали, хвалили, обещали поставить пьесу, но…
…Пьесы Миронов не пишет уже 20 лет. Причина – невостребованность. В доперестроечные и перестроечные годы пьесу надо было «проталкивать» с помощью личных знакомств и взяток. Однажды ему даже прямо намекали, кому и сколько надо дать, чтобы произведение поставили. Но он отрезал: «Не в моем характере!»
И, спустя 20 лет ставит свои пьесы сам. Три года назад создал во Владимире альтернативный театр - «Антимиры» («Антреприза Миронова»). И тоже почти неожиданно. Первое выступление состоялось ровно 3 года назад, в 60-летний юбилей режиссера и драматурга. Выступал со спектаклем «Комната смеха для одинокого пенсионера», но в зрительный зал тогда не вместились все желающие, потому пришлось повторить выступление и на следующий день. Так родилась идея создать свой театр и показывать спектакли — те самые, которые заставляют задуматься.
- Я не делаю из театра бизнес, - говорит Миронов. - Сегодня заработать можно только на животном смехе. Но шокировать, эпатировать публику — это не театр. Это — масс-культура. Для меня главное - достучаться до душ. И зритель у меня отборный, случайных людей на спектаклях нет. Я рад, если после моего спектакля человек выходит со слезами на глазах. Слеза — это всегда очищение, это катарсис.
Сегодня у театра «Антимиры» 5 спектаклей: «Комната смеха» С. Багаева (с которой, собственно, все и начиналось), «Я пришел» Н. Халезина, авторская пьеса «Лобное место, или концерт для пианино без оркестра», моноспектакль по С. Брекету «Последняя запись Креппа» и пьеса современного драматурга М. Тульчинской «Страсти по дивану».
А вот о творческих планах Миронов говорить не любит:
- Как только я начинаю делиться планами, они разрушаются с катастрофической скоростью. Но чуть-чуть я их все-таки приоткрою. Меня очень волнует в последнее время проблема Манежной площади, состояние людей, которые понимают, что у них нет будущего. Двадцать лет не писал, а вот в последние две недели «зажглось ретивое». Почему? Не умею писать просто так. Только когда что-то болит...