Не нужен нам берег турецкий
Экскурсионных туров на рынке туризма сейчас пруд пруди: вся Европа, любые экзотические страны. Но, как показывает статистика, число автобусных поездок за границу упало на четверть. Специалисты предрекают дальнейшее падение спроса, поскольку добрая половина любителей «экскурсионок» - вездесущие студенты или... как ни странно, пенсионеры, откладывающие с пенсии буквально по тысяче, чтобы раз в год отправиться в путешествие. Повсеместное подорожание заставило этих людей потуже затянуть пояса.
Та же статистика доказывает: продажи туров по российским городам и весям несколько возросли. В самом деле! К чему нам дальние страны, когда совсем, казалось бы, под боком - множество достопримечательностей, о которых мы практически ничего не знаем?!
...Идея отправиться в тур «Углич-Мартыново-Мышкин» появилась у меня совершенно случайно: в автобусе на глаза попалось объявление, приглашающее совершить увлекательное путешествие в мир русской провинции. Более всего подкупало то, что выезд на автобусе предполагался не из Москвы, как обычно, а прямо из Владимира. Это потому, что туроператор - местная автобусная фирма.
Углич
В Угличе мне хотелось побывать давно, только все выбраться не могла. Пол-Европы посмотрела, а заглянуть в городок на Волге в трех часах езды от столицы было как-то недосуг.
А ведь городок - интереснейший - некогда был центром удельного княжества, где чеканили свою монету. Здесь же при странных обстоятельствах погиб последний из Рюриковичей - царевич Дмитрий. Впрочем, это для всей Руси великой обстоятельства гибели царевича были «странными» и «малоизвестными». Угличане все видели своими глазами: и то, как восьмилетнему царевичу перерезали горло, и то, как отправили в ссылку на 300 лет колокол, возвестивший об этом трагическом событии.
На месте гибели царевича стоит красного цвета храм - церковь Дмитрия-на-крови. Есть еще церковь Дмитрия-на-поле. Говорят, когда через пятнадцать лет после трагических событий мощи царевича перевозили в Москву, на этом месте пролилась из них в землю кровь.
В крохотном Угличе, который за час с небольшим можно пешком обойти, что называется, «храм на храме стоит».
И это еще что: раньше храмов было больше. Но многие взорвали и затопили при строительстве ГЭС. А вот два храма, которые тоже были в плане на затопление, спасены благодаря двум горожанам, которые не побоялись дойти до самого Сталина - показали ему чудесные творения древних мастеров и сумели убедить-упросить, чтобы храмы не рушили.
Сталин тогда собственноручно написал на фотографиях церквей: «Эти объекты сохранить». Сей документ до сих пор хранится в местном музее.
Большинство храмов Углича - действующие. Есть в них и чудотворные иконы, и мощи местно-чтимых святых.
А еще в Угличе полным-полно частных музеев (а, если точнее - музейчиков), распложенных прямо в жилых домах. То есть: на втором этаже живут хозяева музеев, а на первом - экспозиции.
Архитектура города этому способствует: в 18-19 веках Углич был городом купеческим. А купцы так и жили: на первом этаже магазин держали, на втором обитали с семействами.
Итак, имеются в Угличе: «Музей мифов и суеверий», «Музей авторской куклы», «Музей русской водки», «Музей тюремного творчества». Экспозиции занимают 1-2 комнаты, если в них заходят больше десятка посетителей за раз, становится уже тесно. Осмотр экспозиции происходит в течение от силы 10 минут. Цены на билет вполне демократичные — от 50 до 80 рублей.
Вода из угличского источника, что бьет прямо из-под земли, по словам экскурсовода, настолько целебна, что даже кремлевские врачи, приезжавшие сюда с экспертизой, назвали ее «золотой». Она хороша для язвенников и людей с прочими желудочно-кишечными заболеваниями. Причем воды так много, что, как говорят угличане, даже в лужах вода минеральная. Из лужи мы, туристы, не пробовали, а вот из «ключика», который оборудован в виде беседки, напился всякий, кто хотел. И с собой целебной водички прихватили. Так что гости посещают Углич не только с экскурсионной миссией, но и с целью подлечиться.
…И все-таки Углич - уютный и спокойный городок. С красивой набережной и очень отзывчивыми жителями, которые всегда готовы подсказать дорогу, куда не спросишь.
А может, этот город показался нам спокойным и полусонным, потому что были мы там в «не сезон», до начала навигации, когда нет еще толчеи экскурсионных групп. Как сказала наш гид Евгения, с началом судоходства на пирсе иногда стоят до 20 теплоходов. И большая часть - туристические.
На ночь нас устроили в комфортном отеле (почему-то обнесенном колючей проволокой).
Назавтра предстояло путешествие в самую необычную во всей России деревню Мартыново и городок со странным названием Мышкин.
Деревня Мартыново
Ярославская деревенька Мартыново - ярчайший пример того, как из ничего, на пустом, казалось бы, месте, сделать туристический объект. Вроде бы что привлекательного может быть в обыкновенной умирающей деревеньке протяженностью всего-то в одну улицу? В деревеньке, откуда уехала почти вся молодежь, осталось лишь стареющее население?
Необычное в обычном нашли местные краеведы: язык. А вернее - диалект. Особенный, ни на один другой не похожий. И - готов музей. Музей кацкарей. Так местные жители себя называют.
Дело в том, что стоит деревенька Мартыново (и еще 80 таких же микроскопически малых населенных пунктов) на реке Кадке. Волостью Кадка «страна кацкарей» стала в 1461 году (тогда она впервые упоминается в летописи), а в 16-м веке получила название Кацкий стан.
Если верить переписи, сто лет назад кацкарей было 29906 человек. Сегодня - чуть больше 2000 на все 80 населенных пунктов. На всех - одна церковь, 5 школ и 4 детских сада.
Но кацкари считают себя ни много ни мало особым народом.
- Кацкари - люди русские, да непростые, - вещал наш гид Дмитрий. - Себя называем кацкарями, а всех остальных - «заволостными», то есть за волостью Кадка живущими. С точки зрения этнологов, наличие собственного названия и противопоставление себя окружающим - верный признак отдельного этноса.
Особенностей у кацкарей «цельнёё голомёно» (много, если на русский перевести). Кацких диалектных слов - около 2000. Даже небольшой словарик из них составлен, чтобы «заволостные» «смустить» (понять) могли: бахорить — говорить; маскалить — идти; зыкать - носить и т.д.
Но одного только языка мало, чтобы музей сделать. Потому развлекают гостей в кацком стане на особый манер: кацким фольклором. А именно «прибайками» - небольшими стихами, «укоронами» - сельскими мифами и «коменничаньями» - пьесами деревенского театра. Длительность такой деревенской пьесы - 5 минут.
Есть и музей кацкарей - изба, набитая относительно старинными предметами быта. А на прощанье экскурсантов угощают обедом из русской печки.
Город Мышкин
Вот еще один яркий пример способности превратить необычное в обычное. Что может быть интересного в маленьком городишке на 5 тысяч жителей? Оказывается, может – название! Собственно, вокруг названия вся экскурсионная программа и вертится.
Итак, по легенде, в давние-предавние времена некий сиятельный князь (имя его мышкинцами, увы, забыто), расположился на берегу Волги отдохнуть. На потерявшего бдительность знатного путешественника хотела напасть змея. Но тут по лицу князя пробежала маленькая мышка, тот проснулся и вовремя заметил опасность. После чего повелел установить на месте своего чудесного спасения часовню, а при ней – сторожа. С этой-то часовни все и началось. Вокруг нее поставили один дом, второй – так и выросло село. Позднее оно стало называться слободой, а во второй половине 18-го века Мышкину дали статус города. Впрочем, ненадолго, при советской власти жители Мышкина успели еще раз почувствовать себя сельчанами, и лишь в 1991-м за этим местом все-таки закрепилось звание города Мышкина.
В честь мышиного сословия в Мышкине построен уникальный и единственный в своем роде народный Музей мыши, где собрано больше шести тысяч изображений мышей в виде игрушек, статуэток и так далее. Есть и дворец Мыши, но вход туда лимитирован – только для организованных групп и по предварительной заявке.
В Мышкине нам показали также Музей валенок: оказывается, традиционную русскую обувь сейчас с удовольствием покупают приезжающие в Мышкин иностранцы.
Мало кому известно, но именно из Мышкина родом был основатель российской водки Смирнов – он сиротой ушел из города, имея в кармане всего сорок копеек. Пока пешком добрался до столицы, тридцать копеек проел. Устроился там работать мальчиком на побегушках. И до конца жизни хранил как реликвию оставшийся от начала выхода в люди гривенник.
Вот почему Мышкин славится также Музеем водки. Наливают всем желающим. За дополнительную плату, разумеется.
…Рассказать обо всем путешествии не хватит и нескольких газетных страниц, поэтому советую всем не ленивым и любознательным выкроить время и своими глазами увидеть чудеса русской провинции.