Хочешь жить — умей лечиться

Чтобы получить бесплатную и качественную медпомощь, пациенту необходимо знать свои права

В этом году стартовала реформа здравоохранения, первая за последние 20 лет. Изменения коснулись в том числе и системы обязательного медицинского страхования (ОМС), новый закон о которой вступил в силу с 1 января 2011 года. И хотя данный документ скорее призван устранить недоработки существующего закона, чем привести к кардинальным изменениям, граждане все равно относятся к нему с опасениями. Развеять страхи мы попросили исполнительного директора Владимирского областного фонда ОМС Ольгу Михайловну ЕФИМОВУ.

Чтобы получить бесплатную и качественную медпомощь, пациенту необходимо знать свои права
Фото: Алексей Иванов. Ольга Ефимова

Возможность выбора

- Новый закон об обязательном медицинском страховании вступил в силу 1 января 2011 года, - рассказывает Ольга Ефимова. - Этот документ не предполагает коренных изменений принципов ОМС, но более четко регламентирует действия всех участников системы, расширяя права граждан. Теперь человек сам выбирает страховую компанию, которая должна будет защищать его права. По новому закону пациент может выбрать себе лечебное учреждение и поменять лечащего врача. Также граждане получили право по страховому полису получать медицинскую помощь на любой территории вне зависимости от места регистрации, в любой медицинской организации системы ОМС в соответствии с уровнями оказания медицинской помощи.

Единый полис: от Москвы до самых до окраин

- Другая, не менее значимая дата для застрахованных в системе ОМС владимирцев — 1 мая 2011 года, - продолжает Ольга Ефимова. - С этого числа Федеральный фонд ОМС начнет создание единой базы застрахованных - каждому жителю РФ будет присвоен единый регистрационный номер в системе ОМС и выдан полис единого образца. Полис будет одинаковым для всех: для жителей Владимира, Кирова, Архангельска и, например, Владивостока. Все полисы будут на строгом учете — как больничные листы, будут изготавливаться на Госзнаке и иметь несколько степеней защиты от подделки. С этим «единым» полисом граждане будут получать медицинскую помощь вплоть до момента выдачи им электронного полиса.
Электронные полисы, которые будут выглядеть как пластиковые карточки, начнут внедряться в рамках пилотного проекта в некоторых регионах страны уже в этом году (Владимир этот эксперимент не затронет), а полный переход осуществится к 2014 году.

Впрочем, хочу сразу всех успокоить: мы никого не торопим. Те полисы медицинского страхования, которые сейчас у людей на руках, не перестали действовать с момента вступления закона в силу в январе 2011 года, и будут действительными вплоть до1 января 2014 года.

Поменять врача можно, но сложно

- На многочисленных прямых линиях и эфирах, посвященных изменениям в законе об ОМС, чаще всего мне задают один и тот же вопрос: «Действительно ли теперь мы можно сменить поликлинику и лечащего врача?». Отвечаю: да это так, - подчеркивает Ольга Ефимова. - По закону, застрахованные лица имеют право выбрать или заменить страховую медицинскую организацию, лечебно-профилактическое учреждение и лечащего врача. Произвести замену страховой медицинской организации можно 1 раз в течение календарного года (не позднее 1 ноября). Если вы определились с выбором лечащего врача, приходите с заявлением к главному врачу лечебно-профилактического учреждения, к которому вы приписаны. Единственный нюанс — перед этим нужно заручится согласием врача, у которого вы хотите наблюдаться в дальнейшем. Если вы решили поменять, например, поликлинику, то вам сначала нужно навестить главврача поликлиники, в которой вы хотели бы наблюдаться.

Страховщикам с клиентами выгодно дружить

На вопрос наших читателей: «Где найти перечень бесплатных услуг, которые должны предоставить человеку, имеющему на руках полис ОМС?», Ольга Ефимова отвечает однозначно:

- Точный перечень бесплатных услуг владимирцы могут узнать только у своего страховщика. Вы не обязаны знать все тонкости системы ОМС на зубок. В идеале это должно выглядеть так: в случае, если возникли вопросы, вы звоните в свою страховую компанию (телефон должен быть указан у вас на полисе), и получаете необходимую информацию. Например, вы можете набрать номер страховщика и спросить: «Должен ли я платить за УЗИ в поликлинике номер такой-то, если я прописан по такому-то адресу?». Вам обязаны дать исчерпывающий ответ.
Можете не бояться - в информации вам не откажут, ведь изменения в законодательстве стимулируют страховщиков быть внимательнее к каждому клиенту.

- В системе ОМС финансирование производится по подушевому принципу. Фонд ОМС рассчитывает определенный норматив (в рублях) ежемесячно. Ну скажем, 100 рублей на человека. Так, страховщик, которому доверяют больше людей, имеет 100 тысяч застрахованных, а другой, скажем, 10 тысяч. И при перечислении денежных средств один получит, условно, 10 миллионов рублей, а другой — пропорционально количеству застрахованных - всего 1 миллион.

По словам Ольги Ефимовой, и до введения нового закона главной функцией страховых компаний была защита права своих клиентов на качественное предоставление медицинской помощи. Действует это правило и сейчас. И касается оно не только оперативной информации и своевременной консультации. Дружба страховщика с клиентом иногда доходит до того, что юристы страховой компании бесплатно представительствуют на стороне застрахованного в суде.

- Пока таких случаев в нашем регионе — единицы, всего 10 за 2010 год, - признается Ольга Ефимова и добавляет: - Но мы должны стремиться к тому, чтобы застрахованные в системе ОМС граждане активнее взаимодействовали со страховыми организациями, с Фондом ОМС. Ведь чем раньше они научаться не просто вздыхать: «Медицина уже не та!», а защищать свои законные права в области медицинских услуг, тем быстрее отечественная система ОМС сможет качественно повысить свой уровень.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру