Владимирщина: политика сто лет назад

Яркие имена тех времен

Когда нам говорят о том, что не хватает ярких и заметных имен среди общественных и политических деятелей, то стоит вспомнить, как это было сто лет назад. Сегодня мы поговорим о самобытных политиках Владимирщины той поры.

Яркие имена тех времен
Депутаты Госдумы II созыва от Владимирской губернии. Сидящие слева направо первые двое мужчин – Н. М. Иорданский и К. К. Черносвитов. Фото: rusliberal.ru

Депутат всех Дум

Для современного читателя, возможно, это будет непривычно слышать – в наши-то непростые дни, – но Владимирская земля сто с небольшим лет назад была богата на талантливых политиков и управленцев.

Взять, к примеру, Кирилла Кирилловича Черносвитова (1866-1919). Родился он, правда, в Ярославской губернии, но именно на Владимирщине началась его блистательная карьера. По окончании Императорского училища правоведения он служит товарищем (так тогда называли заместителей) прокурора, а затем членом Владимирского окружного суда. Будучи прекрасным юристом-практиком, он становится известен России и как талантливый теоретик права своими публикациями в еженедельнике «Право», журнале «Юридический вестник». Публикуется он и в либеральной газете «Русские ведомости».

Несмотря на, казалось бы, суровое название места своей работы, он находит время и для общественной деятельности. Развивает просвещение, став членом правления Владимирской публичной библиотеки. Способствует и развитию дела народного образования, становясь у руля владимирского общества взаимопомощи учителей. С началом революционных событий 1905-1907 годов он сближается с либеральной партией конституционных демократов (кадетов), или, как ее еще тогда называли, партией народной свободы. Благодаря своей деятельной активности он быстро становится одним из ее лидеров и входит в состав ее центрального комитета.

Последующие годы жизни Черносвитова становятся тесно связанными с политической деятельностью. Гордитесь, земляки: он был депутатом всех четырех Государственных Дум царской России! Правда, в четвертую попал уже не от Владимирской, а от Ярославской губернии. Последние выборы, проходившие в 1912 году, были самыми жесткими, по воспоминаниям современников. Устав от давления либеральной оппозиции, требовавшей реформ и ответственности правительства перед Думой, местные власти прибегали к различным ухищрениям, чтобы не допустить таких политиков на выборы. Не миновала сия чаша и Черносвитова: он был исключен из списка имеющих избирательное право под предлогом того, что не может считаться владельцем собственности во Владимире, если сдает ее в аренду. В итоге в парламент он попал лишь через год, в результате довыборов…

За годы деятельности в Думе он запомнился яркими спичами о необходимости уравнять крестьянство в юридических правах с другими сословиями, уничтожить специальный крестьянский суд, расширить возможности крестьянства в деле участия в самоуправлении и т. д. После событий 1917 года он входил в состав Временного совета Республики, пытался избраться в нашей губернии в Учредительное собрание, но впервые за долгие годы избиратель его не поддержал. Не приняв власть большевиков, окончил он свои дни в Бутырской тюрьме, в которой был расстрелян.

Журналист и политик

Еще один выдающийся наш земляк – Николай Михайлович Иорданский (1870-1933). Удивительно, как и схожа, и одновременно отлична его судьба и карьера по сравнению с судьбой Черносвитова… В отличие от Кирилла Кирилловича, он был местным: владел землей в Ковровском уезде, имел дом в самом Владимире. Но так же, как и Черносвитов, получил юридическое образование, а затем служил в нашем окружном суде. Затем последовала служба судебным следователем в Коврове, а вот с нее он уже был уволен за свои оппозиционные взгляды и критику власти.

С этого момента и началась его яркая общественная деятельность. Иорданского избирают в органы местного самоуправления (городские думы и земские собрания; функции их были примерно те же, что и у нынешних) в Коврове и Владимире. Параллельно он приобретает всероссийскую известность как яркий публицист, печатающийся в различных журналах и газетах (в том числе и в «Русских ведомостях»). При его участии создается «Владимирская газета».

Взгляды и убеждения приводят талантливого журналиста в партию кадетов, и, как Черносвитов, он становится одним из деятельнейших ее членов и входит в состав центрального комитета партии, став его секретарем. Пиком его политической карьеры становится 1907 год: его избирают в Государственную Думу второго созыва. Она проработала всего несколько месяцев, и была распущена. За этот срок Николай Михайлович не успел отметиться публичными речами, но плодотворно работал в составе целого ряда думских комиссий, в том числе финансовой и помощи безработным.

После роспуска Думы он сосредотачивается на карьере журналиста и становится одним из топ-менеджеров (говоря современным языком) популярных «Русских ведомостей». Как и Черносвитов, в 1917 году он безуспешно пытается избраться в Учредительное собрание. Его таланты журналиста пригодились советской власти, и целых 14 лет, почти до самой смерти, он работал секретарем редакции журнала «Известия текстильной промышленности и торговли».

Почетный гражданин

К губернаторам владимирским – да простят меня лица, властью облеченные, читающие эти строки, – как-то всегда относились без особой любви, особенно после оставления ими своих постов. Однако ж бывали и исключения. Знакомьтесь: Сазонов Иван Николаевич (1855-1915). Из всех двадцати пяти губернаторов, которые сменились в царской России в нашей губернии на протяжении девятнадцатого и двадцатого столетий, только четверо находились у управленческого руля дольше, чем Сазонов. А он, между прочим, не только восемь лет губернаторствовал, но и три года до этого занимал пост вице-губернатора.

Сазонов Иван Николаевич. Фото: kluch.media

Большую часть своей карьеры Сазонов прослужил на морском флоте, а в 1903 году был назначен владимирским вице-губернатором. Невзирая на непростое время и большой груз ответственности, он находит время и для развития науки в губернии, становится членом Владимирской ученой архивной комиссии (а с 1906 года – ее председателем). Эта комиссия занималась поиском и публикацией старинных документов по истории края; так что к развитию нашего краеведения приложил руку и Сазонов.

Став через три года губернатором, он очень ревностно относился к деятельности благотворительных учреждений (приюты, местное отделение Красного Креста и т. д.) и всячески опекал их. Революцию 1905-1907 годов он жестко подавлял на территории края, привлекая в том числе и казачьи части. Но, к чести Сазонова, нужно отметить, что своей твердой рукой он пытался сохранить бесперебойную деятельность владимирских предприятий. В одном из своих распоряжений им устанавливается высокий штраф и возможность ареста на несколько месяцев за призывы и попытки прекращения работ на фабриках и заводах.

Благодаря Сазонову во Владимире появляются общества садоводов и пчеловодов, местное отделение Лиги борьбы с туберкулезом. В 1908 году в городе появляется первая электростанция инженера Константина Русакова. В город и губернию приезжают и члены династии Романовых. Так, в 1908 году сюда прибыли великий князь Константин Константинович со своей сестрой, королевой Греции. А в 1913 году в губернии проходили торжества по случаю 300-летия династии. В мае царский поезд остановился во Владимире, и Сазонов лично встречал императора и членов его семьи. За труды по организации праздничных мероприятий в губернии Николай Второй объявил Ивану Николаевичу свою Высочайшую благодарность.

По воспоминаниям современников, как владимирский губернатор Сазонов всячески старался тесно взаимодействовать с местным земством, с городскими управами, поощряя их инициативы по благоустройству, развитию образования, здравоохранения и поддержки кустарных промыслов. Поэтому не случайно, что в 1914 году, когда Иван Николаевич получил назначение в Петербург, в Сенат, Владимирская городская дума возбудила ходатайство о присвоении Сазонову звания почетного гражданина Владимира. Подобное признание заслуг – лучшее, чего мог добиться хороший администратор той эпохи.

Конечно, от тех времен нас отделяет больше сотни лет. Но деяния выдающихся владимирских общественно-политических деятелей той поры и сегодня должны служить нам примером. Примером нашим властям – как можно и нужно заслужить благодарность и современников, и потомков. И пусть эти слова послужат не очередным журналистским упреком, но руководством и ориентиром к действию, чтобы наша область действительно процветала и развивалась.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 17 июля 2019

Заголовок в газете: Политика сто лет назад

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру