Тревожные будни Ирины Ковалевой

Театр начинается с вешалки… А с чего начинается пожарная часть? Весьма своевременный вопрос в преддверии профессионального праздника сотрудников пожарной охраны, а точнее — 370-летия службы. И на него очевидный ответ. С диспетчерской. Будни диспетчера пожарной охраны всегда тревожные, особенно в пожароопасный период, когда сообщения о несчастьях поступают чаще обычного…

Тревожные будни Ирины Ковалевой
Ирина Ковалева

Раздается тревожный звонок прямой линии с Центральным пунктом пожарной связи. Ирина Витальевна привычным движением снимает телефонную трубку… «Колесо» закрутилось. Медлить диспетчеру нельзя. Счет идет не на минуты, а на секунды. Ведь нужно правильно скоординировать действия караула, который поедет на вызов: сообщить, где находится ближайший пожарный водоем, как проехать к месту происшествия. В таком режиме уже 9 лет работает диспетчер пожарно-спасательной части № 2 Ирина Королева.

Искала работу в 2010 году, работу интересную хотела. А выбор был обусловлен и предрешен: муж и брат – инспекторы Госпожнадзора. Потому о работе диспетчера пожарной части знала не понаслышке. В первое время учила аббревиатуры, помогали бойцы караула. Особенно, отмечает Ирина, неоценимая помощь была от диспетчера службы «01» Аллы Седовой, которая терпеливо и не раз разъясняла все тонкости. Конечно, поначалу приходилось трудно. Вспоминает первое дежурство и ночной пожар в жилом доме. Караул на выезде, она ведет радиообмен, контролирует и уточняет обстановку. Не заметила, как в диспетчерскую вошел начальник отряда Литов П.А. Стоял, слушал и резюмировал: «Хорошо, продолжайте».

А сколько было потом тревожных смен! Но в памяти остаются самые яркие и сложные.

7 марта 2013 года, канун женского праздника. Дежурный караул в составе двух отделений, вспоминает Ирина Королева, на улице Горького — хозработы. Поступает вызов — «Пожар в многоэтажке по Октябрьскому проспекту, есть угроза жизни жителям». И все же случайности не случайны: пожарные расчеты в минуте от места вызова. Семь минут — и четыре спасенных жизни! Но как же долго тянулись эти минуты, замечает Ирина Витальевна. И тембр голоса начальника караула Михаила Лисового говорил о сложности ситуации, и паузы радиообмена с ним казались вечностью. Успели, спасли!

Интересуюсь у диспетчера Ирина Королевой, что же главное ее работе? Дотошность и скрупулезность в ведении учетно-отчетной документации, принципиальность, умение доводить все до конца? Умение быстро реагировать на изменение ситуации? Этих качеств Королевой не занимать. А еще у Ирины феноменальная память, знает все улицы района наперечет, высотные и социально значимые объекты, состояние водоснабжения. И по сей день, говорит Ирина Витальевна, изучает район выезда пожарных подразделений своей части. Домочадцы привыкли и шутят по этому поводу: «Королева патрулировать пошла». «Увижу — где-то проезд закрыт или работает служба Водоканала, звоню на 01. А вдруг вызов, и машина будет следовать этим маршрутом?», — говорит Ирина.

Вообще, Ирина Витальевна человек скромный и не любит говорить о себе. А если поинтересоваться у коллег? По их мнению, такие качества натуры, как честность, исполнительность, помогают ей быть настоящим грамотным профессионалом и хорошим диспетчером.

Да, работа диспетчера подчас не заметна, о тревожных буднях диспетчера реже пишут в газетах, реже снимают телесюжеты, реже пишут песни и стихи, хотя они своим трудом помогают спасать человеческие жизни.

Кстати

В начале XIX века характерной частью застройки городов России была пожарная каланча. Когда-то с помощью цветных флагов, шаров или фонарей (ночью) дозорные с каланчи сообщали о возникшем пожаре. Владимирская пожарная каланча гармонично вписалась в панораму златоглавого города и с середины XIX века успешно использовалась по прямому ее назначению, здесь в круглосуточном дозоре несли службу пожарные, наблюдая за окрестностями города.

20 декабря 1887 года — начало работы телефонной связи во Владимире: телефонная станция на 25 абонентов установлена в пожарном депо, и главным ее предназначением являлся «скорейший вызов пожарной команды». Телефоны установили в доме губернатора, дворянском собрании, в губернской земской больнице, ремесленном училище имени Мальцова, в домах дворян, купцов и крупных чиновников и 5 городских телефонов… для пожарных целей. Станцию обслуживали 3 телефониста: Тимофей Кесарев, Сергей Ильин и Федор Власов — все служители пожарной команды… Появление телефонов вовсе не означало, что пожарную каланчу «списали». Еще много-много лет она спасала Владимир от огненной напасти.

Сейчас, в век современной техники, все тревожные звонки стекаются на Центральный пункт пожарной связи. Эстафета надежного дозора перешла в девичьи руки. Четыре смены диспетчеров и радиотелефонистов несут круглосуточное дежурство у пультов. 

Специалисты пункта пожарной связи

А сколько за сутки раздается тревожных звонков в пожарно-спасательную службу — «01», наверно, и не счесть. Каждые 5 секунд на пульте загорается красный огонечек — значит, кому-то нужна срочная помощь. За сутки специалистам пожарно-спасательной службы приходится сталкиваться с самыми разными ситуациями. Здесь за 24 часа проживаются сотни человеческих жизней. Сживаясь с чужой бедой, диспетчер остается внешне невозмутимым, иначе нельзя, и каждый сотрудник немного психолог.

А приходят сюда чаще всего, что называется, «с улицы». Однако это вовсе не означает, что работа легкая и особых способностей не требует (далеко не каждому она по зубам). Умение быстро реагировать на изменение ситуации, правильно построить беседу с заявителем, сохранять спокойствие и выдержку в ответ на нередко грубые высказывания по телефону — еще полдела. Самая сложная часть обязанностей — высылка боевых расчетов. Весь процесс контролируется до тех пор, пока пожар не будет потушен. В случае ухудшения обстановки — туда «бросают» дополнительные силы. Что для этого нужно?! Прекрасно ориентироваться в улицах и переулках Владимира, знать гарнизон, сколько и где техники, личного состава, вдобавок изучить массу нормативных документов.

Кстати, правильно построить беседу с заявителем не так-то просто. Нужно уточнить детали, не упуская ни одной, как на первый взгляд может показаться, мелочи…

Несколько дежурных смен диспетчеров пожарно-спасательной службы — «01» областного центра несут круглосуточный дозор, принимая «первый удар» на себя. От их реакции и правильности принятого решения зависит порой исход боя с огнем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру