Как найти свою первую работу

И как убедить работодателя в том, что юный возраст и отсутствие трудового стажа – не помеха

30.01.2019 в 11:24, просмотров: 462

Первый опыт трудоустройства – событие важное и жизнеопределяющее. Что сделать, чтобы занять заветную вакансию? Давайте обсудим.

Как найти свою первую работу
Фото: pixabay.com

Зарплата юношей питает

В жизни любого молодого человека (или барышни) рано или поздно наступает момент, когда нужно зарабатывать самому. Я здесь не беру в расчет случайные заработки. Многие из нас зарабатывали какие-то деньги в студенческие, а то и в школьные годы курьерскими услугами, переводами с иностранных языков и прочим. Речь идет о более важном и глобальном: о первой профессии.

Первая профессия – да простят меня за подобное сравнение – подобна первой женщине. Ибо вряд ли станет единственной на всю жизнь, но научит многому и на многое укажет. Это я об ошибках и недостатках. Выбор ее посему (профессии, а не женщины!) должен быть трезвым, осознанным и как минимум соответствовать собственным профессиональным знаниям, умениям и навыкам.

Кстати, о знаниях. Не секрет, что многие работодатели жалуются на низкий уровень квалификации вновь приходящих работников. Мол, учат их непонятно чему в университетах, а нам приходится их заново всему учить, да еще и зарплату платить. Именно поэтому не все работодатели любят сотрудников юных и неопытных и записями в трудовых книжках необремененных.

Поэтому первый мой совет: каким бы прекрасным в плане оценок ни был ваш диплом об образовании, не стоит на него рассчитывать как на путеводную звезду в мир регулярной выплаты зарплаты и прочих полагающихся по Трудовому кодексу прав и обязанностей. Надеяться нужно на умение убеждать работодателя в нужности собственной персоны и реальные свои практические знания.

Первый раз – он трудный самый

Итак, как же выбирать работу? Во-первых, убедитесь, что это действительно работа, а не попытка смошенничать на ищущих ее. Поясню. На остановках, фонарных столбах и заборах нередко можно встретить объявления, гласящие, что некая организация нуждается в менеджерах, администраторах, курьерах. Оплата – высокая. От слова «очень». Далее добавляется, что работа сия подойдет и студентам, и пенсионерам. И вообще, возможна частичная занятость по несколько часов в день.

Как правило, поход в такую контору завершается следующим образом. В офисе вы узреете толпу соискателей. Приветливо улыбающиеся девушки попросят вас заполнить анкету, оплатить некую сумму за «обучение», и на этом все закончится. Одна из моих знакомых рассказывала, что перед началом «обучения» им сказали, что вручат очень полезную книгу, которая многому их научит. Действительно, вручили. «Сказка о золотой рыбке» называется. Не без юмора ребята оказались.

В общем, настоятельно рекомендую учесть этот опыт и обратить внимание, что уважающие себя организации на заборах объявления о найме сотрудников лепить не станут. Так что лезьте в интернет – благо, что сейчас немало специализированных сайтов. Сойдут и газеты соответствующего профиля.

При просмотре объявлений обращайте внимание на ряд моментов. Во-первых, должно быть понятно, какая организация ищет сотрудника и на какую должность. Не поленитесь вбить ее название или указанный номер телефона в любой интернет-поисковик, чтобы убедиться, что это реальная работа, а не описанный выше случай. Во-вторых, посмотрите на дату размещения объявления. Вряд ли стоит звонить туда, где сотрудники были нужны месяц-два назад. В-третьих, оцените предлагаемую зарплату. Если она явно выше средней для аналогичных должностей, а при этом требования к соискателю минимальны или вообще отсутствуют, то это повод насторожиться. Не стоит пугаться, если указано, что размер оплаты труда устанавливается по итогам собеседования. Для многих сфер деятельности это нормальная практика, тем более, что нередко это подразумевает наличие твердой фиксированной выплаты (оклада) и плавающих дополнительных доплат. Как правило, размер этих премиальных доплат привязан к достижению конкретных целевых показателей.

Следующий ваш шаг после составления списка потенциальных работодателей – обзвон. Это довольно важный этап при трудоустройстве, поскольку он позволяет сторонам оценить друг друга на расстоянии и уже сделать выводы. Причем они могут быть таковы, что либо вы откажетесь даже приходить на собеседование, либо вас не захотят на него приглашать. Се ля ви.

Именно поэтому постарайтесь соблюсти ряд нехитрых рекомендаций.

Во-первых, звоните из достаточно тихого места, где вам никто не будет мешать слышать, слушать и записывать. Потому как вряд ли кадровикам понравится, если вы будете кричать в трубку, по десять раз переспрашивая.

Во-вторых, имейте перед собой бумагу и ручку, чтобы записать что-то важное: требования к резюме (которое могут попросить прислать), адрес электронной почты, номер телефона, адрес организации и т. д.

В-третьих, постарайтесь правильно выстроить диалог. Это очень важно, особенно, если должность подразумевает не обязанности грузчика, а работу с людьми. Поэтому не перебивайте, грамотно стройте предложения, избегайте слов-паразитов и будьте предельно вежливы, даже если вас что-то смутит.

Кстати, о резюме. Сильно подозреваю, что в университетах его составлению не учат, поэтому, как говорила наша преподаватель делопроизводства, «слухай сюды». Не поленитесь найти в интернете образец. Кроме того, будьте внимательны при написании: не наделайте ошибок, оформите по всем правилам искусства составления документов (то есть с нормальным выравниванием текста и нормальными интервалами). В резюме укажите весь имеющийся у вас опыт трудовой деятельности, даже если он не подтверждается трудовой книжкой – для работодателя важно понять, какой реальный багаж у вас за плечами. Указывая уровень образования, переписывайте прямо с диплома точное название учебного заведения и присвоенной квалификации. Перечисляя собственные личностные качества, не увлекайтесь. Не стоит и больше одного предложения вписывать в графу «увлечения и хобби».

Лайфхаки старого писаки

Итак, все предварительные этапы пройдены, и впереди вас ждет собеседование. Это, так сказать, ваша решающая битва за рабочее место. Будьте готовы, что вас могут попросить пройти какое-нибудь тестирование, продемонстрировать свои профессиональные навыки и т. д.

Первое, на что стоит обратить внимание при походе на собеседование, – собственный внешний вид. Помнится, работал я как-то руководителем группы финансовых консультантов в одной коммерческой структуре. Сотрудников себе в подчинение интервьюировал я лично, и довелось мне провести собеседование с одной девушкой. Девушка была симпатичная, улыбчивая, коммуникабельная (что важно при работе с людьми), с неплохими знаниями. Но стоило ей протянуть мне распечатанное резюме со своими анкетными данными, и мне бросилось в глаза… Грязь. Ужасная грязь под ногтями. Ее руки настолько не соответствовали ее речи, внешнему виду, что это создавало отторжение. Понимая, что ей придется вести переговоры с людьми, в официальной офисной обстановке, я сделал ей замечание. На что она невозмутимо ответила, что у нее «нет времени на такую фигню, как ногти». Стоит ли добавлять, что работать у нас она так и не стала?

При этом не стоит впадать в крайности. Некоторые почему-то считают, что на собеседовании нужно обнаружить перед потенциальным начальником весь свой богатый запас косметики и ювелирных украшений. Отдельные особы еще и к ювелирке добавляют бижутерию, что, в общем-то, очков в борьбе за работу не добавляет. Потому как хорошего кадровика или руководителя вся эта бросовая палитра красок будет только отвлекать от возможности понять самое главное – годится этот человек на работу или никак нет.

Не сочтите, право слово, мои ремарки за брюзжание, но дресс-код и внешний вид вообще – неотъемлемая часть рабочей культуры. Особенно офисной. Особенно – при работе с людьми и в коллективе. Это в отношении бухгалтера на удаленном рабочем месте начальнику может быть безразличен внешний вид. Но и это не повод на собеседование с ним являться в чем угодно.

Обратите также внимание, что собеседование – это еще и проверка вас на совместимость. Каким бы хорошим ни был отдельно взятый работник, но начальству всегда важна и атмосфера в коллективе. Талантливые склочники и гениальные социопаты редко где приживаются, особенно при отсутствии опыта работы. Поэтому будьте дружелюбны, вежливы, в меру открыты.

Осталось совсем немного – закончить учебу. И смело вперед: зарабатывать деньги. Тем более, что на регулярных ярмарках вакансий крупные организации стараются отслеживать способных молодых людей заранее. Так что смело перечитывайте мою статью, вооружайтесь лайфхаками, и пусть у вас все получится!