С песней по жизни

В мордовской семье Саломайкиных-Зининых из деревни Головино Петушинского района голос передают из поколения в поколение, как реликвию

Здесь поют все: от 91-летней бабушки Ольги Герасимовны до новорожденного Тимофея. А мужчины голосящего семейства охотно растягивают гармонь, аккомпанируя женскому вокалу. Корреспондент «МК» во Владимире» не только оценил силу голоса героев, но и узнал много необычных мордовских традиций.

В мордовской семье Саломайкиных-Зининых из деревни Головино Петушинского района голос передают из поколения в поколение, как реликвию
Фото автора

Мордовское гостеприимство

В деревню Головино Петушинского района, где живет поющая семья Саломайкиных-Зининых, нас привез Прокоп Петрович. С новыми друзьями он познакомился в мордовской диаспоре, и с тех пор, по его словам, они больше, чем родственники. Несмотря на неподдельный интерес к семье со стороны СМИ, Прокоп Петрович решил, что будет не лишним привезти сюда еще и владимирских журналистов. Полтора часа в пути – и мы в деревне. У дома встречают нарядные люди с гармонями и горой блинов на тарелке. Еще секунда, и на всю округу гремит песня на мордовском.

- Проходите, гости дорогие! – приглашает хозяйка дома Марина.

- Отведайте наших блинков мордовских! – вторит ей дочь Маша.

- Пойте там, пойте! – выглядывает с балкона бабушка Ольга Герасимовна.

Нам повезло, что одна из традиций мордвы – гостеприимность. Стол, кажется, сейчас рухнет под тяжестью блюд. Блины, пирог с рыбой, солянка с белыми грибами из местного леса, домашняя курица, которая еще совсем недавно кудахтала, маринованные грибы, соленья, холодец с картошкой. Все это ненадолго дестабилизирует рабочий процесс. Впрочем, 40-градусная домашняя наливка весьма кстати стимулирует творческое мышление, и мы в прекрасном расположении духа продолжаем работать.

Медвежья лапа

- Эти котлеты называются «медвежья лапа», – рассказывает хозяйка Марина Саломайкина об одном из блюд. - Легенда гласит, что в старину парень, прежде чем свататься к девушке, должен был пойти на охоту, забить медведя и принести ей в дар жареную лапу. Только так он доказывал, что может содержать и прокормить семью, что он настоящий мужчина. В настоящее время эти котлеты готовятся из говядины, свинины и печени. Украшаются они сухарями в виде когтей.

Холодец как примета достатка

Пища мордвы – здоровая и простая. Их предки жили в лесах и возле рек. С тех пор сохранилась любовь к мясу и рыбе, которую мордовцы могут есть даже сырой. А холодец – настоящее обрядовое блюдо.

- Холодец обязательно варим на старый Новый год, – говорит Ольга Герасимовна. - Раньше сваришь свиную ногу – и с горохом. У меня муж очень любил. Мы называем это кутья. Варили в печке. Семья была большая, все едят и хвалят.

- Делалось это специально, – продолжает Марина. - Если сварить холодец на старый Новый год, значит, свиньи будут расти, всегда будут мясо и достаток.

- Это работает? – спрашиваю.

- Конечно, работает! – радуется хозяйка. - Мы мясо и солим, и коптим.

- В этом году мы вырастили двух свиней по 160 кг! – дополняет глава семьи Евгений.

- Свиней держать – только если для себя, – делится опытом Ольга Герасимовна. - Продавать – они никому не нужны. Растут только на комбикорме, а он дорогой. Молочную сыворотку пьют ведрами.

«Выспаться — мечта всей жизни»

Внезапно заговорив про животных, идем на ферму. Тут у семьи коровы, куры, свиньи.

- Не жаль потом забивать на мясо? – спрашиваю.

- Жалко, – отвечает Евгений. - Я всегда сначала круги наматываю вокруг сарая, ищу повод туда не заходить. А потом эмоции выключаю и…

Во дворе два теленка. Рядом загоны с курами: бройлеры – на мясо и несушки для яиц. Здесь же огородный участок. Труда уйма. Казалось бы, не до песен.

- Когда последний раз высыпались? – спрашиваю у хозяина.

- Это мечта всей жизни, – смеется Евгений. - Я где упал, там и сплю. Обычно ложусь в час ночи, а в половине пятого утра надо вставать. Дома не отдохнешь, дома только работа. Наша отдушина – это культура. Играем, поем песни.

Все – про любовь

Командует «домашним оркестром» бабушка Ольга Герасимовна. Это от нее певческий талант передался дочери Марине, внучке Маше, а теперь и трем правнукам. Петь она никогда не училась. Голос или есть, или его нет. Тогда никакая учеба не поможет.

- У меня мать с отцом больно хорошо пели, – вспоминает Ольга Герасимовна. - Они поют, а я слушаю и перенимаю. Раньше у меня сильный голос был, а теперь бронхи болят. Я дома сижу с правнуками, лапшу им варю. Хотя иногда меня приглашают на мероприятия. Я много старинных песен и частушек знаю. А современные мне не нравятся. Не поймешь, про что.

Пока я писала эту статью, тысячу раз пожалела, что через газету нельзя передать звук. Как только зять Евгений растянул гармонь, бабушка спела несколько старинных песен – настоящий раритет, которого, по ее словам, уже никто не помнит, на мордовском и русском языках. Все про любовь. Поет и ее дочь Марина. А когда она вышла замуж, в доме появился гармонист.

Голос как семейная реликвия

- Когда мы приехали сюда, это был 90-й год, – вспоминает Евгений. - Я каждый день играл на гармони, а жена пела. Первая реакция народа – приехали алкаши. Для нас был шок, что нас так приняли. Но мы продолжали играть, петь, и к нам привыкли. Теперь без нас уже не могут.

Дочь Марины и Евгения Маша тоже поет. Ее муж Сергей – музыкант. Вместе они создали фолк-группу «Марья». Выступали с песней на «Поле чудес», а Евгений с внуком Павлушей крутили барабан и отгадывали слово. Победителями не стали, но домой привезли пылесос и корзину чая. Будут ли петь их дети, Маша с Сергеем не знают, но поддержат любой выбор.

- Я бы хотела видеть их в более серьезных профессиях, – признается Мария Зинина. - Труд музыканта тяжелый и неблагодарный. Хотя, у старшего, Павлушки, абсолютный музыкальный слух. Дочка очень любит песни. Младший – ему полтора месяца – уже реагирует на музыку. Или, наоборот, может спокойно спать под самые громкие песни и гармонь.

Перья, бусы и звон монет

После застолья нас везут в березовую рощу, чтобы здесь, на природе, спеть. Мужчины растягивают гармони, женщины поют. Все в народных мордовских костюмах. 

Фото автора

- В наших нарядах преобладает белый цвет, – рассказывает в перерывах между песнями Марина. - Это символ чистоты. У меня современный костюм, это стиль эрзя. У моей подруги более традиционный наряд, мокшанский. Обязательно нарядный фартук, пояс. Кармашек лакомка. Погремушки из монет, отпугивающие своим звоном злых духов. И много-много бус.

- Носили головной убор из перьев, – дополняет подруга Надя. - У селезня под хвостом есть две кудряшки. Люди копили эти кудряшки, красили и делали себе венки.

Уезжать не хочется. Но время насильно гонит из гостей. Пора ехать домой. С собой нам дают гостинцы: свиное соленое сало и домашние яйца. И напоследок, конечно, еще одна песня.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру