Больше ста лет назад здесь был свечной завод, потом много лет подряд в здании находилась фабрика музыкальных инструментов, в 90-е территория пришла в упадок. Потом здесь располагались различные производства, и только три года назад, после проведения реструктуризации, у собственника, владимирской бизнесвумен Анны Жуковой возникла идея дать фабрике второе рождение.
Задача: сохранить старину
- В ходе реставрации мы по максимуму старались сохранить первоначальный вид здания, – рассказывает Анна. - Свечной завод был построен в 1880-х годах согласно всем требованиям церковных канонов. Вся команда, работавшая над реставрацией, была нацелена на то, чтобы их соблюсти, сохранить старину и дух истории. Очень много сил ушло на восстановление кирпичной кладки, в ходе которого открылись спрятанные за штукатуркой архитектурные элементы.
Анна Жукова признается: во время ремонтных работ рука не поднималась просто взять и выбросить плитку с пола, поэтому та столетняя плитка, которая сохранилась, легла в основу нового ремонта. В одном из помещений, раньше служившем цехом, сама напольная плитка сохранилась плохо, но когда ее начали снимать, обнаружили отпечатавшиеся на цементе оттиски клейма «ХарьковЪ. 1887». Было решено накрыть часть пола стеклом и подсветить эту необычную деталь.
Так все находки становились частью сложной, но невероятно удачной дизайнерской композиции.
В стиле полтергейст
Не обошлось и без происшествий в стиле полтергейст. При реставрации лестницы в здании пару дней сильно пахло ладаном. И если этот момент еще как-то поддавался рациональному объяснению с точки зрения логики, – скажем, строители откололи штукатурку в месте, где во время бытности здания свечным заводом пролили миро, душистое церковное масло, – то один случай остается непонятным до сих пор. Когда строители укладывали кафель в помещении на втором этаже, то плитки стали нагреваться. Уровень нагрева был немаленький – после протирания влажной тряпкой от них шел пар. Это длилось несколько часов подряд. А к утру плитки остыли и больше пока не нагревались…
С приставкой «арт»
- Изначально музыкальная фабрика делилась на три корпуса: рояльный, струнный и административный, – говорит Анна Жукова. - Условно эти названия мы сохранили. Сейчас в холле рояльного корпуса (центральный вход в творческое пространство «Фабрика» – прим. корр.) находится пресс для музыкальных инструментов. Характерно, что станок до сих пор в рабочем состоянии. А своим присутствием здесь он обязан сложности демонтажа: чтобы его вывезти, нужно было разбирать перекрытия второго этажа, поэтому было принято простое и гениальное решение – оставить его в качестве арт-объекта.
Вообще, надо сказать, что благодаря тонкому вкусу и чуткому руководству Анны Жуковой на «Фабрике» много всего с приставкой «арт». Причем не только в отделке, но и в наполнении. Так, например, на сегодняшний момент в коридорах первого этажа организована выставка картин художницы Нины Луговской, в одном из помещений расположился единственный в своем роде частный Музей русской иконы, а площади второго этажа арендуют престижные фотостудии и творческие мастерские.
- Мне хочется, чтобы это здание наполнилось креативом в самом лучшем смысле этого слова, – признается Анна. - Чтобы здесь работали и отдыхали, общались и вдохновлялись творческие владимирцы, чтобы стены творческого пространства «Фабрика» стали синонимом высокого художественного вкуса и частью культурной палитры города.