Любительские театры померились талантом в Кольчугине

Репортаж с фестиваля «Чугиноколь»

В стороне от центральных магистралей, в Кольчугине, состоялся третий фестиваль любительских театров «Чугиноколь» – одно из самых ярких театральных событий региона, проходящее каждые два года.

Репортаж с фестиваля «Чугиноколь»
Фото: Ирина Курочкина

«Я делаю фестиваль, на который поехал бы сам»

Изначально «Чугиноколь» – это название стихотворения поэта Игоря Кашина. Само произведение не очень радостное, но фестиваль, воспользовавшийся причудливым словом, – явление исключительно позитивное. Биеннале хоть и носит звание районного, но географически выходит даже за рамки региона. Выступить в Кольчугине приехали коллективы из Владимира, Санкт-Петербурга, Ярославля, Рязани, Тутаева, Краснознаменска. В самом городе на всех даже не хватило мест в гостиницах, и некоторые делегации пришлось поселить в Александрове. В афише – 13 спектаклей, мастер-класс, тренинг по актерскому мастерству, открытая лекция о влиянии театра…

И уж тем более местечковым нельзя назвать состав жюри. Второй раз председателем судейской коллегии стал заслуженный деятель искусств России, лауреат премии Правительства РФ и премии С. В. Дягилева, кандидат искусствоведения, критик и драматург Сергей Коробков. Также в состав жюри вошли актер МХТ им. Чехова, лауреат премии Олега Табакова Павел Ворожцов и режиссер, преподаватель школы-студии МХАТ Елена Анохина.

- Чтобы приехали хорошие коллективы, нужно хорошее жюри, – говорит организатор фестиваля, главный режиссер Ассоциации кольчугинских театров Александр Рыжов. - Я делаю фестиваль, на который поехал бы сам. Чтобы был грамотный разбор жюри, чтобы не надо было бегать за уборщицей, потому что где-то надо помыть, чтобы можно было удобно разместиться. 

Рыжов и компания занимаются идейной частью: отбирают спектакли, занимаются продвижением, курируют коллективы. Деньги дают районная администрация, завод «Электрокабель» и Областной центр народного творчества. Бюджет хоть и небольшой, но с участников принципиально не берут оргвзносов. А какова же цель?

- Я хочу, чтобы зрители пошли в театр, – говорит Александр Рыжов.

И они пошли. Почти половина спектаклей проходила на большой сцене, с залом на 700 мест, и он был почти полон даже на утренних и дневных показах. И даже несмотря на карантин в кольчугинских школах.

Чехов без мужчин

Участники фестиваля осваивали пять площадок – три сцены и фойе в кольчугинском Доме культуры, а также городскую Картинную галерею. И пока в большом зале владимирский театр-студия «Новая сцена» показывает спектакль «И объяли меня воды…» по рассказам Рэя Брэдбери, по соседству монтируют декорации петербуржцы – им вечером показывать режиссерское прочтение Чехова – спектакль под названием «Три сестры. Реникса».

- Во-первых, мы вырезали половину персонажей, – рассказывает режиссер независимой театральной лаборатории «Суббота. 10 утра» Мария Сапижак. - Во-вторых, у нас, скорее, некие наши фантазии на тему пьесы Чехова. Может быть, не у всех ребят, но лично для меня это довольно исповедальный спектакль. В тот момент своей жизни, когда я перечитала эту пьесу, подумала: «Господи, я ж могу закончить свою жизнь так же, как три сестры! Я этого не хочу». И в общем, собрали нашу команду, с которой мы уже делали раньше какие-то проекты, и начали работать.

Показ в Кольчугине – всего второй для готовой постановки. Забегая вперед, отметим, что жюри в меньшей степени оценило результат эксперимента, но наградило спектакль за лучшее музыкальное оформление.

Объяло меня тесто

Театральная атмосфера царит во всем Дворце культуры. В коридорах расставили инсталляции с театральными костюмами, на стенах висят фотографии с конкурсных спектаклей, на нитках прикрепленные к вешалкам.

- Это что – «театр начинается с вешалки»?

- Трактуйте! – смеясь, машет рукой Александр Рыжов.

И буфет не отстает. Сотрудницы ДК «отеатралили» названия местного пирожкового ассортимента, обыграв именования конкурсных спектаклей, и в меню появились «И объяло меня тесто» (сосиска в тесте), «А.П. История, рассказанная сочень», «Дорогая Котлета Сергеевна» (котлета в тесте), «Три сестры в яблоневом саду» (пирог с повидлом) и другие театрально-кулинарные шедевры.

С особым трепетом к еде относятся кураторы фестиваля, ведь встретиться с пирожком или чем-то более сытным удается редко. Как и поспать. 

Меню буфета состояло из названий, обыгрывающих именования спектаклей фестиваля. Фото: Ирина Курочкина

Оценка таланта

Плотность спектаклей в трехдневном фестивале такова, что часто зрители просто переходят из одного зала в другой, чтобы увидеть следующего конкурсанта. А вот жюри приходится несладко: на то, чтобы отдохнуть между спектаклями, есть не больше 15 минут. При этом нужно внимательно подойти к каждой постановке и не просто оценить ее в категории «хорошо-плохо», но выявить недостатки и помочь режиссеру их решить. Ведь именно за грамотной профессиональной оценкой театралы и ездят на подобные фестивали. На стороннее общение у жюри сил уже нет. 

- Вы представляете, сколько мы здесь говорим! – вздыхает Сергей Коробков, отказываясь от интервью.

Павел Ворожцов чуть более словоохотлив.

- Очень многие артисты, может быть, большинство, вышли на профессиональную сцену из любительского театра. Я сам когда-то с 12 лет занимался в театральной студии, в Таллине, сам был участником этих фестивалей, знаю это изнутри. В любительском театре можно увидеть не только минусы какие-то, которых нет в театре профессиональном (там есть свои). Просто бывает талантливо, бывает не талантливо. Есть законы построения спектакля. И можно смотреть, как они соблюдаются, нарушаются. Иногда, когда они нарушаются, это умышленные какие-то вещи. Осознанность и несознанность на сцене – вот что важно. 

На сцене во время награждения. Фото: Ирина Курочкина

Театр одного актера

В прошлом году Гран-при «Чугиноколя» забрали хозяева фестиваля, что организатора Александра Рыжова очень смутило, но таково уж было решение жюри. Ассоциация кольчугинских театров – возможно, недостаточно известное владимирским зрителям объединение, но зато явление, покорившее многие фестивали и сердца столичных мастеров сцены.

В этом году кольчугинцы смогли выдохнуть, потому что стали лауреатами первой степени. А главный приз был присужден постановке «Опять об Пушкина!». Это моноспектакль Евгения Думнова по произведениям Булгакова, Зощенко, Бухова и Паустовского, поставленный вологодским режиссером Яковом Рубиным. Официально «Думнов-театр» – из Владимира, но увидеть его постановки здесь невозможно. Евгений Думнов поясняет: в родном городе очень трудно найти заинтересованную площадку, и приходится самому заниматься не только творчеством, но и организационной работой.

- Поэтому я просто показываю их в другом городе, – говорит Евгений Александрович.

Спектакли монотеатра идут в Вологде. А владимирского актера там уже узнают на улицах.

На фестиваль в Кольчугино «Думнов-театр» приехал впервые. Владимирский актер отметил, что конкурсные спектакли здесь оцениваются довольно жестко, с требованиями как к профессиональным театрам. К постановке «Опять об Пушкина!» жюри отнеслось благосклонно, хотя полноценного обсуждения не вышло из-за организационной накладки.

- Хотя мне бы надо… – грустно замечает актер.

Спектакль «Человек из Подольска», действие которого разворачивается в отделении полиции (труппа молодежного театра «КРУГ-2» из Краснознаменска даже заменила портрет Чехова на стене театрального зала на фотографию главы государства), получил диплом лауреата II степени и приз за лучшую режиссуру. Замыкает список победителей спектакль «Дело было в Огрызове» народного театра «Левый берег» из Тутаева. Лучшими актерами и актрисами фестиваля были названы Евгений Абрамов из Краснознаменска и Александр Усов, актер и режиссер театра-студии «Новая сцена» из Владимира, а также Оксана Ерёмина из «Новой сцены», но уже Переславля-Залесского – за роль в спектакле «Любка».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 20 февраля 2019

Заголовок в газете: Объятые «Чугиноколем»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру