Владимирец подарил свою биографию герою романа Дины Рубиной

Интервью с журналистом Николаем Алексеевым

В сентябре известная писательница Дина Рубина выпустила в свет первый том своего нового романа, названного «Наполеонов обоз». Для Владимирской области это стало особым событием, ведь действие книги частично разворачивается в Вязниках. К выбору именно этой точки на карте и образу Вязников на страницах романа непосредственное отношение имеет известный владимирский редактор, журналист и колумнист Николай Алексеев. С ним и встретился корреспондент «МК» во Владимире».

Интервью с журналистом Николаем Алексеевым
Николай Алексеев

Ярый поклонник Дины Рубиной

- Судя по вашей ленте в «Фэйсбуке», вы ярый поклонник Дины Рубиной.

- Да, очень ее люблю. Прочитал всю, у меня есть отдельная полка для ее книг. Вот представьте себе: человек жил только в Ташкенте, потом чуть-чуть в Москве, потом эмигрировал в Израиль, где она живет 28 лет, а ее русский язык становится прекраснее. Он все более выразительный, все более пластичный. Как это может быть? И как можно не любить такого человека? Дина всегда строит потрясающую композицию. И она умеет держать одну ноту на протяжении всего романа. Книга начинается с того, что она ловит ноту, потом обязательно пишет финал, и затем уже — остальная работа. И потом, она человек с потрясающе сильным характером. Вот, представьте себе, у нее муж художник — понятно, ничего, кроме кисти в руках не держал. (Смеется). На ней дом. У нее дочь, как и моя, программист, постоянно мотается «по европам» с докладами. На ком внуки? Понятное дело, на Дине. И при этом она ежедневно встает в 4.30 утра и пишет. Может быть, от того, что написано в этот день, на следующий останется один абзац или одна фраза — это неважно. Важно работать каждый день, не надо ждать никаких вдохновений, их не бывает. Вот это она умеет делать. И потом, она умеет быть парадоксальной и ошарашивающей. У меня это прошло уже.

История знакомства

- Насколько я знаю, вы познакомились на творческой встрече. И как это произошло? Вы подошли и сказали: «Здравствуйте, я ваш большой поклонник»?

- Нет-нет, мы познакомились совершенно по другому поводу. Вышел роман «Русская канарейка», два романа тому назад. Ну, а я все-таки филолог, решил написать на нее рецензию — и опоздал! Вышли уже две, причем прекрасные, но они были ограничены газетным разворотом. И, естественно, авторы все сказать не могли. Поэтому я взял один аспект романа, который не был освещен — мотив ослепления главного героя, — и написал об этом. Послал на ее фэйсбучную страницу. И каково было мое удивление, когда на следующий день на главной странице эта рецензия появилась, да еще с комплиментарным предисловием! И она до сих пор висит, с января 16-го года, только с главной страницы перешла в заметки, но там пишет только Дина Рубина, больше никто. А потом я поехал в Москву в Дом ученых, где была встреча Рубиной с читателями. Перед началом подошел, представился. «Конечно, помню!» — сказала она. Естественно, не помнит. (Смеется). Ей-богу, у нее столько помощников! Но потом мы посидели и поговорили, и с тех пор постоянно переписываемся. А пока создавался первый том романа, мы обменялись полутора тысячами писем! Можете себе это представить?

Писать бесстильно

- Что же такого вы писали в них?

- Сначала то, что хотел, а потом отвечал на ее вопросы. Иногда это были несколько страниц, иногда один абзац, по-разному. Вот, сегодня было всего два вопроса, а писем — четыре, потому что были уточнения о том, как герой катает героиню в разлив. Вода, свежесть, простор — понятно. «А запах?» — «Ну, запах... Весенний запах гнилости и прелости». И она написала: «Какая прелесть!» А самое первое письмо... Она кинула клич в «Фэйсбуке»: «Ребята, я хочу, чтобы мои герои жили в средней полосе России. Кто возьмется мне помочь? Я там никогда не жила». И я написал поэму в прозе о Вязниках и отправил ей. Знаете, какая была реакция? «Как это прекрасно. И как это ужасно». Я спросил: почему ужасно? А потому, что у нее есть свой стиль, и она очень боится чужого влияния, когда работает над романом, даже художественную прозу не читает, только научпоп. И поэтому она меня попросила писать бесстильно, а мне, автору все-таки книги, колумнистики, со своим стилем, это было страшно трудно — писать рублеными фразами. Но я себя сломал, потому что было очень интересно. И сейчас интересно, потому что идет работа над вторым томом, который выйдет весной. А следующей осенью будет выпущен третий, последний.

Внимание — к деталям

- Вы можете чуть-чуть приоткрыть тайну: насколько Дина Рубина пишет письма интересные?

- Она не умеет писать плохо, это раз. Во-вторых, о письмах я ничего не скажу… Ох! Приведу один пример, бог с вами! У меня очень ранняя память. Меня крестили в 2,5 года, и я это помню в деталях. Я описал мое крещение в селе Холуй. Я ездил к бабушке в Южу (а Холуй рядом) каждое лето на пароходе «Зинаида Робеспьер». (Смеется). На самом деле, «Робеспьер», но до революции он назывался «Зинаидой», и на рынде так и осталось — «Зiнаiда».

Бабушка и повела меня крестить. Что спросила Дина после моего детального описания? Сколько это стоило и что из себя представляла купель. «О, Господи! — схватился я за голову. - Купель-то была каменная долбленая, мои пятки до сих пор помнят это. А стоило это куриной тушки». Дина ответила: «Николай, ну неужели вы не могли написать: введение меня во храм православной веры стоило бабушке куриной тушки?». (Смеется). В книге это есть. Дина все использует.

Подарил биографию

- Вы поставляли факты. Что рассказывали — о людях, о географии?

- Да, топография, люди и так далее и так далее. Я рассказывал о Вязниках, какими их видел в юности. Это поэтический образ моих Вязников. Моих — и ничьих больше. И я страшно рад, что они такими там и вышли, в книге. У Дины потрясающее чувствилище. Она очень хорошо чувствует и людей, и интонации.

- Город стал одним из действующих лиц?

- Да. Героиня жила в городе Вязники, герой на станции «Вязники». А между ними располагался прекрасный лесопарк, кольцевая аллея внутри, прямоугольные по бокам и диаметрально расходящиеся к углам. А еще там есть питомник, тоже замечательный. А еще там есть редкостная вещь. Была. Сейчас парк запущен, подлесок уже в рост с человека… Это - рябиновая рощица. Она имела форму клина (поэтому и такое название первой книги — «Рябиновый клин»). Двести метров в ширину, можете себе представить? Это редкое явление, потому что у рябины тяжелые ягоды, и ветер их не разносит. А здесь какая-то роза ветров сложилась, рядом Пекинка так называемая, и, вероятно, вот эти вот завихрения создавали ситуацию, что ягоды разбрасывались. И получилась маленькая рощица.

- Вы можете поделиться, какие ваши личные воспоминания вошли в книгу?

- Все случаи, описанные там и бывшие в нашем дворе, — подлинные. И как Слава Козырин с нами возился, приучал нас рукодельничать. И как он повесился в своей голубятне. А она была над сараем, проволочная, и видна она всем проходящим поездам, а не только во дворе. Сын Андрюша, кроткий паренек, люто ненавидел свою мать, но через смирение пришел к вере. Это он стал настоятелем нововязниковской церкви, перестроенной из здания магазина «Культтовары». А я в детстве любил шутить: «Магазин называется так, потому что здесь торгуют предметами культа». А шуточка оказалась провидческой. Там все подлинное, я ничего не придумывал. Только не путайте, пожалуйста, меня с героем. У нас с ним характеры диаметрально противоположные. Просто герой выдуман, это схема. На нее нужно нарастить «мясо». Для этого нужна биография. Вот моя биография и пошла. Случаи из детства, из школьных лет и так далее. А характер совершенно противоположный. Потому и не очень веселый финал у романа, прямо скажем.

- Почему вашей фамилии нигде нет? Вот, написано: Дина Рубина…

- А я не соавтор, я помощник. Я волонтер, это, во-первых. А во-вторых, благодарности тем, кто помогал, Дина всегда пишет в конце. То есть, это будет в третьем томе. Но я своих помощников могу сразу назвать. Это вязниковский учитель истории, автор единственного школьного учебника об истории Вязниковского края Алексей Лебедев, директор вязниковской ДШИ Любовь Алексеева, с которой мы учились в одной школе, и бывший председатель Нововязниковского поссовета Алексей Ковезин. Дело в том, что я дрался с цыганами, а он дружил. Я дрался с Василием Васильевым, а подружиться мы не успели — потом уже увидел его только на киноэкране в фильме «Неуловимые мстители» в роли Яшки-цыгана. А его брат Петр женился на цыганке, они купили в Вязниках дом, открыли свиноводческое хозяйство, и вот так вот живут. У них интервью брал Алексей Ковезин.

Краеведческие споры

- Вы уже получили какой-то отклик на роман от знакомых, от вязниковцев?

- Разумеется. До революции о Вязниках вышел один роман, причем очень скверный — «Вязниковский самодур». В конце 50-х в журнале «Юность» был напечатан рассказ Солоухина «Свидание в Вязниках». Все. И поэтому вязниковцы в восторге от нового романа. Это, во-первых. А во-вторых, там возникают споры. Например, я написал, что одно время в городской сад вела ажурная металлическая лестница. Люди моего возраста помнят, кто моложе — нет. А она была очень короткое время! Люди стали ноги ломать зимой, и ее разобрали и заменили бетоном.

- А ваши помощники как-то планируют включить этот роман в культурную жизнь Вязников?

- Они очень хотят, чтобы в Вязниках состоялась встреча Дины Рубиной с читателями. Она приедет во Владимир 27 ноября, потом сразу же отправится в Курск. А вот когда выйдет второй том, возможно, она приедет в Вязники.

- Вас она уже пригласила на встречу во Владимире? Наверняка же что-то о вас скажет.

- Разумеется, об этом уже шла речь. Она говорила и в Москве на Международной книжной ярмарке обо мне — о том, почему выбрала именно Вязники: «Да вот почему! Видите, стоит человек? Он мне так написал об этих Вязниках, что я не могла отказать!»

- Эта история фантастическая, маловероятная для провинциального редактора — стать помощником всемирно известного писателя. Для вас это что?

- Для меня это интересная работа. Вот и все. Я никогда нос не задирал. Главное — Дина человек очень интересный. И работать с ней увлекательно. Вот это главное.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 21 ноября 2018

Заголовок в газете: Вязниковский волонтер

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру