Владимирские инди-рокеры поют в миноре, но несут позитив

Разбор по «Буквам»

В августе в музыкальной среде Владимира произошло заметное событие: инди-рок-группа «Буквы» презентовала свой второй студийный альбом под названием «Мы не роботы» (инди — от английского «independent», независимый, самостоятельный). Чем не повод встретиться с основателем группы и ее вокалистом Максимом Большаковым, а также бас-гитаристом Дмитрием Бугаковым, чтобы поговорить об их музыкальной философии?

Разбор по «Буквам»
Фото: userapi.com

Скрытая тяга

- Максим, как вы докатились до жизни такой?

Максим Большаков: - Все происходящее расцениваю как последовательный ход событий. В 7 лет я был безжалостно отдан мамой в музыкальную школу. А я вырос в районе Белоконской-Марьинки, это тот район, где среди мальчишек в почете были хоккей и борьба, никак не музыка. Рядом каток, стадион, различные секции, а тут на тебе, музыкальная школа. Меня хоровое сольфеджио повергало в состояние ступора, я бы даже сказал, оно меня пугало. Короче, до музыкальной школы я не доходил, и через 2 года убедил-таки маму, что это не мое. Но уже позднее, лет в 14, я снова вернулся к музыке. Мне нравилась во дворе девочка, которой нравилась гитара. И так я впервые соприкоснулся с этим инструментом. Выучил песню «Звезда по имени Солнце» Виктора Цоя, спел и имел у дамы сердца успех. Так слились воедино искусство, упрямство и половое влечение. В старших классах среднеобразовательной школы я пришел к сочинительству, написал первые свои песни под гитару. Меня тогда поддержал мой отец, Александр Большаков, который музыкой не занимался, но писал превосходные стихи. А по возвращении из Санкт-Петербурга, где провел свои студенческие годы, я понял, что музыка — это мое кредо на всю жизнь, и с тех пор стараюсь посвящать ей все свое свободное время. Буду рад, если творческое знамя подхватят и мои дети.

- А потом проснулись и решили создать группу?

МБ: - Практически так и было. Несколько лет я сочинял электронную музыку. Это, кстати, очень помогает теперь при создании аранжировок. Однажды, в очередной раз встретив Диму Бугакова на одном из концертов, я сказал ему, что созрел для собственного проекта. Материала накопилось такое количество, что захотелось его реализовать в песнях. Электронный формат звучания мне не подошел, потому что материал у меня распевный, требующий осмысления и все-таки именно живого исполнения. А Димка — он во многих проектах играл, грамотный квалифицированный музыкант. Он был первый, кому я предложил объединиться. Дальше мы пригласили сначала гитариста Алексея Соловьева, а позднее к нам примкнул наш барабанщик Виталик Пискарев. И так получилась группа «Буквы». Это было в 2015-м году. С тех пор за три года мы прошли интересный путь, успели сделать 2 полноценных студийных альбома, сняли два клипа, отыграли несколько концертов, не однажды выезжали за пределы города Владимира. Никто не ожидал, в том числе и наше окружение, что это все затянется больше чем на полгода. Но нет, существуем уже четвертый год, более того, у нас достаточно интересные творческие идеи и планы. Мы практически сразу после презентации второго студийника приступили к новым песням.

- Дмитрий, а вы же известны все-таки как музыкант из сферы джаза. Зачем вам рок-проект?

Дмитрий Бугаков: - Как и нормальный человек, первое, что я услышал, была рок-музыка. Благодаря своему папе я услышал The Beatles, Creedence Clearwater Revival, Pink Floyd и какую-то неизвестную группу, оказавшуюся в итоге Deep Purple. Будучи студентом музыкального колледжа, я уже вовсю слушал Nirvana. И, естественно, мне хотелось играть рок. В том же колледже у меня был группа, называлась «Меланхолия».

В 94-м году мы сыграли в «восьмисотке» концерт. Но нашу музыку не поняли. После концерта к нам подходили люди и говорили: «Вы че, косите под «Нирвану»? Нафига? Играйте нормальную музыку». И это было связанно с тем, что у всех в головах сидел русский рок, а MTV показывали не у всех. (Смеется.) Нашим продюсером был Сергей Миляев. Он снял нам видео этого концерта за 100 рублей. Причем я не знаю, много это было или мало по тем меркам. К сожалению, из-за нашей халатности мы потеряли этот славный видос. И теперь никому я уже не смогу показать, каким славным и кудрявым я был тогда и какую музыку играл. Подытожу. Мечта играть рок была. Просто когда я уже заканчивал музыкальный колледж, неожиданно волна профессионализма увела меня в сторону джаза. Поэтому, когда Максим предложил поиграть авторскую рок-музыку, я не отказал.

Текстовичка Барто

- Я так понимаю, что вы, Максим, главный автор и вдохновитель?

МБ: - Давайте назовем меня так. Хотя сейчас уже прерогативу авторства я начинаю потихонечку разделять с Димой: все время, пока он играл чужую музыку, он сочинял свои песни. И в новом альбоме у нас как минимум 2 композиции на его стихи. А у меня к моменту создания группы материала накопилось на 5 полноценных альбомов. Я отсеял весь шлак, тем не менее, первый наш альбом — это на 80% мои старые песни. Во втором альбоме из старых песен уже только одна — «Агния Барто», года 2007 песенка, остальные уже в составе группы были написаны.

- То-то кажется, что эту «Агнию Барто» человек лет 20-ти написал.

МБ: - «Девочка, иди сюда, я тебе ирису дам» — да. Я это стихотворение прочитал впервые в 1-м классе, эти строчки врезались мне в память. На меня поэтесса Агния Барто еще в детстве произвела своим творчеством неизгладимое положительное впечатление. Если сейчас копнуть любое ее стихотворение — это потенциальный хит. Поразительно то, что, казалась бы, детская лирика, а насколько сильно проецируется на взрослых.

- «Я словно в лесу заблудился — привет! Тропу потерял и отбился от стаи», «Мир в грязи, но дождь не хлынет»... Вы всегда были таким депрессивным?

МБ: - Вовсе нет. Навскидку сейчас могу накидать сотню позитивных жизнеутверждающих своих строк. Моя творческая философия очень разноплановая. Я и себя вижу исключительно как оптимиста. Просто у нас минорные тональности преобладают, они неизбежно привносят больше меланхолии в общее восприятие той или иной песни, но эта меланхолия не деструктивная. Наоборот, любой наш посыл исключительно позитивного толка, так как прославляет жизнь, свет, дружбу, любовь. Еще один момент. На новом альбоме есть совершенно шикарная Димкина песня, называется «Уверен». Изначально она была юмористической, о человеке-недотепе… Мы разные с Димкой. Он мягкий, ранимый, я же, наоборот, скорее более резкий, твердый, по-хорошему злой. Короче, он принес песню на репетицию, а я взял ее на выходные доработать. Ну и принес на следующую репетицию уже свой вариант. И из неудачника главный герой превратился в оптимиста. Например, изначально там была строчка «Моих крыльев мокрые перья». Я: «Какие мокрые?! Моих крыльев острые перья!» Или было — «Человек потерялся во времени…», а стало: «Человек подружился со временем…». А потом еще родился припев про оптимиста, который в качестве панацеи от тоски нюхает васильки. Веселая такая получилась песня, бодрая. В плане материала мы в принципе не вгоняем себя ни в какие рамки. Социальная проблематика нам тоже не чужда, на эту тему у нас: «Социальные сети», «Деньги», «Мы не роботы», «Агния Барто», опять же. В политику стараемся не лезть, хотя есть у нас «Два царя». Что интересно, это единственная наша песня с ненормативной лексикой, но нашим слушателям она нравится не за это, хотелось бы верить. (Смеется.)

- Разная музыка рассчитана на разные случаи и ситуации. Условно говоря, есть то, что хорошо идет на праздниках, есть романтическая музыка, которую ставят на свиданиях. На какие ситуации и на каких людей рассчитано то, что записываете и исполняете вы?

МБ: - Я за универсальную музыку. Мы изначально решили, что делаем музыку для себя, мы сами должны кайфовать. В какой-то момент в нашей группе, не скрою, наступил ступор, когда мы перестали получать удовольствие, и нужно было что-то менять в звуке, в подходе. Я сделал ряд инициативных шагов, ребята их поддержали, и мы занялись поиском собственного звучания. Что-то стало получаться, технически мы тоже шагнули вперед. Короче, нам стало нравиться то, что мы делаем. Но слушатель, его отзывы, реакция, комментарии — это, безусловно, тоже важно. И судя по всему, мы на верном пути, так как нашу музыку слушают и наши клипы смотрят.

ДБ: - Конечно, когда музыкант выходит на сцену, он играет для людей, и он хочет видеть, что слушателям это нравится. Нет, сначала тебе нравится сам факт, что ты вышел на сцену. (Смеется.) Потом нравится, что им нравится. Короче, это адреналин и секс, не лишенные момента самолюбования. (Смеется.)

Географическое место

- Почему вы в свое время не остались в Питере? Все стараются уехать, а вы вернулись сюда.

МБ: - Я прожил там три года, учился. Почему вернулся — так сложились обстоятельства, не вижу смысла сейчас об этом говорить. Я, будучи оптимистом, никогда не копаюсь в своем прошлом, а смотрю в будущее. Не пожалел, что приехал сюда. Но Питер, конечно, произвел на меня неизгладимое впечатление как на творческого человека. И у меня, как и, наверное, у любого музыканта, есть песня, посвященная Санкт-Петербургу, но она не записана. Называется «Странный город». Для меня он действительно странный, необычный. Я туда стараюсь раз в год вырываться, но исключительно уже как турист. Встретиться со своими друзьями, посидеть на берегу Финского залива и пройтись по местам боевой славы.

- По-вашему, здесь, во Владимире, для музыканта есть все шансы реализовать себя?

МБ: - Для музыканта первое — это хороший музыкальный материал, второе — высокоскоростной интернет, и теперь еще обязательно должно быть снято видео к песне. Если все это есть, то можно выстрелить откуда угодно, хоть из Зимбабве. К слову, все строчки топ рейтингов на платформах «ВКонтакте» и iTunes этим летом принадлежат именно «ноунэймам», никому доселе не известным ребятам, которые сидят дома, пишут на своих компах музыку и в итоге попадают в тренды. Да, это все временно и несколько однообразно, но по факту, миллионные просмотры на YouTube. С инструментальной музыкой, конечно, сложнее. Ее качественная запись стоит больших денег. Но Владимир находится в полутора часах езды от современных московских студий, поезжай, плати, записывай.

- А про город Владимир у вас есть песни?

МБ: - Есть, но исключительно для тесных дружеских компаний. Однажды в поезде я написал песенку про отчий дом и золотые купола.

- Если послушать песни про Владимир, то там везде либо золотые купола, либо Клязьма-река, либо князья какие-нибудь. С точки зрения инди-рокеров, о чем бы могла быть песня о Владимире нетривиальном?

МБ: - Владимир — это, в первую очередь, люди, в нем живущие и к нему привязанные. Да, у каждого города есть своя история, которая все же является величиной непостоянной, так как историю можно приукрасить или, что хуже, переврать. А вот любовь — категория иная. Поэтому все-таки эта песня должна быть о любви.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 5 сентября 2018

Заголовок в газете: Разбор по «Буквам»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру