Богема на пленэре

Музыканты, актеры и художники приехали в Суздаль «поиграть»

08.08.2018 в 00:43, просмотров: 666

Если в Суздаль приезжает группа ну очень творческих людей, устраивает концерты на ровном месте, перформансы в самых неожиданных местах и играет спектакли в домах местных жителей — значит, лаборатория «Человек Мира» снова начала работу. На этот раз город-музей стал финальной точкой в творческом путешествии.

Богема на пленэре
Пассажиры «творческого поезда» Фото: Мария Гальперина

Из Петербурга в Суздаль

Путешествие началось в Санкт-Петербурге музыкальным перформансом «Симфония труда»: в Михайловском саду мастерицы создавали полотна, сидя за ткацкими станками, и напевали старинные песни. Затем на смену приходили современные музыканты и извлекали шумы из бочек, моторов, индустриальных станков, символизируя этим переход от ручного труда к машинному. Позже, уже в Москве, была «Пробка мира» — акция, названная спектаклем-променадом, и заключавшаяся в переходе зрителей от машины к машине и участии в разных перформансах. Пробка, конечно, была не настоящая: скопление ретро-машин устроили на Крымском валу, а спектаклями и инсталляциями занялись актеры различных столичных театров.

Два дня спустя с Ярославского вокзала Москвы во Владимир отправился «Состав мира» —специальный поезд, составленный из 12 вагонов разного типа, в каждом из них была своя акция. Например, в вагоне-ресторане Алексей Коханов устроил караоке, в котором можно было допеть навязчивые мелодии, чтобы они, наконец, отвязались. На деле, правда, по словам участников, исполняли не застрявшие хиты, а песни про железную дорогу. Еще в одном вагоне студенты курса Юрия Муравицкого Московской школы нового кино исследовали свадебные ритуалы. Описание импровизационного спектакля гласит: «За основу взят простой деревенский праздник, внутри которого актеры «играют», используя устоявшиеся клише и современные перформативные инструменты. Постепенно сельский пир с характерными и узнаваемыми персонажами превращается в сюрреалистическую вакханалию. Чем закончится свадьба — во многом загадка и для самих актеров».

Перемещаясь из вагона в вагон, можно было поучаствовать в смеховых ритуалах, познакомиться с прекрасной незнакомкой (или стать ею), поговорить со «случайными попутчиками» — филологами Михаилом Велижевым и политологом Тимуром Атнашевым, тет-а-тет встретиться с поэтами и послушать их произведения... И лишь один вагон остался безучастным в общем действе — грузовой.

А с чем же москвичи приехали в Суздальский район?

Давайте поиграем

Триста человек — актеров, музыкантов, фотографов, художников — расселись по автобусам и отправились обедать на брегах Нерли. Готовили для гостей жительницы окрестных сел — участницы так называемого проекта «Девчата мира».

Ленивая атмосфера выдает, что, в первую очередь, столичная богема приехала насладиться провинциальным раздольем. Поэтому и организация процесса несколько ленивая: обещанный музыкальный джем на берегу Каменки задерживается часа на два, и из-за проволочек музыкантам из Подмосковья приходится занимать себя репетициями. Большая творческая делегация гуляет по городу. Из конца в конец Суздаля на новенькой «буханке» разъезжает организатор лаборатории Андрей Попов.

- В этом году масштабные площадки были в Москве и Питере — была тема аграрной культуры, индустриальной культуры. Затем была тема пробки. Суздаль был взят как исток, из чего это все вышло, — рассказывает Андрей Попов. - А лаборатория — это возможность, во-первых, перемещаться на тысячи километров, а во-вторых, находить точки соприкосновения. Культура — это создание среды. То, что в ней создается, — это продукты среды, их может быть множество. Задача в том, чтобы они были гармоничны, чтобы люди просто играли. Как дети собираются — им интересно. Когда мы взрослеем, то теряем точки соприкосновения, возможности радоваться. А культура как раз позволяет человеку оказаться здесь и сейчас.

Царица — Любовь Толкалина

А пока Андрей везет столичных актера Игоря Лесова и режиссера Савву Старковского (они из культурного пространства «Собор») в дом на берегу Каменки, который вскоре на один вечер станет театральной сценой. С импровизированных подмостков открывается вид на Покровский монастырь. Это важная деталь, потому как обитель — одно из мест действия в спектакле. Постановка «Последняя русская царица» рассказывает о жизни Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. В Суздале была сыграна премьера.

- Почему поставили этот спектакль? Потому что палаты Мазепы, в которых находится «Собор», изначально принадлежали Лопухиной, это было ее родовое поместье, — рассказывает Савва Старковский. - Мы  поставили спектакль про нее в ее доме, а сейчас покажем, куда ее постригли. Спектакль на двух актеров (роль Лопухиной исполняет Любовь Толкалина) и музыканта. Это исторический, документальный ликбез, рассказывающий правдивую историю о Петре Первом и его первой жене. Это не просто семейная драма, это драма двух культур, потому что Петр был западным человеком, а Евдокия отстаивала русские патриархальные традиции. 

Премьеру показывали ночью Фото: 4pp.userapi.com

Композиция была создана на основе архивных документов. Премьеру показывали ночью, так как в постановке значительную роль играет видеопроекция. А весь день до этого в рамках лаборатории проходили уже традиционные акции — создание и обжиг «огненных скульптур» на Каменке и расписывание «Лавок мира». Кстати, лавки после будут переданы Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику и останутся в одной из экспозиций города.