«Мастер и Маргарита» по-владимирски

Последним сюрпризом для театралов в уходящем 169-м сезоне стала мистическая дилогия по мотивам самого таинственного произведения Михаила Булгакова

13.06.2018 в 01:41, просмотров: 1000

Впервые в истории театра премьера шла два дня. 6-го июня зрители увидели спектакль «Мастер», а 7-го июня пришли на продолжение — «Маргарита». Для владимирского театра это третья постановка по Булгакову, в репертуаре уже есть «Собачье сердце» и «Морфий». Корреспондент «МК» во Владимире» выяснил, кто ставил козни режиссеру Владимиру Кузнецову во время работы над мистическим материалом и какими предстают герои легендарного романа на сцене владимирского театра.

«Мастер и Маргарита» по-владимирски
Фото: Екатерина Дронова

Сила «оттуда»

 

По театральным коридорам снуют мертвецы, из гримерки выходит Понтий Пилат в полном облачении, мимо пробегают чем-то озабоченные Коровьев и Бегемот. «Мастера» не видать: актер Анатолий Шалухин, как обычно, избегает прессы. Зато общительная «Маргарита» Валерия Емельянова охотно делится своим отношением к роли.


- В школе роман «Мастер и Маргарита» я не осилила, — рассказывает Валерия. - Он показался мне очень страшным. Теперь я играю Маргариту, и мне пришлось его прочитать. И знаете, я влюбилась в роман, в Мастера, в Маргариту. Она жертвует собой ради любви. Я ее понимаю и поступила бы так же. Роль непростая, требует сил — моральных и физических. За время подготовки к спектаклю я похудела на 11 килограмм. Мама приехала ко мне в гости и ужаснулась: «Да ты просвечиваешь!». С одной стороны, это хорошо, потому что в спектакле на сцене я обнажаюсь, и это должно выглядеть эстетично.

Фото: Екатерина Дронова

Перед тем, как приступить к репетициям, Валерия ходила в церковь просить благословения. Необъяснимо, но сразу после этого актриса слегла с температурой под 40. Впрочем, она считает, что просто приболела и никакой мистики тут нет. В проказы потусторонних сил не верит и Виктор Мотызлевский, исполнитель роли кота Бегемота. Более того, дома у актера свой черный кот.

 

- Это курильский бобтейл Тимошка, — говорит Виктор. - Я его специально «раздраконивал», чтобы он носился. А сам наблюдал за ним, пытался повторить пластику. А вообще, свита Волонда — это такой «милый квартет»! Они, скорее, положительные герои. Все мы дети Божьи, а Господь не может наказывать своих детей. За него это делает специальное ведомство и мы, его представители. Мы как рыцари, наказываем за безбожие, алчность, преступления.


Прекрасно к своему герою относится и Владимир Лаптев, исполнитель роли Воланда. Он отказывается верить, что это сам Сатана. Считает, что Воланд — некая сила «оттуда», который в облике человека «пришел» с инспекцией. Ему интересно, изменились ли люди внутренне с тех времен, когда в Ершалаиме был распят Иешуа Га-Ноцри.


- Я всегда знал, что когда-нибудь сыграю Воланда, — признается Владимир Лаптев. - В моем актерском репертуаре уже есть похожие роли. Он старый, уставший, не злой, спокойный, как я. Меня даже просили не гримироваться. Он выясняет, что люди сильно изменились, но только внешне. А внутренне они такие же, как и те, что кричали «Распни его!» много веков назад.

 

Привет из преисподней

 

Несмотря на прекрасное отношение актеров к своим «отрицательным» героям из преисподней, режиссеру спектакля Владимиру Кузнецову пришлось немало «хлебнуть» от потусторонних сил. В окно залетали вороны, у автомобиля поджидали черные коты, снился сам Булгаков. А начались чудеса еще во время подготовки сценария.

 

- Я написал инсценировку и пришел в театр, чтобы распечатать текст, — вспоминает режиссер Владимир Кузнецов. - Одним махом в театре все принтеры выходят из строя. Даже тот, который по определению должен всегда работать. Когда же удалось распечатать текст, буквы были настолько бледными, что разобрать их было невозможно.


Для полной картины не хватало лишь звонка Азазелло с требованием «ничего не писать и никуда не носить». Впрочем, не зря сами актеры называют режиссера Кузнецова смелым. Премьера состоялась, несмотря на все козни. Часть сюжетных линий пришлось опустить, но даже при этом общая продолжительность спектакля около пяти часов! Не зря режиссер сделал из постановки дилогию: премьера прошла в два дня, причем оба спектакля состояли из двух частей с антрактом. Благодаря современным театральным механизмам постановщик без труда переносит зрителя из Москвы в Ершалаим. Говоря проще, сцена вращается. Декорации меняются за секунды. Маргарита парит над домом, где живет Латунский. А из-под земли выскакивают мертвецы и скелеты, приглашенные на бал Воланда. Кстати, вся эта чертова братия на протяжении двух спектаклей с успехом затмевает главных героев. На фоне нытика-Мастера и истеричной Маргариты невольно отдаешь предпочтение чертям. Впрочем, талантливый шизофреник со своей подружкой, действительно, не главные герои.

Фото: Екатерина Дронова

Главный герой — роман

 

- Главный герой постановки — роман о Понтии Пилате, который пишет Мастер, — говорит режиссер Владимир Кузнецов. - Роман — это то, что остается после смерти творца. Мастер простой человек, он смертен. Не зря роман возвращается из пепла, когда князь Тьмы возрождает сожженное произведение. «Мастер и Маргарита» — прекрасная почва для фантазии и творчества. Если бы у меня была возможность поставить роман еще раз, это был бы совершенно другой спектакль.

 

Для Владимира Кузнецова это третья постановка по Булгакову. Режиссер признается, что во сне писатель подписал ему чек на сумму, которая заканчивалась на цифру 5. Значит ли это, что Кузнецов должен поставить 5 спектаклей по произведениям Михаила Афанасьевича? А ведь любимых произведений автора у него гораздо больше. Режиссер признается, что с удовольствием поставил бы «Роковые яйца», «Белую гвардию», «Бег». Ну, а пока лучшей постановкой в этом сезоне зрители объявили «Раковый корпус» того же Владимира Кузнецова по мотивам произведения Солженицына. Лучшими актерами в уходящем театральном году, по мнению владимирцев, стали Андрей Щербинин и Анна Лузгина. Новый театральный сезон стартует 18 сентября 2018 года.