На Князь-Владимирском кладбище установили памятник, подобных которому в России нет

Он посвящен детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны

Обелиск представляет собой стилизованное изображение географической карты СССР 1945 года с отпечатками маленьких ладошек.

Он посвящен детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны
Людмила Бундина возлагает цветы к памятнику Фото: Аннета Татарникова

Когда кусочек хлеба в радость

Борис Константинович и Вероника Михайловна Пономаревы как раз из того самого поколения, детство которого было обожжено войной. Несмотря на то, что прошло 70 лет, в их памяти до сих пор живо встают события военного времени.

- Мы жили в Кировской области, в селе Верхосунье, - вспоминает Борис Константинович. - Мне было семь лет, когда отец по приемнику услышал выступление Молотова о начале войны. Отец ушел на фронт и погиб под Смоленском ровно через месяц — в августе 41-го. И тогда же, в августе, к нам привезли целую школу эвакуированных ленинградских детей.

Памятник, установленный на Князь-Владимирском кладбище, по мнению Бориса Константиновича, как раз и посвящен этим самым детям. Они умирали от истощения, и хоронили их всем селом.

- Особенно почему-то запомнилась гибель ленинградской девочки Верочки Лясовой, - говорит Борис Константинович. - Ей было всего 12 лет. До Победы она не дожила совсем немного... Еще помню, как после объявления из репродуктора о капитуляции Германии я пулей помчался в интернат, чтобы сообщить ленинградцам о Победе!

У Вероники Михайловны — своя история. И в ней тоже погибший в войну ребенок — младшая сестренка Люба, которой не было и года.

- Когда началась война, нас из Ростовской области эвакуировали в Костромскую, - рассказывает Вероника Михайловна. - Нас у мамы было восемь человек детей. Самый старший — в девятом классе школы. А папу забрали в первый же день войны, и вскоре пришла похоронка. Мама работала, чтобы прокормить нас. Старшие ходили в госпитали. А я была «певучая» и «плясучая». Несмотря на то, что мне было всего шесть лет, меня тоже брали в госпитали. Больше всего мне нравилось петь песню «Эта вера от пули меня темной ночью хранила...» Меня же Верой, Верочкой в детстве звали, мне казалось, что эта песня про меня... С шести лет вязала носки, перчатки, варежки для фронта, научилась шить кисеты. А жили мы, конечно, впроголодь. Мама рано умерла, потому что испытала много горя, и питались тогда плохо. Умерла и младшая наша сестра Люба. Старшие сестры и братья, бывало, ели лебеду. Для нас, младших, кусочек хлеба был в радость...

Борис Константинович и Вероника Михайловна Пономаревы Фото: Аннета Татарникова

Не стали взрослыми

По статистике, которую озвучивают сотрудники общественной организации «Дети войны», во Владимире сегодня живет 12 тысяч детей войны, по области их — больше 50 тысяч. Точной цифры, сколько детей погибло в годы войны, нет до сих пор. Но счет идет на миллионы. Одни погибали от снарядов и пуль, другие — от голода или холода, третьи горели в печах концентрационных лагерей...

- Эти дети могли бы стать врачами или архитекторами, строителями или медиками, папами и мамами, - говорит председатель общественной организации «Дети войны» Людмила Бундина. - Но все они погибли, так и не узнав, что это такое — стать взрослыми. И мы решили, что обязательно надо увековечить их память, поставив этот монумент. Ведь в России почему-то памятников героям войны гораздо больше, чем ее жертвам... Идея пришла четыре года назад, и при поддержке администрации города Владимира нам все-таки удалось воплотить ее в жизнь. В прошлом году мы установили на этом месте закладной камень, а сегодня открываем монумент.

Автор монумента — выпускник архитектурного факультета ВлГУ Никита Егоров - работал над созданием эскиза всего два дня. И он тут же был одобрен на всех уровнях.

- Для меня было очень почетно работать над этим монументом, - говорит Никита Егоров. - Я — представитель молодого поколения, и мне кажется, что очень важно, чтобы мои сверстники помнили и ценили тот вклад, который внесли в Победу дети войны. Надеюсь, наше поколение и последующие никогда не допустят новой войны.

На открытие памятника пришли не только ветераны и «дети войны», но и современные школьники, в частности те, кто принимал участие в конкурсе рисунков на тему Победы. Рисунки школьников в итоге стали основой для праздничной открытки, пришедшей 9 мая к каждому ветерану и «ребенку войны».

- Моей бабушке в войну было девять лет, - говорит участница конкурса Ира Бессонова. - Она рассказывала, что в их деревне находились немецкие оккупанты. Однажды зимой у них провалилась машина под лед, и они заставили ее вытаскивать веревками тех, кто жил в деревне. А это были дети, старики и женщины. И они никак не могли вытащить эту машину, и бабушка плакала, потому что у нее скользили валенки и было очень тяжело и страшно. А немцы смеялись и стреляли из автомата над головами людей, чтобы те поторапливались...

После открытия монумента к его подножию были возложены венки, цветы и мягкие игрушки. Многие ветераны не могли сдержать слез.

По словам Людмилы Бундиной, в ближайшее время монументы и стелы в память о детях, погибшим в годы войны, откроются также в Судогодском и Муромском районах. В планах общественников — ратовать за присвоение детям войны официального статуса на федеральном уровне.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру