А вот количество контрольных мероприятий, как ни странно, снизилось, и это закреплено законодательно.
- В прошлом году выявлено 514 нарушений антиалкогольного законодательства, 12 фактов реализации алкоголя без лицензии и 96 случаев продажи алкоголя несовершеннолетним, - заявляет Валерий Михайлович.
Справка "МК"
<p>Что чаще всего покупают владимирцы:</p> <p>мясо, включая мясо птицы и консервы — 18,7%<br /> алкогольные напитки — 17,5%<br /> хлеб и булочные изделия, макаронные изделия и крупы — 9,1%<br /> кондитерские изделия, сахар — 7,6%<br /> молочные продукты — 7,3%<br /> свежие овощи, фрукты, картофель — 7%<br /> табачные изделия — 3,5%<br /> рыбу и морепродукты — 2,5%,<br /> безалкогольные напитки — 1,5%</p>Как же обстоит дело с контрафактом? Теперь отравления некачественным алкоголем случаются меньше, однако об исчезновении контрафактной продукции с владимирских прилавков говорить рано.
- На рынок стали выпускать необоснованно конкурентный продукт, - комментирует Валерий Скорик. - Сама продукция при этом будет качественная, но окажется, что оформлена она неправильно. Покупатель не страдает от такого алкоголя, но наносится ущерб экономике. Причем даже добросовестные операторы не застрахованы от этого: по документам на придавки может попасть совершенно легальная продукция, а при подробном анализе документов, акцизных марок вдруг выясняется, что продукция имеет признаки экономического контрафакта.
Другими словами, государство недополучает акцизные сборы, предприниматель реализует через свои магазины качественный алкоголь, который проникает на прилавок по «серым» схемам, потребитель, слава Богу, не страдает, в ущербе — лишь экономика. Кто же в такой ситуации виноват?
- Доля алкогольной продукции в любом магазине составляет до 30% прибыли, - объясняет Валерий Скорик. - Если мы определяем контрафакт в магазине, то в первую очередь приостанавливаем деятельность оператора до 6 месяцев. А теперь посчитайте: выбросите на 6 месяцев из оборота 30% прибыли от каждого магазинчика. Стоимость получается такая, что рисковать собственникам нет резона.
Выход один: выборочно (и к тому же за свой счет) проверять продукцию от тех поставщиков, которые были замечены в распространении контрафакта на рынке. Если предприниматель поленился это сделать, ответственность за найденный контрафакт ложится на него.
Бизнесмены, объединяйтесь!
Ещё один путь защиты рынка от контрафактной продукции — создание предпринимательского сообщества, которое бы включало в себя крупных поставщиков и производителей алкоголя. В нашей области таким объединением является Некоммерческое партнерство «Ассоциация операторов рынка алкогольной продукции Владимирской области» (НП «АСАЛКО»). Однако предприниматели вступать в подобные организации пока не желают: им легче вести бизнес индивидуально и отдельно от всяких объединений. Что и говорить, та же Торгово-промышленная палата Владимирской области не требует обязательного членства. А между тем такие объединения сулят некоторые привилегии. Их и обозначил Валерий Скорик:
Справка "МК"
<p>Только цифры</p> <p>В сфере предпринимательства в области занято свыше 30% трудоспособного населения.</p> <p>Вклад бизнесменов в экономику области занимает 3 место после налога на доходы граждан и налога на имущество.</p> <p>По темпам роста оборота розничной торговли за первый квартал 2011 года Владимирская область заняла 3 место среди регионов Центрального федерального округа, вслед за Ивановской и Белгородской областями.</p> <p>Размер торгового оборота в области превышает 8 миллиардов рублей в месяц.</p>- Плюс в таком объединении - в защите рынка услуг от предпринимателей-дилетантов, от людей случайных в бизнесе и не имеющих подготовки для его ведения. Кому нужен лишний неквалифицированный конкурент? Он может только подорвать авторитет предпринимателей у народа. К тому же без подобных сообществ интересы всего предпринимательства области представляют всего 2-3 оператора рынка, но это не значит, что они учитывают интересы каждого предпринимателя.
Минус предлагаемого директором департамента объединения очевиден: свободное вхождение на предпринимательский рынок будет очень затруднено. Ну что ж, не без жертв!
Кстати, создание объединений касается и рынков. По словам Валерия Скорика, сообщества операторов рыночной торговли помогло бы защитить права продавцов «от надоедливых покупателей» и снизить цены на многие товары.
- Но наши предприниматели этого не хотят и защищают «штучный» бизнес, - признается Валерий Михайлович. - Когда же угроза бизнесу будет более ощутимой, на объединение рынков можно надеяться.