Как стать журналистом

В разгар приемной кампании в вузы корреспондент «МК» во Владимире» поделился своей историей выбора профессии в СМИ

Если чистый лист вызывает непреодолимое желание что-нибудь написать, то эта статья для вас. Многие задают вопрос: «Как стать журналистом?» Никак. Надо просто быть им. И не для того, чтобы встречаться со звездами или «светить фейсом» с экрана ТВ (хотя, это, конечно, приятный бонус). А лишь потому, что ты не можешь не писать. Впрочем, графоманство к журналистике отношения не имеет.

В разгар приемной кампании в вузы корреспондент «МК» во Владимире» поделился своей историей выбора профессии в СМИ
Фото: ru.sputniknews-uz.com

Первое интервью

 

Я пишу с детства. До сих пор где-то хранятся тонны тетрадей, исписанных самопальными сказками и рассказами про вымышленных и реально существующих героев. У всех своих кукол я брала интервью. Родные пророчили мне карьеру журналиста. И не ошиблись. Еще в старших классах я пошла стажироваться в газету «Подросток». Без малейшего опыта, имея за плечами только интервью с куклами и пятерку по русскому языку в школьном дневнике. Планерки с создателем газеты Дмитрием Заботиным проходили по вечерам на филологическом факультете ВГПУ, куда я собиралась поступать после школы. Корреспондентов в газете было немного — я и еще три девчонки (впоследствии все стали работниками ТВ). Заботин учил нас правильно задавать вопросы, раздавал темы для статей. Потом проверял написанное и редактировал. Одна из моих статей была о приезде во Владимир популярной тогда белорусской команды КВН — «БГУ». Помню интервью в ДК молодежи. Я, будучи школьницей, общалась с людьми, которых до этого видела только по телевизору. Это было мое первое интервью. После кукол, конечно.

 

Хочу работать

 

Окончив филологический факультет по специальности «учитель русского языка и литературы», журналистом я стала не сразу. Моя первая работа — продавец-консультант в книжном отделе крупного торгового центра. Мы были в курсе всех книжных новинок, можно было совершенно бесплатно прочесть любую книгу. Но мысль, что я теряю время и место мое не здесь, стучала в голове дятлом. Находясь на рабочем месте, в свободное от покупателей время я или читала, или писала что-то сама. А потом решила пойти на телевидение. Туда (а может, и везде так) лучше не звонить и не клянчить в трубку вакансию, а прийти и сказать: «Хочу работать!» Даже если у вас нет опыта. Когда я сделала что-то вроде этого на одном из региональных каналов, меня выслушали, немного объяснили телевизионную «кухню» и дали пару дней на обучение. Я выезжала с опытными коллегами на съемки, чтобы посмотреть со стороны, как создается сюжет. А потом сама пробовала писать текст. В голове тогда был полный кавардак и ничего, кроме скучного «состоялось мероприятие», на ум не шло. Много раз посещали мысли «Что я тут делаю?» и «Это не мое». Лишь спустя время я узнала от профессионалов, что «состоялось» и «мероприятие» — едва ли не слова-паразиты в журналистике.

 

Говорящая Куча Мусора

 

Случилось это в Нижнем Новгороде, в школе телевидения «Практика», куда нас с оператором отправили повышать квалификацию за счет телекомпании. Это был колоссальный опыт. Учредители Центра «Практика» — Нина Зверева и ныне покойный Михаил Сладков, члены Академии Российского телевидения, лауреаты премий ТЭФИ. Несколько дней мы впитывали информацию, записывали каждое слово и боялись что-то пропустить. До сих пор у меня хранится блокнот с бесценными конспектами. До поездки в «Практику» я читала книги Нины Зверевой, а теперь сама сидела у нее на лекциях, после которых хотелось творить. Оказалось, что рассказать интересно можно обо всем, если подойти к делу творчески. К примеру, вы снимаете сюжет или пишете статью об обычной цветочной клумбе с розами. Можно сделать акцент на том, кто ее сажал, кто собирает эти цветы, показать руки садовода, исколотые шипами. В скучном репортаже об официальном лице можно сделать небольшое отступление и упомянуть о его увлечениях в свободное от работы время: ходит в лес, играет на гармошке и т.д. Были и совсем эпатажные примеры, когда съемочная группа несколько недель подряд снимала ежедневное пополнение самопальной кучи мусора. Причем за кадром эту Кучу потом озвучивали, и под мрачную мелодию она говорила примерно так: «Сегодня я пополнилась очередными отходами. Во мне появились консервные банки, пакетики от чипсов и старые покрышки. Мне плохо!» В итоге получился мини-фильм, который брал за душу покруче любого слезливого репортажа. Мусор захотелось убрать всем, кто смотрел сюжет. Или материал о бездомной собаке, снятый «от лица» самого животного. Мы видим мир глазами брошенного пса, бегаем по помойкам, уворачиваемся от пинков прохожих. Все это «цепляет» зрителя или читателя и не дает заскучать. Потому что как только ему станет скучно, он машинально щелкнет пультом или отложит журнал. И фраза «состоялось мероприятие» очень этому способствует. Наверняка, у этого мероприятия есть куда более интересные факты, чем то, что оно «состоялось». С этого-то и надо начинать.

 

Впрочем, куражиться таким образом и брызгать творческим потенциалом можно было только в «Практике». Как правило, на региональном ТВ или в газетах боятся экспериментов и предпочитают творчеству шаблонные «состоялся 152-й съезд депутатов», после которого сразу хочется переключить канал или выбросить печатное издание. А ведь так увлекательно подходить к делу с креативом. Впрочем, на подобное творчество иногда, действительно, может не быть времени. Нередко журналистам приходится работать в режиме «аврал», когда приезжаешь в редакцию с кучей материала, а через час он должен быть в эфире, и ждать вашего вдохновения никто не будет. Выбирая профессию журналиста, важно помнить и об этом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 4 июля 2018

Заголовок в газете: В журналисты б я пошел...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру