Общественность призвала гендиректора ВСМЗ к диалогу

Владимирцев волнует судьба музея-заповедника

Владимирская общественность официально решила принять участие в судьбе Владимиро-Суздальского музея-заповедника, где около двух лет назад сменился генеральный директор. Действия Игоря Конышева, нового руководителя, для многих были непонятными и пугающими, но дальше кухонь и интернета обсуждения не выходили. Однако закрытие Детского музейного центра в «Палатах» спровоцировало создание Общества друзей музея. Оно-то и провело в минувший четверг общественные слушания о ситуации в ВСМЗ.

Владимирцев волнует судьба музея-заповедника
Фото: komanda-k.ru

Встреча неравнодушных

 

Обсудить судьбу музея пришли более сотни человек — учителя, ветераны музея, творческая интеллигенция, просто неравнодушные жители города. Инициатор Общества и модератор встречи, политолог Роман Евстифеев, первым делом обратил внимание, что инициативная группа приглашала Игоря Конышева выступить с докладом — объективности ради.

 

- Его никто не видел, коллеги? — уточнил Евстифеев. - Я вполне серьезно, чтобы потом не говорили, что им не предоставили слова. Он нигде не спрятался? Мы надеемся, что до закрытия слушаний кто-то от ВСМЗ выступит, мы дадим 40 минут.


Но ни Конышева, ни его сотрудников, ни его сторонников, ни даже представителей власти на слушаниях не оказалось (впрочем, по словам общественников, их официально приглашали). И так начался односторонний, но вполне мирный разговор о наболевшем.

 

Исчезло в неизвестном направлении

 

Историк Виталий Гуринович, бывший сотрудник музея, зачитал длинный список того, что было разрушено и вывезено из интерьеров экспозиций ВСМЗ. В списке — изменение интерьеров Дома Столетовых, закрытие Зимнего сада в «Палатах», разбор недавно отремонтированного Актового зала (сейчас это просто выставочный зал, выкрашенный в черный цвет), закрытие Дворцового зала (там планируют сделать открытый фонд хранения мебели на стеллажах). Демонтированы уникальные люстры, сделанные по образцу Павловского дворца, были списаны и вывезены в неизвестном направлении двухсотлетние банкетки, подаренные Музеем Московского Кремля, снят гобелен Татьяны Гребневой, располагавшийся на пролете между 2 и 3 этажами, убрали ковровые дорожки и специальные светильники, располагавшиеся на лестнице. Фигур медведя и Буратино, встречавших гостей на первом этаже, теперь тоже нет. К ликвидации готовится экспозиция «Минувших дней очарованье» (история дворянских родов Владимирской губернии), часть экспонатов оттуда уже убрана — по планам, там будет еще один пустой выставочный зал. Картинная галерея тоже частично демонтирована, в ней больше нет зала владимирской живописи. И даже фотографии с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, в разное время посещавшими музей-заповедник, исчезли!

 

И это лишь часть изменений. Все это происходит без обсуждения концепции развития (о ее существовании в принципе ничего не известно) и без согласования с Ученым советом. Теперь закрывается Детский музейный центр, в свое время ставший лауреатом Президентской премии. Что будет располагаться на этом месте — доподлинно никто не знает. По словам Виталия Гуриновича, в одном из залов планируется сделать публичную библиотеку с фондохранилищем. Некие изменения грядут и в экспозиции «Старый Владимир». Есть информация о демонтаже диорамы в Золотых воротах.

 

Все это на фоне массового ухода квалифицированных сотрудников (150 из 500) и значительного повышения цен (в Суздале посещение одного комплекса теперь стоит 350-400 рублей). А новые экспозиции, по мнению Виталия Гуриновича, носят отпугивающий характер. Другие выступающие с этим согласились, вспомнив о выставке «Бесноватая Соломония», состоявшей из картин «совокупления с Дьяволом» и полиэтиленовых мешков по углам, представляющих собой монахов.

 

- Десятого мая в конце дня — праздник, люди гуляют – я зашел в «Палаты», — говорит Виталий Гуринович. - Спросил на кассе — я был седьмым посетителем. После меня зашли два парня. Все. Вот это посещаемость в праздничный день.

 

Детский ущерб

 

За день до проведения слушаний оппонирующая сторона — музей-заповедник — провела акцию перемещения фигуры мамонтенка из «Палат» в исторический музей. Все это проходило под звуки Губернаторского оркестра, с участием мажореток и детей из центра «Кванториум», привезенных на автобусах и обряженных в шкуры. В этом участвовал и вице-губернатор по социальной политике Михаил Колков (сам он в шкуру наряжаться не стал — прим. корр.). Многие из пришедших посчитали такую акцию оскорбительной.

 

- Последний перформанс, на самом деле, является тонкой издевкой по отношению к сотрудникам и ветеранам музея. Этим действием выноса тела мамонтенка, как назвали это в социальных сетях люди, «гражданин из музея» будто смеется над владимирцами, — заявил региональный уполномоченный по правам детей Геннадий Прохорычев, не называя гендиректора ВСМЗ по имени. - Но самый неприятный момент во всей этой неприглядной истории — это манипуляции детьми. Вы знаете мою принципиальную жесткую позицию по вопросу использования детей в политике и других взрослых играх. Мы прекрасно понимаем, что учеников начальной школы пригласили на это действо, чтобы как-то придать ему соответствующий вид. Вице-губернатор по социальной политике призвал активистов учиться у детей, которые подают хороший пример, в то время как взрослые выясняют отношения. Мы не выясняем отношения. Мы не на рынке и не на ринге. Граждане выражают свою позицию и озабоченность тем, что происходит в «Палатах» и в музее в целом, и на это они имеют полное право.


Прохорычев считает закрытие Детского музейного центра нарушением прав детей и сожалеет о том, что замгубернатора Михаил Колков «мог бы на начальном этапе скорректировать поведение» Конышева. но принял его сторону.

 

Следователь разберется

 

На слушаниях присутствовала и основатель Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Герой труда Алиса Аксенова. Она не только высказала свою боль о творящемся в ее детище, но и предположила причину появления Игоря Конышева — человека изначально далекого от музейного дела — в таком крупном культурном центре.

 

- Постановление Путина о праздновании 1000-летия Суздаля — это большие деньги, — говорит Алиса Ивановна. — Я вдруг услышала, что он (Конышев) просит Гороховец отдать в филиал Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Почему? Да потому что там 950 лет будет праздноваться. Это опять деньги. И не к архитектуре, истории и художеству потянуло его сюда. Куда смотрел министр?

Алиса Аксенова Фото: Ирина Курочкина

Она дала понять, что к организации Друзей музея сама не имеет отношения и что надеяться на внимание к итогам слушаний со стороны Конышева бессмысленно. Сама Алиса Ивановна, так как обращения к министру и президенту никаких результатов не возымели, написала заявление в прокуратуру.

 

Отдельные выступающие пошли еще дальше и предложили обратиться в Следственный комитет. А еще — в ЮНЕСКО и к премьер-министру Дмитрию Медведеву, прямому начальнику министра культуры. Главными требованиями резолюции стало опубликование Игорем Конышевым Концепции развития музея в срок до 1 июня, прекращение увольнения высококвалифицированных музейных сотрудников, создание Общественного музея совета и проведение проверки деятельности гендиректора с участием министерских сотрудников, уважаемых музейщиков и владимирских общественников.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 23 мая 2018

Заголовок в газете: Судьба музея

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру