Поколение next

Что ожидает человечество в будущем - прогресс или деградация?

С удивлением наблюдала вчера, как двухлетняя дочка моей приятельницы самостоятельно разблокировала смартфон, нашла в нем приложение «Игры» и с упоением стала играть в «шарики». Родители счастливы: они считают свою Аришу вундеркиндом. Когда я рассказала об «уникальном ребенке» на работе, оказалось, что для нынешних детей освоение смартфона в два года — чуть ли не норма. В три - четыре года малыши уже вовсю пользуются Интернетом. Может быть, в последнее время дети рождаются с компьютерной программой в голове? Мозги у новорожденных изначально устроены не так, как у детей 30 или 20 лет назад? Эти вопросы мы задали известному владимирскому педагогу-психологу Наталье Фельдман.

Что ожидает человечество в будущем - прогресс или деградация?

- Наталья Борисовна, никто наверняка не будет отрицать, что современные дети совершенно иные: с компьютерами они «на ты», в интернет-игры начинают играть раньше, чем говорить. Они гениальнее, чем предыдущее поколение?

- Давайте попробуем во всем разобраться. Все психологи знают, что формируют человека два фактора: гены - то есть то, что он получает от родителей, и социальная среда - то, что нас окружает. Если мы вспомним социальную среду 20-30 лет назад, это 80-е и 90-е годы, то разница будет глобальной! Поэтому и дети отличаются. Но я бы не сказала, что отличия, которые мы наблюдаем, — врожденные. По законам психического развития в первый год жизни у ребенка формируется либо не формируется базовое доверие к миру. Это было и 20 лет назад, и сейчас. Это зависит от того, как часто взрослые проявляют позитивное внимание к ребенку: берут на руки, играют, разговаривают с ним, поют колыбельные. От отсутствия тактильных ощущений ребенок может даже умереть. И тут ничего не изменилось. А вот дальше идет следующий период развития — с года до трех.

- И тут всё изменилось?

- Верно. Ближе к трем годам, и даже в два года мамы, которые сидят с детьми, для того, чтобы освободить себе время и занять ребенка какими-либо делами, либо включают мультики, либо дают ему телефон. А то и планшет.

- Каким непостижимым образом ребенок в два года, не умея как следует говорить, не умея читать, догадывается найти в приложениях «игры», выбрать себе игру и в нее играть, причем с результатом выше, чем у мамы?

- Дело в том, что у детей очень хорошая зрительная память. Ребенок легко запоминает то, что ему интересно. Например, мой ребенок в два года запомнил все марки машин, потому что они его интересовали. Он запомнил их по значкам, а не потому, что умел читать латинские буквы. То же самое может сделать любой ребенок при наличии интереса. Ребенку нравится играть в телефон, и он может делать это часами...

- Но почему ему нравится играть в телефон, а не с куклой, не с машинкой и не с пирамидкой, как нам в свое время?

- Чтобы ребенок научился играть с куклой, на это нужно затратить время. То есть мама должна сесть с ребенком, взять куклу или машинку, показать, как надо качать куклу, как надо заводить машинку в гараж, как можно строить из кубиков пирамидки. Сам ребенок этому никогда не научится. Если в семье есть старшие дети, то они могут научить. Ребенок подражает. А с телефоном — проще. Подражать не надо, действуем методом тыка: это понравилось, это не понравилось. Если ткнуть сюда, я увижу яркие картинки, а если вот сюда, то получится мультик - динамичное действие. Ребенка сперва увлекает смена ярких пятен, потом - «живой мультик», затем он понимает, в чем суть игры...

- Освоение компьютера в младшем дошкольном возрасте — это хорошо или плохо?

- Категорически запрещать ребенку играть в компьютерные игры — неправильно. Если ребенок не будет знать, что такое компьютер, то его сочтут, мягко говоря, несовременным. Сегодня есть множество прекрасных развивающих компьютерных игр, с помощью которых малыш может выучиться различать цвета, форму предметов, считать, читать. Но главное правило — это должны быть наши, русские игры, а не «переводные». Кроме того, садиться за компьютер дошкольник должен только вместе со взрослым, и пребывание в Интернете должно быть ограничено: минут 10-15 в день, не дольше. Иначе у ребенка будет перегружена психика. Вообще, есть множество способов и методик обучить ребенка счету, чтению, различению цветов и без помощи компьютерных игр, но если взрослый этими методиками не владеет, от компьютера уже никуда не денешься. Таковы современные реалии.

- То есть компьютер все-таки способствует развитию ребенка...

- С одной стороны — безусловно. Но с другой - в связи с возникновением Интернета и освоения детьми интернет-пространства, у них немного по-другому начинают работать память и мышление. Мы учились в советских школах, у нас были для получения знаний учебники, у кого-то была домашняя библиотека, кто-то ходил в общественную библиотеку. Ту информацию, которую мы добывали из книг, мы вынуждены были запоминать. Таким образом, у нас лучше развита долговременная память. Сейчас дети могут получить любую информацию буквально за минуту — стоит достать смартфон или планшетник, набрать запрос в поисковике. Человеческий организм устроен так, что он стремится к экономии ресурсов. Зачем напрягать долговременную память по поводу какой-то информации, если ее можно получить простым нажатием нескольких клавиш? Но если у ребенка не формировать навык запоминания, память у него будет развита весьма слабо. Поэтому столь важно, чтобы хотя бы в школе ребенок не отвлекался на какие-либо гаджеты, слушал учителя и старался запоминать. Также есть специальные методики, и родителям, которым не безразлично психологическое развитие детей, следует их применять.

- Как же развивать долговременную память?

- Спрашивать как можно чаще о чем-то, произошедшем давно: а помнишь вот это? Либо актуализировать эту память с помощью того, что важно и нужно. Например, говорит ребенку: не запомнишь иностранные слова — не научишься говорить по-английски... Можно играть с ребенком во всякие разные «запоминалки». То есть дарить ребенку свое время. К тому же, память может работать лучше, когда событие эмоционально окрашено. Если это значимая информация или событие, которое вызывает у нас позитивные эмоции, то оно и запоминается гораздо лучше, чем что-то другое.

- Чем еще современные дети отличаются от детей, которые были 30 лет назад?

- Дети нового поколения более многозадачны. Когда они сидят за компьютером, у них может быть открыто восемь вкладок: играет музыка на плеере, на одной из вкладок идет фильм, с другой вкладки они переходят по ссылке, открывают еще одну вкладку, закрывают третью — для них это нормально. Взрослый человек через пять минут запутается, а современные дети легко с этой многозадачностью справляются...

- Говорит ли это о том, что современные дети стали быстрее читать?

- Читают они, действительно, быстрее, но не за счет увеличения скорости чтения, а за счет того, что большинство книжных страниц они не прочитывают, а просматривают. Еще в советские времена существовала такая техника скорочтения. Но что касается художественной литературы, классики, неспешных описаний и рождения художественных образов в голове, то при такой технике чтения о них говорить не приходится.

- То есть скорочтение — это плохо?

- Это не плохо, и овладение скорочтением помогает быстрее усваивать информацию, но у современных детей развивается только кратковременная память: прочитал, ответил у доски, сел — забыл...

- А еще современные дети разучились считать в уме...

- Правильно, если у нас был в школе устный счет, мы перемножали двузначные числа, то современный ребенок не всегда и сложит два двузначных числа — сразу тянется за калькулятором... Но это не самое страшное. Просто если есть калькулятор и человек умеет им пользоваться, то необходимость перемножать в уме двузначные числа отпадает.

- Вы сказали, что неумение считать — не самое страшное. Есть проблемы посерьезнее?

- Увы, есть. Современным детям сложнее общаться. Они могут рядышком сидеть на диване и друг другу писать в телефоне сообщения. А если отобрать у них телефоны и оставить один на один, они не знают, что сказать.

- Почему же дети не могут сказать друг другу словами то же самое, что они пишут в аське?

- Дело в том, что общение и письмо - это разные процессы. И здесь мы подходим к еще одной проблеме - я думаю, что в ближайшем будущем нас ожидает резкое понижение грамотности. К сожалению, современные дети пишут неграмотно. Письменная речь и устная отличаются друг от друга. Дети, общаясь в «аське» или в соцсетях, пытаются письменной речью передать живую. Поэтому они пишут друг другу не литературным языком («Здравствуй, Оля! Мне очень интересно узнать, как у тебя дела»), в лучшем случае они пишут: «привет ты как?» Причем все слова — с маленькой буквы, без знаков препинания. В ответ пишут: «норм» или «жесть», или ставят смайлик. Это для экономии времени. То есть дети живую речь переносят в письменную, и они ее не слышат, а на нее смотрят, у них в памяти это отпечатывается как картинка. Зрительный канал восприятия развит лучше всего, и когда постоянно человек видит неправильно написанные слова без знаков препинания, заглавных букв, искаженные слова, они накрепко отпечатываются у него в голове. Это воспринимается как норма. Отсюда — грядущее понижение грамотности.

- Как же научить детей разговаривать друг с другом не через компьютер?

- Создавать ситуации, в которых у ребенка появится необходимость общаться со сверстниками. Отдавать детей в разные творческие кружки, где можно что-то делать руками или заниматься спортом, чтобы было живое взаимодействие, при котором гаджеты не нужны. Можно приглашать компании детей домой, но тогда придется потратить время на организацию досуга, потому что если дети до этого не научились общаться, они, придя в гости, в лучшем случае соберутся возле компьютера. Современные дети сами играть в живые игры не умеют. Их должны организовывать взрослые.

- Почему они сами не играют в эти живые игры? Нам, помнится, в детстве педагог-организатор не был нужен: выходили во двор и играли...

- Правильно. Потому что в нашем детстве в каждом дворе была разновозрастная компания. Старшие дети учили играть младших. Сейчас выйдите во двор - где эта разновозрастная компания? Мамочки и бабушки присматривают за детьми в песочницах. И всё. Больше никто не гуляет. Дети постарше сидят дома в Интернете. Я работаю в информационном центре по атомной энергии. К нам каждый день приводят группы разновозрастных детей. И я, находясь на работе, часто наблюдаю за нашими посетителями. Некоторые из них практически не умеют нормально общаться друг с другом. Увы, приходится наблюдать не только агрессию на уровне слов, но и драки. Но это не потому, что дети стали более жестокими. Нет! Это просто показатель того, что они не умеют взаимодействовать. Они не знают, как друг с другом поговорить просто так, нормально, спокойно. А тут вроде зацепили друг друга — какое-то общение произошло. Понятно, что они не осознают этого... именно поэтому организация совместной деятельности детей, игры, конкурсы — то, что мы делаем в нашем центре, - очень важно и помогает детям работать в команде, становиться более дружными и отзывчивыми.

- Вы не считаете, что происходит деградация человека?

- Я не любитель бросаться столь глобальными утверждениями. Люди будут жить в таком обществе, которое кажется им наиболее комфортным. Я думаю, это один из вариантов развития реальности. Зато в целом современные дети более живые и веселые. И они больше знают о своих правах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру