Ольга Очнева: «Проблемы с речью сами не решаются»

Чем раньше начать коррекцию, тем лучше будет результат

Почему ребенок молчит или имеет дефекты речи, как и к кому нужно обращаться с этой проблемой, корреспонденту «МК» во Владимире» рассказала специалист Центра патологии речи и нейрореабилитации, медицинский психолог Ольга Очнева.

Чем раньше начать коррекцию, тем лучше будет результат
Говорить чисто ребенок должен к 5,5 годам Фото: rebenok.by

«Стимулировать раннюю речь не имеет смысла»

 

Если родители хотят, чтобы все речевые функции появлялись в соответствии с возрастом, и ребенок был успешным в школе, необходимо обращать внимание на то, чтобы развивались все познавательные процессы и стороны личности.

 

- Искусственно стимулировать раннюю речь не имеет смысла, — говорит Ольга Николаевна. - Природой устроено так, что всему определено свое время. И благое намерение родителей может иметь обратных эффект. В детской психологии есть понятие сенситивных периодов, когда ребенок наилучшим образом восприимчив к развитию той или иной психической функции. Если мы все ресурсы ребенка направляем на развитие того, что не соответствует возрасту, то вследствие небезграничности ресурсов ребенка, мы тем самым «обкрадываем» развитие каких-то других функций.


Так, например, сегодня многие родители увлечены развитием у малышей мелкой моторики, а первично — развитие крупной. Поэтому, если мы маленького ребенка до года начинаем усаживать за стол для занятий, не давая возможности свободно двигаться, то в результате можем не получить ни того, ни другого — к недоразвитой крупной моторике прибавиться какое-либо нарушение речи.

 

Крупная моторика — это ходьба, бег, прыжки, поэтому не стоит ребенка, умеющего ходить, катать в коляске, объясняя это тем, что иначе он испачкается. Нужно одеваться на прогулку в одежду, которую не жалко и изучать сугробы, лужи, дать малышу возможность спуститься и забраться домой по лестнице, даже если он делает это ползком.

 

- При изучении окружающего мира ребенок должен задействовать все пять модальностей восприятия — зрение, слух, осязание, обоняние и тактильное восприятие, — объясняет Ольга Очнева. - У детей есть потребность изучать увиденные предметы со всех сторон, поэтому ребенок обязательно должен пачкаться, изучать свойства предметов. А вот если мама одергивает малыша каждую минуту: «Нельзя!», «Испачкаешься!», «Ударишься!», «Упадешь!», у него могут возникнуть мышечные зажимы, которые способны негативно повлиять и на развитие речевой функции.

 

Речь — это движение мышц артикуляционного аппарата и звук, который мы произносим. Для того чтобы схема «движение-звук» заработала, малыши до трех лет используют игры- «стучалки». Ударил — зазвучало. Любимая игра у малыша — это игра с кастрюлями. Барабаня ложкой по пустому сотейнику, ребенок как раз соотносит движение и звук.

Ольга Очнева Фото: vk.com

Причина задержки... неправильное питание

 

- Нарушение речи — это только верхушка айсберга нарушений развития ребенка — продолжает Ольга Николаевна. - Если у ребенка наблюдается задержка речи, этому есть причина. Можно выделить четыре самых распространенных.

 

Во-первых, это — органические поражения ЦНС, которые не дают речи «запуститься». Их не всегда можно увидеть при аппаратных методах исследования. Но в нашем Центре мы их успешно диагностируем и лечим.

 

Во-вторых, двуязычие. У нас есть интернациональные семьи, где мама говорит на одном языке, папа — на другом. Некоторые родители создают такую ситуацию искусственно, желая обучить свое чадо, например, английскому с пеленок. В этом случае ребенок теряется, когда ему нужно использовать функцию номинации, «называния», ведь у хорошо знакомого ему предмета, скажем, яблока есть еще и другое название.

 

В-третьих, неправильно организованное питание. Что такое артикуляционный аппарат? Это набор мышц. Когда ребенок сосет, развиваются одни мышцы. С появлением зубов и введением в рацион более жесткой пищи, когда надо грызть и жевать — развиваются другие. Свой вклад вносит даже способность дуть на горячую пищу, складывая губы трубочкой, облизывать ложку. Многие родители, чтобы не испачкать дорогую мебель или новый ремонт не дают ребенку возможность научиться кушать самостоятельно. Такие дети до 3 лет питаются из бутылочки и не умеют жевать, что в свою очередь негативно отражается на речи.

 

И наконец, в-четвертых, это — элементарная педагогическая запущенность. Почему сейчас такое большое количество детей не говорящих в три года, тогда как еще 10-20 лет назад таких детей были единицы? Родители в попытке облегчить себе жизнь воспитывают детей гаджетами. Капризничаешь — возьми планшет, вел себя хорошо — на, играй в «игрушки на телефоне».

 

Ребенку проще изучать мир через гаджет, но нажимая на кнопки, он не научится разговаривать, общаться, взаимодействовать. Развитие общества слишком стремительно, чтобы запретить телефоны и компьютеры совсем. Здесь надо соблюдать два правила. Первое: ограничить время пользования. Второе: следить за контентом.

 

И, конечно, говорить с ребенком. Говорить с ребенком с самого рождения. Для этого не нужно выделять специальное время — усаживать годовалого ребенка для занятий. Достаточно, проговаривать действия мамы в обычных режимных моментах. Например: «Сейчас мы будем варить суп. Я возьму картошку, морковку и лук, почищу их и порежу на кусочки» и так далее. Можно составлять совместные планы: «Сегодня мы сначала погуляем, потом сходим в магазин, покушаем и ляжем спать. А когда проснемся, к нам в гости придет бабушка». Благодаря такому общению ребенок накапливает так называемый пассивный словарный запас. Если мама сама по складу молчунья и подобные беседы даются ей с трудом, можно порекомендовать использовать русские-народные песенки-потешки. Они ритмичные, мелодичные и также способствуют формированию пассивного словарного запаса, который к определенному возрасту станет активным.

 

Помощь — комплексная

 

На вопрос о том, существуют ли какие-то правила, по которым ребенок должен заговорить в том или ином возрасте, Ольга Очнева отвечает так:

 

- Определенные возрастные нормы есть. В соответствие с ними в год ребенок должен произносить первые слова, в два года — говорить простыми предложениями, в три — иметь хорошую связанную речь, допускаются некоторые дефекты произношения отдельных звуков. Считается, что говорить чисто ребенок должен к 5,5 годам.


Если у ваших деток есть отклонения от нормы, необходимо обратиться к логопеду — проблемы с речью сами не решаются. Определить их и решить самостоятельно без помощи специалиста практически невозможно. Но и результаты занятий с логопедом не будут видимыми, если дома родители не будут выполнять рекомендации специалиста и автоматизировать поставленный звук.


Меня часто спрашивают, куда обратиться, если есть какие-то отклонения от речевой нормы. Я скажу так: если наблюдается нарушение звукопроизношения, ребенок чисто не выговаривает одну или две буквы, то стоит обратиться к логопеду в том садике, который вы посещаете.


Если ребенок не говорит в 3 года, нужно однозначно бить тревогу и обращаться с этой проблемой к специалистам, например, в наш Центр патологии речи и нейрореабилитации. Он отличается тем, что здесь ребенок получит комплексное лечение, включающее в себя занятия с логопедом и психологом, медикаментозную помощь, дополнительные медицинские процедуры: физиолечение, массаж, ЛФК, кинезиотерапия и многое другое. Каждому пациенту у нас составляется индивидуальная программа лечения и коррекции.

 

Причем к нам могут обратиться дети вплоть до 17-летнего возраста — среди сегодняшних школьников много — до 25% — ребят с такими расстройствами речи как дисграфия и дислексия (нарушение письма и чтения). Немало детей лечатся у нас для того, чтобы побороть такую патологию, как заикание. Директор Центра патологии речи и нейрореабилитации Ольга Сергеевна Станчева — автор очень эффективной методики лечения заикания.

 

Справка МК

 

Центр патологии речи и нейрореабилитации начал свою работу с января 2013 года. В Центр госпитализируются дети в возрасте с 3-х до 17-и лет с нарушением речи и других высших психических функций. Плановая госпитализация осуществляется по направлению неврологов, педиатров, врачей общей практики, логопедов и является полностью бесплатной.

Центр патологии речи и нейрореабилитации может принять одновременно 110 детей. 40 из них проходят лечение в дневном отделении,остальные находятся на круглосуточном лечении — это необходимо, чтобы обеспечить непрерывность лечения. Курс — 45 дней.

Чтобы решить вопрос о необходимости госпитализации, необходимо приехать с ребенком на консультацию. Они проводится ежедневно (кроме субботы, воскресения) с 9.00 до 12.00.

Адрес: Владимир, ул. Комиссарова. д. 65.

Телефон для справок: 21-68-69.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 21 февраля 2018

Заголовок в газете: «Проблемы с речью сами не решаются»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру