Андрей Звягинцев: «Я снимаю не в угоду зрителю, а по зову сердца»

Режиссер показал владимирцам «Нелюбовь»

Встреча с известным режиссером прошла на прошлой неделе во Владимирском госуниверситете. Звягинцев рассказал об отношении к нему в России и за рубежом. А также открыл несколько секретов создания фильма «Нелюбовь». На творческом вечере побывал корреспондент «МК» во Владимире».

Режиссер показал владимирцам «Нелюбовь»
Андрей Звягинцев в актовом зале ВлГУ Фото: Екатерина Дронова

Залу интересно все

 

- Обычно такие встречи длятся по 5-6 часов! — с такими словами Андрей Звягинцев поднимается на сцену. В зале, который, кстати, полон, невольно охают. - Но с вами мы будем общаться часа два, — успокаивает мэтр. - Уже сегодня я должен вернуться в Москву.


Во Владимире известный режиссер не впервые. Вспоминает, что бывал тут лет 20 назад проездом. Вот и теперь погулять по провинции нет времени. На творческий вечер Звягинцев приезжает прямо с вокзала, так и не побывав в забронированной гостинице. Признается: ко встрече не готовился, предпочитает живое общение с залом. А залу интересно все: от фирмы ботинок режиссера до правил проведения кинофестивалей. Спрашивают и о том, не снимает ли он в угоду западу? Не секрет, что фильмы Звягинцева за рубежом принимают куда теплее. Почему — не знает и сам режиссер, но стремится понять.

 

- Ничего такого специально я не делаю. Возможно, это происходит потому, что зрители на западе интересуются далекой от них жизнью. Они более любопытны, — предполагает Звягинцев. - В Лондоне на фильм «Нелюбовь» в 11 утра зал на 800 мест был полон, среди пришедших были старики и даже остались те, кто не смог попасть на сеанс. Зарубежные зрители просто хотят увидеть что-то новое, а вовсе не позлорадствовать, как у нас все плохо.

 

Главный герой — Выбор

 

В России же работы Звягинцева, по словам самого режиссера, принимают довольно холодно. После каждой картины его накрывает волна критики. Мастера обвиняют в том, что он «выносит сор из избы», представляет русских не в лучшем свете, ненавидит своих персонажей. Вот и на встрече во Владимире его называют мрачным и упрекают в отсутствии примеров для подражания в фильмах.

 

- Я не хочу создавать модели для подражания, — отвечает режиссер. - Главный герой моих фильмов — Выбор. В каждом моем фильме возникает точка невозврата, когда ты определяешь, кто ты есть. Ты можешь сколько угодно прикидываться, что влюблен, или встанешь на защиту кого-то. Но когда приходит «час икс», когда нужно действовать, ты называешь свое настоящее имя своими действиями и поступками. А «что такое хорошо и что такое плохо» мы уже все знаем. Знаем, как жить и куда стремиться. Просто нас кто-то постоянно почему-то останавливает.

 

Неприметный подвиг

Впрочем, примеры для подражания в картинах Звягинцева все же есть. К примеру, в фильме «Нелюбовь» подробно представлена работа поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». Не попадись Звягинцеву статья о волонтерах, такого персонажа, как мальчик Алеша, в фильме могло и не быть. А кино представляло бы из себя только историю разводящихся супругов, ведь режиссера, в первую очередь, интересует тема брака, давшего трещину.

 

- Мы не настаиваем на их героизме, — продолжает режиссер тему волонтеров. - Мы даже не раскрываем личность этих людей. Они как тени. Как некий символ добра и героического подвига. Посреди абсолютной апатии, тотального равнодушия вдруг появляются люди, которые бесплатно, в свое свободное время сутками ищут незнакомых людей. Разве это не герои? В фильме «Нелюбовь» в деталях описан этот неприметный подвиг, который совершается рядом с нами здесь и сейчас. Мы взаимодействовали, поэтому так подробно знаем, как происходят поиски. Ребята из «Лиза Алерт» в Москве даже выдали нам свой автомобиль бесплатно. В ответ на это после съемок фильма мы собрали все 35 костюмов — от теплых носок, обуви и свитеров до оранжевых жилетов — и передали «Лиза Алерт».

 

Аудитории нужен аттракцион

 

Звягинцев поделился и другими секретами создания нашумевшего фильма. Например, ряд уличных сцен на самом деле снят в павильоне. А солнцем были приборы освещения, которые вручную опускали за горизонт. Места для съемок выбирались за год, а актеры заранее были готовы к большому количеству дублей: у Звягинцева их бывает более тридцати. Но самую трагичную сцену фильма, когда родители должны признать в погибшем мальчике сына, сыграли за один дубль. Впрочем, детального обсуждения фильма, как ждали многие, на встрече не было. Оказалось, что киноленту смотрели далеко не все, и режиссер грамотно решил обойтись без спойлеров (спойлер — пересказ сюжета с раскрытием главных секретов, способствующий потере интереса к произведению — прим. корр.). «Нелюбовь» показали сразу после окончания творческой встречи. Большинство зрителей покинули зал — фильм оказался довольно тяжелым.

 

- Аудитории нужен аттракцион, — подытожил Звягинцев. - Я же снимаю не в угоду зрителю, а по зову сердца. Я реалист, который пессимистично смотрит в будущее и в этом видит оптимизм.

Справка МК

 

Андрей Звягинцев родился 6 февраля 1964 года в Новосибирске.

Образование: окончил Новосибирское театральное училище, актерский факультет ГИТИСа.

Фильмография: «Возвращение» (2003), «Изгнание» (2007), «Елена» (2011), «Левиафан» (2014), «Нелюбовь» (2017).

Андрей Звягинцев неоднократно становился лауреатом Венецианского и Каннского кинофестивалей. Фильм «Нелюбовь» выдвинут на премию Оскар-2018.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 13 декабря 2017

Заголовок в газете: «Я снимаю не в угоду зрителю, а по зову сердца»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру