Андрей Звягинцев: «Я снимаю не в угоду зрителю, а по зову сердца»

Режиссер показал владимирцам «Нелюбовь»

13 декабря 2017 в 00:50, просмотров: 4068

Встреча с известным режиссером прошла на прошлой неделе во Владимирском госуниверситете. Звягинцев рассказал об отношении к нему в России и за рубежом. А также открыл несколько секретов создания фильма «Нелюбовь». На творческом вечере побывал корреспондент «МК» во Владимире».

Андрей Звягинцев: «Я снимаю не в угоду зрителю, а по зову сердца»
Андрей Звягинцев в актовом зале ВлГУ Фото: Екатерина Дронова

Залу интересно все

 

- Обычно такие встречи длятся по 5-6 часов! — с такими словами Андрей Звягинцев поднимается на сцену. В зале, который, кстати, полон, невольно охают. - Но с вами мы будем общаться часа два, — успокаивает мэтр. - Уже сегодня я должен вернуться в Москву.


Во Владимире известный режиссер не впервые. Вспоминает, что бывал тут лет 20 назад проездом. Вот и теперь погулять по провинции нет времени. На творческий вечер Звягинцев приезжает прямо с вокзала, так и не побывав в забронированной гостинице. Признается: ко встрече не готовился, предпочитает живое общение с залом. А залу интересно все: от фирмы ботинок режиссера до правил проведения кинофестивалей. Спрашивают и о том, не снимает ли он в угоду западу? Не секрет, что фильмы Звягинцева за рубежом принимают куда теплее. Почему — не знает и сам режиссер, но стремится понять.

 

- Ничего такого специально я не делаю. Возможно, это происходит потому, что зрители на западе интересуются далекой от них жизнью. Они более любопытны, — предполагает Звягинцев. - В Лондоне на фильм «Нелюбовь» в 11 утра зал на 800 мест был полон, среди пришедших были старики и даже остались те, кто не смог попасть на сеанс. Зарубежные зрители просто хотят увидеть что-то новое, а вовсе не позлорадствовать, как у нас все плохо.

 

Главный герой — Выбор

 

В России же работы Звягинцева, по словам самого режиссера, принимают довольно холодно. После каждой картины его накрывает волна критики. Мастера обвиняют в том, что он «выносит сор из избы», представляет русских не в лучшем свете, ненавидит своих персонажей. Вот и на встрече во Владимире его называют мрачным и упрекают в отсутствии примеров для подражания в фильмах.

 

- Я не хочу создавать модели для подражания, — отвечает режиссер. - Главный герой моих фильмов — Выбор. В каждом моем фильме возникает точка невозврата, когда ты определяешь, кто ты есть. Ты можешь сколько угодно прикидываться, что влюблен, или встанешь на защиту кого-то. Но когда приходит «час икс», когда нужно действовать, ты называешь свое настоящее имя своими действиями и поступками. А «что такое хорошо и что такое плохо» мы уже все знаем. Знаем, как жить и куда стремиться. Просто нас кто-то постоянно почему-то останавливает.

 

Неприметный подвиг

Справка МК Кстати

Поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» создан волонтерами в 2010-м году после того, как в лесу Подмосковья была найдена мертвой четырехлетняя Лиза Фомкина. Девочка ушла гулять с тетей и собакой и пропала. Службы спасения бездействовали, и родители обратились за помощью в интернет. На поиски вышли около пятисот добровольцев. Тело Лизы нашли в лесу на 10-й день. На ней лежала собака, до последнего пытавшаяся согреть хозяйку. Они погибли от переохлаждения. Волонтеры опоздали всего лишь на сутки. Потрясенные этой историей, люди создали отряд «Лиза Алерт». Участником движения может стать каждый.   

Впрочем, примеры для подражания в картинах Звягинцева все же есть. К примеру, в фильме «Нелюбовь» подробно представлена работа поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». Не попадись Звягинцеву статья о волонтерах, такого персонажа, как мальчик Алеша, в фильме могло и не быть. А кино представляло бы из себя только историю разводящихся супругов, ведь режиссера, в первую очередь, интересует тема брака, давшего трещину.

 

- Мы не настаиваем на их героизме, — продолжает режиссер тему волонтеров. - Мы даже не раскрываем личность этих людей. Они как тени. Как некий символ добра и героического подвига. Посреди абсолютной апатии, тотального равнодушия вдруг появляются люди, которые бесплатно, в свое свободное время сутками ищут незнакомых людей. Разве это не герои? В фильме «Нелюбовь» в деталях описан этот неприметный подвиг, который совершается рядом с нами здесь и сейчас. Мы взаимодействовали, поэтому так подробно знаем, как происходят поиски. Ребята из «Лиза Алерт» в Москве даже выдали нам свой автомобиль бесплатно. В ответ на это после съемок фильма мы собрали все 35 костюмов — от теплых носок, обуви и свитеров до оранжевых жилетов — и передали «Лиза Алерт».

 

Аудитории нужен аттракцион

 

Звягинцев поделился и другими секретами создания нашумевшего фильма. Например, ряд уличных сцен на самом деле снят в павильоне. А солнцем были приборы освещения, которые вручную опускали за горизонт. Места для съемок выбирались за год, а актеры заранее были готовы к большому количеству дублей: у Звягинцева их бывает более тридцати. Но самую трагичную сцену фильма, когда родители должны признать в погибшем мальчике сына, сыграли за один дубль. Впрочем, детального обсуждения фильма, как ждали многие, на встрече не было. Оказалось, что киноленту смотрели далеко не все, и режиссер грамотно решил обойтись без спойлеров (спойлер — пересказ сюжета с раскрытием главных секретов, способствующий потере интереса к произведению — прим. корр.). «Нелюбовь» показали сразу после окончания творческой встречи. Большинство зрителей покинули зал — фильм оказался довольно тяжелым.

 

- Аудитории нужен аттракцион, — подытожил Звягинцев. - Я же снимаю не в угоду зрителю, а по зову сердца. Я реалист, который пессимистично смотрит в будущее и в этом видит оптимизм.

Справка МК

 

Андрей Звягинцев родился 6 февраля 1964 года в Новосибирске.

Образование: окончил Новосибирское театральное училище, актерский факультет ГИТИСа.

Фильмография: «Возвращение» (2003), «Изгнание» (2007), «Елена» (2011), «Левиафан» (2014), «Нелюбовь» (2017).

Андрей Звягинцев неоднократно становился лауреатом Венецианского и Каннского кинофестивалей. Фильм «Нелюбовь» выдвинут на премию Оскар-2018.  




Партнеры