Главное — не ныть!

Корреспондент «МК» во Владимире» получила урок житейской мудрости от 80-летней пенсионерки и выслушала историю о ее непростой судьбе

Есть женщины в русских селеньях. Одна из них — моя соседка баба Капа. Очень любит поговорить за жизнь, рассказывает интересные вещи. Жизнь у нее была сложная, но в свои годы баба Капа бодра, весела и общительна и может стать примером для многих...

Корреспондент «МК» во Владимире» получила урок житейской мудрости от 80-летней пенсионерки и выслушала историю о ее непростой судьбе
За всю жизнь баба Капа не была нигде, кроме двух деревень Фото автора

Совершенно секретно

 

Баба Капа соглашается на интервью с условием: не называть деревню, где она живет. Это, говорит, «совершенно секретно». Она боится, что после выхода статьи «к такой прикольной бабушке начнется паломничество». И правда, баба Капа редко бывает одна. Соседи идут сюда за общением, мудрым советом. А родственники бывают так часто, что сложно сказать, где они живут — в городе или в деревне. «Один уезжает, другой приезжает! Красота!», — радуется баба Капа. Вот и сейчас у бабушки гостят внучка Катя и правнук. В итоге договариваемся: скажем, что деревня недалеко от Владимира, и все.

 

Законы гостеприимства

 

- Проходите, мои милые!


Баба Капа всегда встречает гостей одинаково. Стучишь в окошко или дверь — и вот она уже на пороге, приглашает войти в дом, которому, на минуточку, двести лет. По двору ходят куры — баба Капа выпустила погулять. Заметив чужих, петух первым скрывается под забором, бросив невест на произвол судьбы. Не зря он без гребешка. «Куры за плохое поведение оторвали», — шутит хозяйка.


На пороге старая овечья шкура — вытирать ноги. Кто ее выделывал, не помнит даже баба Капа. Знает только, что овечка эта жила сто лет назад, потом ее шкура украшала избу, а со временем стала ковриком для ног.

 

Встречать гостей вальяжно, словно делая одолжение, выходит белоснежная кошка Муся. На чужаков — шипит. Задабривать ее традиционными «кис-кис-кис» бесполезно: Муська глухая с рождения. Еще совсем недавно навстречу гостям выбегал пес Бумка. Но прошлым летом он заболел, и 14-летнего старика не стало.

 

В избе скромно. Красный угол с лампадкой. Вдоль стены — старые фотографии. Жарко натопленная печь. Одноместные кровати, сервант. Обеденный стол, который, кажется, всегда накрыт, и телевизор.

 

С приходом гостей хозяйка первым делом спешит в «чулан» — так она называет свою небольшую кухню. Греет в кастрюле щи: суп в доме должен быть всегда. Капусту для щей баба Капа рубит и солит сама. Хранит в бочках. Такие заготовки так и называются: щи.


- Катя, почему не подала ложки? Где хлеб? — торопит внучку баба Капа.


На второе — лапша с котлетами, бочковые огурцы. Все вкусно.

 

- Были молодые, — вспоминает за столом баба Капа. - Как я ждала мужа с работы? В печке у меня все бурлило! Первое, второе и третье! А слышу — в избу зашел, скорее на стол все несу горячим. А тогда ведь никаких полуфабрикатов не было. Это сейчас — бросил на сковороду, и через пять минут все готово. Раньше как ели: садились вокруг стола, и все деревянной ложкой из общей чашки хлебали. А сейчас каждому отдельную тарелочку дай...

Белоснежная кошка Муся глухая с рождения Фото автора

«Мы сами себя растили»

 

Родилась баба Капа в довоенном 37-м в многодетной крестьянской семье. В семь лет маленькая Капитолина уже сидела в няньках у соседских детей. Отцы ушли на фронт, а матери работали день и ночь.


- Погиб, погиб, погиб, — перечисляет баба Капа, показывая на старые фотографии родственников. С черно-белых портретов глядят веселые молодые люди. Почти всех забрала война. Не вернулся с фронта и отец маленькой Капы — Василий.


- Нас никто не растил. Мы сами себя растили! Война, нищета, голод! — недоумевает баба Капа. - У кого по 7 детей, у кого по 10! А сейчас родят одного и не знают, что делать.


Военное детство баба Капа почти не помнит. Но в памяти осталось постоянное чувство голода. В войну дети ели, что в огороде растет, или сосали весь день горбушку хлеба.

 

«Сейчас гордые все»

 

Замуж вышла Капитолина Васильевна за парня из соседней деревни. У молодых родилось двое детей, но сюсюкать времени не было, не скрывает баба Капа, «работали как волки». С удивлением смотрит она на правнуков, скачущих по кроватям.


- Раньше, — говорит, — если бы ребенок на койке скакал, его матери бы как дали палкой или ремнем! А сейчас хоть на столе пляши!


- Впрочем, сама она — бабушка добрая. Правнуки давно смекнули, у кого выпрашивать сладости. Вот и сейчас, заметив, что со стола исчезла заветная конфетница, малыш идет канючить к бабушке. Та засуетилась:


- А где конфетница-то?


- Мы убрали, детям сладкое вредно.


- Ишь ты! — баба Капа нашла конфеты. - Спрятали и полотенцем накрыли! Одну-две конфетки можно! Еще вздумали — ребенка обижать. Вот, от вас все прятать надо было!


Сама Капитолина Васильевна была послушной. Даже свои отношения со свекровью она до сих пор ставит в пример. Кроме нее в семье были еще снохи, но Капитолина была любимой.


- Я всегда вокруг свекрови бегала: «Мама-мама!», — вспоминает баба Капа. - Никогда не перечила. Вот и не ругались. А сейчас гордые все.

 

Вечера, когда все собирались

 

Вспоминает она и вечера, когда в избе собирались соседи, пили чай, разговаривали и пели песни. Ни у кого больше таких дружеских посиделок не было. Всех тянуло сюда. Была среди гостей и соседка баба Шура. Сейчас ей 92. Теперь до дома подруги она идет медленно, опираясь на палочку. Но дойти надо — узнать, как дела.


- Сердечко у меня плохое, — баба Шура садится в кресло отдохнуть с дороги. - Штыри после операции из ноги у меня уже вынимать не будут. Нельзя, еще отключусь... В подполе чуть не упала. Дети ругаются: «Мама, скажи, что тебе надо, мы все сделаем!»


Обсудив стариковскую долю и плохой урожай, баба Шура снова встает.


- Пойду.


- Лексевна, сиди! — не отпускает баба Капа.


- Нет, пора. Я уж навидалась с вами.

 

Лучше всех

 

Много профессий поменяла баба Капа за свою жизнь. От повара в детском саду до литейного цеха на заводе.


- Вот, трудовые! баба Капа показывает руки. Видно, что в свое время выполнили они не одну тяжелую работу. - А сейчас ногти отрастят, лаком намажут...


Не до маникюра было бабе Капе. Копали огород, держали скотину: коз, свиней и даже лошадь. Сейчас у бабы Капы только куры.


- Тяжело стало, — говорит хозяйка. - Вот и коз пришлось «нарушить» (зарезать — прим. корр.). Держала до последнего. С курами проще. На днях купили еще 10 молодок. Яйца свои, деревенские.


Продукты бабе Капе привозит родня из города. Помогают по хозяйству и на грядках. С дочерью у них уговор: созваниваться каждый день в 5 часов вечера. Вот и сейчас простенький мобильный бабы Капы по традиции «оживает» ровно в 17.00.


- Хорошо! — отвечает Капитолина Васильевна на вопрос дочери «Как дела?». - Лучше всех! Я как королева. Мне Катя чаю нальет, я попью...


Неожиданно в избе гаснет свет, замолкает радио. Выключили электричество.


- Через час дадут, — успокаивает баба Капа и забирается на стул зажечь лампадку перед иконами. После нескольких неудачных попыток «добыть огонь» спохватывается:


- Господи! Да что же это я? Зажигаю лампадку, не перекрестившись! — и крестится. После этого в лампадке заплясал огонек.

 

Секреты счастья

 

За всю жизни баба Капа не была нигде, кроме двух деревень: где родилась и где жила с мужем. Не видела она ни других городов, ни моря. И не жалеет.


- Я деревню ни на что не променяю, — говорит. - А в городе я сразу с ума сойду.


Не понимает баба Капа городской хандры. Говорит, как можно унывать, если спишь на мягком? А заболело где — иди к врачу или прими таблетку и жди, когда пройдет. Главное — не ныть.


- Плакать? Ага, сейчас! Мы сыты, в тепле! Благодарим Господа Бога! — любит повторять баба Капа.


Сейчас ей 81, но баба Капа говорит, что 18. Шутит:


- Мне ведь девятнадцатый годок пошел.


Секрет ее «молодости» прост: радоваться тому, что есть, быть постоянно при деле и любить людей.


Провожает гостей баба Капа тоже всегда одинаково:


- Приезжайте! Буду ждать! Ну, с Богом!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру