«Все воспитатели — немножко волшебники»

В профессиональный праздник сотрудница детского сада раскрывает секреты профессии

27 сентября 2017 в 11:44, просмотров: 843

Сегодня все прогрессивное человечество отмечает День воспитателя. Этот праздник молодой — он был учрежден только в 2004 году, но уже успел полюбиться работникам дошкольного образования за то, что выделяет их в отдельную категорию педагогов, ведь работа с самыми маленькими детьми порой требует особенных человеческих и профессиональных качеств. Накануне наш корреспондент побеседовал с воспитателем детского сада № 68 Татьяной Лукьяновой.

«Все воспитатели — немножко волшебники»
Фото: dou68vladimir.ru

На своем месте

 

- Татьяна Дмитриевна, первый вопрос — традиционный: как пришли в профессию?

 

- Как многие работники детского сада — это проза жизни. Когда настало время вести ребенка в детский сад, у нас возникли сложности с адаптацией — он часто болел. Врач предложил мне устроиться туда воспитателем, чтобы сын меньше переживал и реже поддавался инфекциям. И вы знаете, это помогло. Мой ребенок перестал болеть, благополучно выпустился из садика и пошел в школу. А я к тому моменту влилась в профессию и осталась работать в сфере дошкольного образования.

 

- Было трудно?

 

- Первое время — да. Я по образованию — учитель географии и биологии. И поначалу не знала, как с малышами заниматься, о чем говорить. Но у меня был очень хороший наставник — Раиса Михайловна Баганова. Я смотрела, как она общается с детьми, и перенимала секреты...

 

- А когда вы почувствовали себя уверенно?

 

- Точно вам не отвечу, но скажу, что индикатором уверенности стали родители моих воспитанников. Когда они начали без сомнений отпускать руку ребенка и доверять мне, я поняла, что нахожусь на своем месте.

Татьяна Лукьянова Фото: Ольга Калюжная

Любимчиков нет

 

- Есть такие строчки: «Работы в мире нет трудней — воспитывать чужих детей». Что вы скажете по этому поводу?

 

- Трудности в профессии воспитателя есть, как и в любой другой работе. Я бы назвала их не «трудности», а «особенности». Если приложить все необходимые усилия в начале воспитательного процесса, потом нужно только чуть-чуть корректировать и получать удовлетворение от результата.

 

Когда ребенок приходит в группу, я отмечаю положительные и отрицательные моменты в его поведении. И одни стараюсь развить, другие — искоренить. Как правило, все получается.

 

Мое мнение — воспитатель должен быть помощником только на первой стадии, а дальше — старшим товарищем, другом.

 

Дети в группе, в которой я работаю, видят мою заинтересованность в их проблемах и совершенно серьезно обсуждают со мной, например, достоинства и недостатки своих игрушек, делятся соображениями по поводу прочитанной книги. И, конечно, если все брать на себя — не справишься никогда. Поэтому все обязанности я делю с детьми. Им очень нравится помогать взрослым.

 

- А любимчики у вас есть?

 

- Нет. Во-первых, мои воспитанники — не мои собственные дети. Поэтому приучать к себе их не следует. Задача воспитателя в том, чтобы научить взаимодействовать друг с другом. Во-вторых, дети постоянно экспериментируют с «имиджем» — каждый день они в новой роли. Сегодня — паинька, а завтра — такой капризный, что и не захочется «назначать» его любимчиком.

 

Современный кнут — это слово

 

- Бывает, что родителям трудно справиться с одним ребенком, а вам надо организовать целую группу...

 

- В детском саду день проходит так, что каждая минута занята каким-то интересным делом — времени на непослушание не остается. Плюс режим. Он просто необходим малышам.

 

- Сегодня расписание дня в садике плотное. Воспитатели даже жалуются, что ребятам некогда поиграть. А как проходит ваш рабочий день?

 

- Рабочий день начинается с приема детей, потом — утренняя зарядка, завтрак. Далее — занятия. Сегодня садик — это не просто место, где дети находятся, пока родители работают, — это учреждение дошкольного образования, мы — образовываем детей в соответствии с возрастными особенностями — делаем аппликации, рисуем, лепим. Например, сейчас у меня в группе детки 4,5 лет — для них занятия проходят в течение 20 минут. И даже это время им тяжело выдержать. Для того, чтобы помочь, воспитателю приходится облекать занятия в игровую форму.

 

После второго завтрака — прогулка, которая также не лишена образовательного момента. Так, осенью мы ежедневно наблюдаем, как меняется природа. Дальше — обед и сон. После сна, игр и полдника у нас — подвижные занятия. А потом — вечерняя прогулка.

 

- Что эффективней в воспитательном процессе — кнут или пряник?

 

- Их разумное сочетание (улыбается — прим. корр). С той оговоркой, что современный кнут — это слово.

 

- А вот сейчас считается, что ребенку нельзя ничего запрещать, чтобы он рос творческой личностью...

 

- Может быть, в этом и есть доля истины. Но даже маленький ребенок должен понимать, что всему свое время и место.

 

Мир игрушек, ярких красок, утренников

 

- Татьяна Дмитриевна, а что изменилось в садике с тех пор, как вы туда ходили? Или здесь такое место, в котором время останавливается и всегда пахнет спокойствием и гороховым супом?

 

- Скорее второе (смеется — прим. корр.). Конечно, время не стоит на месте, есть изменения в образовательных программах, но главное, что остается неизменным, — это мир игрушек, ярких красок, утренников, который стараниями воспитателей сохраняется в традиционном виде, в хорошем смысле этого слова.

 

- Наверное, тяжело поддерживать традиции, когда многие дети не знают, кто такие Незнайка и Иван Царевич? Сегодня в тренде — Щенячий патруль и Маша с медведем...

 

- Мы не подстраиваемся под «мультяшную моду», а стараемся подключать детей к классическим, правильным героям. Ведь даже если дома ему не прочитали сказку про Царевну-лягушку, но ребенок услышал ее в садике, он будет комфортно чувствовать себя в мире тех героев, которых предлагает воспитатель.

 

Мы говорим родителям, что не всегда те «черно-сине-зеленые» персонажи, которых предлагают ТВ и магазины, хороши и полезны для детей. Например, супергерои. Они должны бороться со злом. Ребенок приносит такую игрушку в группу и ищет это «зло». А у нас его нет и быть не может. Поэтому мы настаиваем на том, чтобы знакомить детей с теми игрушками, которые станут друзьями, в отношении которых ребенок сможет проявить свои лучшие качества — любовь и заботу.

 

«Песочница на час» не поможет

 

- Как вы относитесь к тому, что дошкольники играют в компьютерные игры?

 

- Отрицательно. Родители должны стараться оградить детей от компьютеров, планшетов и телефонов, или хотя бы минимизировать время, проведенное вместе с гаджетами. Вы знаете, ведь детей, «воспитанных планшетом», видно сразу. Они используют характерные звуки во время игры — мальчики имитируют звуки взрыва, выстрела, девочки — пиликанье в честь успеха. Такие дети отличаются более резкими движениями и не совсем дружелюбным отношением к другим. Нужно не лениться и дома вместо того, чтобы усаживать ребенка перед монитором, занимать его подвижными играми, развивающими занятиями.

 

- А не слишком ли много развивают современных детей? Некоторые в три года знают таблицу умножения, но не знакомы с элементарными правилами поведения.

 

- В этом плане, с одной стороны, есть определенные трудности, когда, не успев привести ребенка в сад, мама и папа уже думают о том, в какую школу идти и в какой вуз поступать. Это, конечно, перебор. Но, с другой стороны, радует, что современные родители гораздо больше времени стали уделять своим детям, придавая их развитию важное значение.

 

- А насколько, по-вашему, важно посещение детсада? Многие отдают предпочтение няням, «развивашкам», а к садику относятся брезгливо, говоря, что там одни инфекции.

 

- Сразу хотелось бы сказать про инфекции. В детском саду никто в пробирках заразу не выращивает и по карманам не раскладывает. Если она появилась, значит, ее кто-то принес. Я всегда говорю родителям, что нужно трепетно относиться не только к своему, но и к чужому ребенку, и если нездоровится — отсидеться дома.

 

Что же касается важности посещения детского сада, на мой взгляд, это — просто необходимость для ребенка. Детский мир — он особенный, мальчики и девочки здесь раскрываются, превращаются во взрослые личности. Никакая «песочница на час» не поможет. Детям нужно проводить время в обществе детей.

 

- О чем бы вы хотели предупредить тех, кто собирается стать воспитателем?

 

- О том, что их ждут нескучные рабочие будни, что трудности проходят. И самое главное, что улыбок и счастья в этой работе больше, чем в любой другой. Ведь все воспитатели — немножко волшебники.

 

Справка МК

 

Ясли-сад № 68 открылся в 1967 году. В 1995 году дошкольное учреждение первым во Владимире стало обучать и воспитывать детей по программе «Дошкольный проект Сороса». С 1997 года в садике стали внедрять программу всестороннего развития детей «Шаг за шагом». Старания педагогов заметили, и в 2000 году детсад получил статус «Центр развития ребенка».

 

В 2013 году администрацией города было принято решение провести реконструкцию востребованного садика, с тем, чтобы увеличить его вместимость. Были благоустроены игровые участки, к основному корпусу пристроили дополнительный 3-этажный корпус, увеличились площади пищевого и медицинского блоков, появились современные кабинеты для психолога и логопеда и даже музейный уголок «Русская изба».

 

Сегодня детский сад № 68, расположенный по соседству с улицей Диктора Левитана, ведет сбор экспонатов для будущего музея в честь знаменитого земляка, открытие которого совпадет с празднованием 50-летнего юбилея учреждения.




Партнеры