Есть ли будущее у владимирской уличной музыки

В областном центре есть много талантливых ребят, но пока им не хватает места, каких-то специальных площадок

Летняя пора — время развлечений на воздухе: фестивалей, танцев, концертов... В этом году во Владимире стало заметно развитие и такого направления, как уличная музыка. Пока областной центр не может похвастаться широким выбором, но зарождение новой культуры уже заметно.  

В областном центре есть много талантливых ребят, но пока им не хватает места, каких-то специальных площадок
Фото: Сергей Кравцов

Творчество «на земле»


Нельзя сказать, что уличная музыка во Владимире отсутствовала совсем. И сегодня можно встретить гитаристов в подземном переходе у ВлГУ. Но более массовое музыкальное место — парк Пушкина. Там увидишь и людей с гитарами, и людей с гармошками.


- Уличная музыка меня никогда не интересовала, — рассказывает один из уличных музыкантов, гитарист Андрей, — все вышло случайно. Родилось это из уличных джемов, которые цепляли людей, они с радостью слушали и бросали нам деньги. А что играли — было почти не важно. Скорее, было табу на то, что не играем даже за деньги, дабы не мешать себя с грязью в своих глазах и держать определенную марку для слушателей.


По словам Андрея, он и его товарищи часто выходят играть на улицу весной и в начале лета, потом пыл остывает. В репертуаре, в основном, поп-хиты, наиболее хорошо принимаемые уличными слушателями: от групп «Демо» и «IOWA» до Аллы Пугачевой. Бывают и вкрапления рока. По большей части, по признанию Андрея, половину из исполняемого в оригинале он никогда и не слышал. Владимирскую публику музыкант считает дружелюбной и готовой воспринимать уличные концерты. А вот коллеги по цеху его не радуют.


- Много людей бросают чехлы и поют те же песни, что и мы. Вопрос в другом: им ничего не кидают и они никому из прохожих не интересны. Сколько раз было такое, что сидели такие ребята, пели — и ничего, потом подходили мы, собирали толпу и срывали ощутимую сумму за полчаса. Дело не в том, что нет уличных музыкантов, а в том, что они никакие. Все дело в энергии — на улице она должна быть огромной, чтобы привлечь людей.


В действительности играют на улицах любители. Профессиональные музыканты предпочитают сцену творчеству «на земле». Может быть, они просто брезгуют?


Ни идеи, ни места


- Нет, вовсе не брезгуют, тут другая причина, — говорит певица и старший преподаватель секции Музыкального искусства эстрады Института искусств и художественного образования ВлГУ Дария Семина. - Профессиональным музыкантам порой это не интересно, поскольку у них есть свои концертные площадки и своя публика. К тому же, многие из них заинтересованы в коммерческих выступлениях.


Конечно, успешный профессионал может выйти на улицу ради интересной идеи или за компанию, но пока таких проектов в областном центре не наблюдается. Хотя неплохим вариантом могло бы стать целенаправленное продвижение владимирской музыки вот в таком уличном варианте, считает Дария. Пока же отдельные выступления — Фестиваль уличной музыки или концерты, проводимые городскими кафе в целях саморекламы, — ситуацию не меняют.


- Уличная музыкальная жизнь в нашем городе находится в «зачаточном» состоянии, — говорит певица. - Традиция «уличного музицирования» как таковая отсутствует — есть только отдельные творческие «вспышки». В нашем городе нет конкретного места, где всегда «крутятся» музыканты, и всегда можно кого-то услышать, как в любом крупном городе. Мне кажется, стоит только нашим владимирским музыкантам обозначить: вот это место — открытая зона для вашего творчества, пойте, сколько хотите, вас никто отсюда не прогонит, — когда они поймут, что «так можно», и это будет приветствоваться властями и обществом, вот тогда на наших улицах зазвучит музыка. Достойных музыкантов в нашем городе достаточно, и владимирцы многое для себя откроют, услышав их.


Дария считает, что нужно подсматривать и использовать успешный опыт других городов в организации уличных выступлений. Она не исключает существования некой комиссии, которая бы, имея чувство меры, отсеивала крайне негативные формы творчества.


- Но давать «зеленый свет» лишь «идеологически правильным» музыкантам тоже было бы ошибкой — моментально исчезает свобода творчества, что является обязательным условием уличной музыкальной культуры, — считает Дария.


Под административным оком


В крупных городах России периодически возникают конфликты между властями и уличными музыкантами. Наиболее остро ситуация обстоит в Москве. Там даже планировали ввести лицензирование такого рода деятельности, но дальше разговоров дело пока так и не пошло.


Глава пресс-службы городской администрации Александр Карпилович рапортует о позитивном отношении муниципальных властей ко всем проявлениям творческого начала, но с оговоркой: «Это должно быть уместно и по стилю, и по месту».


- Мы приглашаем творческие коллективы на пешеходную зону на Георгиевской, в парки и скверы города, — говорит Александр Арнольдович.


В данном случае речь идет о выступлениях, согласованных с городским управлением культуры и туризма. То есть, исполнитель или группа должны подать заявку в означенное подразделение, рассказать о программе, представить какие-либо доказательства владения вокалом или музыкальными инструментами, и тогда, возможно, разрешение будет дано.


- Это отбор, а не цензурирование, — говорит Александр Карпилович. - Нам небезынтересно творчество горожан. Но если это экстраординарная музыка не в творческом, а в маргинальном плане, то пусть они играют такую музыку у себя на кухне!


Глава пресс-службы поясняет, что выступления, согласованные с администрацией, не предполагают ни оплаты трудов со стороны города, ни возможности принимать пожертвования от слушателей. Хотя финансовая благодарность со стороны прохожих — это не только возможность для музыканта заработать своим творчеством, но и исконная традиция уличной музыки. Это общемировая практика. По словам Александра Арнольдовича, всем, кто хочет зарабатывать игрой на улице, следует оформиться как индивидуальным предпринимателям. Из разговора с представителем Оранжевого дома становится понятно, что иных вариантов организации уличной музыки в городе администрация пока не рассматривает.

 

Мода на талант


По словам уличного музыканта Андрея, у него не возникало проблем ни с силовыми структурами, ни с администрацией. Наоборот, творчество их группы заметили и стали приглашать на мероприятия. Пожалуй, именно такое спокойное отношение к уличным музыкантам — наиболее адекватно.


Музыка улиц, возможно, больше нужна городу, чем непосредственно исполнителям — их копеечный заработок даже совестно брать в расчет. Имея пешеходную зону и планируя ее расширить, это пространство нужно наполнять жизнью. Официальная культура с этим явно не справляется. Уличные музыканты — это неформальное наполнение, которое городскому бюджету ничего не стоит. Логика подсказывает, что такие инициативы нужно стимулировать и поощрять. Искать возможности. Подогревать интерес.

 

Есть и другая причина, которая важна и для муниципалитета, и для музыкантов. Уличная музыка — в некотором роде общемировой тренд. Публика несколько устала от гламурных звезд в стразах и перьях и благосклонна к артистам «от сохи», которые берут не модельной внешностью и скандальным поведением, но много работают и делают оригинальный музыкальный продукт. Этот тренд транслирует идею, что талант и упорный труд, а не папины деньги, пробьют тебе дорогу к славе.

 

Уличные выступления зажгли звезду известной россиянам французской певицы ZAZ: она пела со своим коллективом в парижских подворотнях, и видео с ее выступлениями попадали в сеть. Кстати, после обрушившейся популярности она не перестала устраивать уличные джем-сейшны. Есть и американский пример команды «Too Many Zooz», которая играла в переходе, и кто-то заснял их на телефон. Пользователи интернета оценили творчество молодых нью-йоркцев. Как результат — ребят знают по обе стороны океана, они ездят по фестивалям и выпустили несколько альбомов. Меломаны могут дополнить этот список.

 

Такие истории успеха наводят на мысль, что интересная уличная музыка имеет непосредственное отношение к бренду города, к его узнаваемости — например, через новые имена. Является ли уличная музыка во Владимире какой-то особенной? Пока, пожалуй, нет. Да и вопрос как взрастить оригинальную арт-среду пока остается открытым. Возможно, стоит начать с того, что музыканты начнут осознавать себя как живую часть Владимира и его истории, а городская администрация будет активно демонстрировать, что уличный музыкант — друг муниципалитета? 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 23 августа 2017

Заголовок в газете: Эй, музыкант!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру