Глагол от слова «интуиция»
На тестировании шестилетних детей просят перечислить достопримечательности Владимира и Суздаля, назвать поэтов-классиков. Или решить задачу: «На березе росли три яблока, два — упало. Сколько яблок осталось?». Ответ: «На березе не растут яблоки». Если малыш сосредоточился на математической стороне вопроса и выпалил: «Одно!» — считается, что с заданием он не справился.
- Как будто в космонавты готовят, — сокрушается бабушка шестилетней Даши. - Это издевательство и над родителями, и детьми, — все эти тесты. И потом, что ребенок в школе-то будет делать, если все заранее уже выучил?
Бывалые родители отвечают: в младшей школе он будет делать презентации и высокохудожественные поделки. И хотя ежу понятно, что сляпать макет Дмитриевского собора из макарон или подготовить 3D-презентацию про свою семью первоклассник и второклассник с третьеклассником не могут без помощи родителей, задания такие все равно даются.
И бедным, и богатым родителям, измученным после трудового дня, ничего не остается, кроме как нанимать для выполнения «домашки» репетиторов и гувернеров. Бабушки в презентациях, как правило, не шарят, а заниматься этим самим, придя домой часиков в семь-восемь вечера, просто невозможно.
Услуги по выполнению домашних заданий для младшеклассников оцениваются от 250 рублей в час с той оговоркой, что надо запасать денежки как минимум на два часа. Помощник для старшеклассника стоит дороже.
Марина Демидова экономит на репетиторах и уроки со своим 8-летним сыном Артемом делает сама. И это подрывает ее нервную систему не только по причине острой нехватки времени.
- Я уже не знаю, куда жаловаться, потому что директор школы закрывает глаза на компетенцию своих сотрудников, — говорит она. - Наша учительница утверждает, что глагол «ВЗЯЛА» отвечает на вопрос «ЧТО ДЕЛАЛА?», а слово «ОПРЕДЕЛЕНИЕ» пишется как «АПРЕДЕЛЕНИЕ»! А недавно нам задали образовать глагол от слова «ИНТУИЦИЯ». До сих пор думаем, это «интуировать» или «интуицировать».
Не до знаний — надо готовиться к ЕГЭ
Чем старше класс, тем коварнее задания в учебниках, тем меньше сил у родителей, которые сначала пытались справиться самостоятельно. Как следствие — ученики обрастают все большим количеством репетиторов. Ну а примерно класса с 8-го начинается паника по поводу сдачи ГИА и ЕГЭ. Тут про учебу уже почти полностью забывают и учители, и ученики. Им не до этого, ведь надо «прорешивать» и «натаскивать».
Елена Макарова (фамилия изменена) преподает историю и обществознание почти 15 лет. Последние пять — вне школы. Поскольку результаты ЕГЭ по обществознанию требуются сегодня на многих популярных специальностях, то у нее отбоя от клиентов нет.
В «урожайные» месяцы (во втором полугодии) Елена зарабатывает на учениках до 70 тысяч в месяц.
- Работать приходится без выходных, — признается репетитор, — и работа дается тяжело, потому что дети с каждым годом все тупее и тупее, а за те деньги, которые я беру, родители хотят видеть результат. Конечно, претензии к качеству моей работы предъявить трудно, но ведь моя задача в том, чтобы меня порекомендовали, поэтому начинать обучение ребенка приходится с самого начала, порой параллельно давая знания и по географии, и по русскому с литературой.
Кстати, у репетиторов есть свой кодекс чести. Его первое правило гласит: не «репетировать» со своими. Елена рассказывает, что когда совмещала репетиторство с работой в школе, своих учеников принципиально не брала, рекомендовала им знакомую из другого учебного заведения. Та поступала так же. Формально кодекс был соблюден.
Самая большая дыра в бюджете
- У нас дети-старшеклассники. младший сын учится в девятом, старший — в десятом классе, — рассказывает Ирина Графова. - Репетиторы — это на сегодняшний день самая большая дыра в бюджете. При доходах примерно в 40 тысяч мы отдаем на допобразование сыновей порядка 15 тысяч!
Родители считают причиной снижения уровня образованности школьников... слишком сложную программу.
- Мы раньше все учились без репетиторов и справлялись, — продолжает Ирина Графова. - Редко когда ученикам нужны были дополнительные занятия. Только или сильно умным, или, наоборот, отстающим. Думаю, в Министерстве образования должны адаптировать программу под особенности современных детей, а не переваливать ответственность за освоение материала на родителей, прикрываясь тем, что у учителей маленькая зарплата и большая нагрузка. А местные власти должны искоренить практику платной подготовки к экзаменам старшеклассников. Тогда, может быть, и дети станут ответственнее относится к учебному процессу!
Мнение
Директор информационно-методического центра Управления образования г. Владимира Алексей Кузьмин:
- Сегодня родители часто говорят, что школьная программа сложна для усвоения. Это не так. Мой совет: посещайте родительские собрания, контактируйте не только с классным руководителем, но и учителями-предметниками. Если ребенок не справляется с программой, не лишним будет обратиться за советом к педагогам-психологам — они есть в каждой школе. Кроме того, во Владимире функционирует Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр на улице Егорова (телефон 21-02-26). Его специалисты помогают устранить проблемы с вниманием, развить память, активизировать мыслительные процессы. Если в начальной школе направить обучение ребенка в правильное русло, то можно совершенно устранить проблему необходимости обращения к репетиторам.