Фильмом нашего земляка заинтересовался Голливуд

Режиссер Сергей Миляев рассказал, легко ли делать кино во Владимире

Писатель и поэт, сценарист и режиссер Сергей Миляев в прошлом году заставил говорить о себе практически все региональные СМИ: он дал несколько критических интервью и снял ряд фильмов, один из которых попал в поле зрения голливудских киноэкспертов.

Режиссер Сергей Миляев рассказал, легко ли делать кино во Владимире
Фото: Предоставлено С. Миляевым

«Святое дело» не окупается

 

- Сергей, вы - режиссер-документалист. Поэтому первый мой вопрос сразу о наболевшем: на какие деньги снимается кино во Владимире?

 

- Настоящему кино, как игровому, так и документальному, с каждым годом все сложнее получить поддержку от государства. Ситуация такова, что выделенные деньги сразу же расходятся по особо приближенным. Поэтому все, что мы снимаем, мы снимаем на свои.

 

- А потом продаете?

 

- Нет, это «святое дело» не окупается. Вот вам пример. В 2015 году мы сняли фильм «Суздальский сокол» о жителе Суздаля, ветеране двух войн. Хорошая получилась картина, да еще и полнометражная, что в документалистике сейчас большая редкость. Мы потратили личные деньги и деньги наших близких друзей - что-то около 120 тысяч. Представляете, в год 70-летия Победы мы не получили от наших властей на съемки фильма ни одного бюджетного рубля! Более того - местные телекомпании остались к картине равнодушными. Мы вели переговоры о трех показах к 9 Мая и попросили копейки - 5 тысяч рублей за показ, для того, чтобы минимально компенсировать расходы. Но нам заплатили 2500 за три показа. И все. Без комментариев.

- Я знаю, что вы пользуетесь краудфандингом (коллективным сбором средств на какой-либо проект, от англ. сrowd — «толпа», funding — «финансирование» — Прим. ред.).

 

- Да, мы разместили обращение на одном краудфандинг-сайте. Кое-что мы там насобирали — это позволило получить необходимый минимум для начала съемок. Но съемочный процесс — долгий и затратный, а наши люди бедные, экономные, вечно обманутые. Они не готовы жертвовать на культуру. Поэтому собрать нужную сумму практически нереально.

 

Даешь импортозамещение!

 

- А как вы оцениваете кинопотенциал Владимирской области?

 

- Я считаю, что он — огромен. У нас масса исторических мест разных эпох, прекрасные локации для съемок, готовая база актеров и первого плана, и второго, и массовки. Но тут все снова упирается в позицию чиновников. Нужно, чтобы они шли навстречу киноискусству, как это делают в Екатеринбурге, Новосибирске, Калининграде...

- Если Магомед не идет к горе, то гора идет к Магомеду, и вы, насколько нам известно, сами пытаетесь поднять престиж местного кино: на протяжении трех лет во Владимире работает киношкола, в январе вы презентовали владимирскую киностудию.

 

- Да, не дождавшись никаких движений сверху в рамках Года кино, по его окончании группа энтузиастов приложила силы к открытию профессиональной киностудии. Я, как один из этих энтузиастов, признаюсь, что планы у нас самые грандиозные — мы хотим снимать игровые полнометражные, документальные, корпоративные фильмы, клипы. Мы ждем в качестве клиентов и представителей нашего региона, и серьезные столичные кинокомпании. Ну и, конечно, остается надежда (хоть и призрачная), что все наши труды поспособствуют поднятию кинокультурного уровня владимирцев.

- Сегодня он низкий?

 

- Очень низкий. В большинстве своем люди отупели — разучились читать умные книги и смотреть настоящее кино. Вот вы давно смотрели какой-нибудь авторский фильм? Причины этого кроются в том, что отечественная культура непатриотично сориентирована на западный продукт. Чтобы это исключить, нам надо законодательно вводить ограничение на ввоз кино из-за рубежа. И тогда само самой начнется импортозамещение, с той оговоркой, что оно будет проводиться при поддержке властей.

 

А пока просвещение в нашем городе держится на таких энтузиастах, как, например, Вера Борисовна Цветаева, руководитель киноклуба «Политехник». Пожалуй, только там и можно посмотреть что-то из авторского кино. Ну и в рамках киношколы мы иногда приглашаем к себе известных режиссеров с премьерами. Были у нас Юрий Быков с фильмом «Дурак», Арсений Гончуков с «Последней ночью», Сергей Ольденбург-Свинцов с комедией «Секс, кофе, сигареты».

 

Слово о вечных ценностях

 

- А как заставить представителей молодого поколения, чьи вкусы только формируются, выбирать авторское, а не массовое?

 

- Это вечный вопрос о том, устоят ли истории про истинные чувства перед навороченными спецэффектами. Я не сомневаюсь, что устоят. Отношения между людьми — это вечный сюжет, вне зависимости от того, идет ли речь о счастье влюбленных или конфликте отцов и детей. Ужастики, снятые двадцать лет назад, сегодня не кажутся такими «ужасными», фэнтези, основанные на демонстрации достижений компьютерной графики, с каждым годом становятся все менее убедительными. А истории про настоящие чувства не теряют актуальности. В этом — секрет всех советских фильмов, ставших мировой киноклассикой.

- Художественный фильм «Бемоль», над которым вы сейчас работаете, он — такой, про настоящие чувства?

 

- Надеюсь, что да. Это полный метр о судьбе провинциального тромбониста, которого играет московский актер театра и кино Андрей Филиппак. Его персонаж старается не прогнуться под гнетом обыденности. И помогает ему в этом творчество и хорошие люди. Съемочный процесс недавно перешагнул «экватор», осталось снять чуть меньше половины картины. Далее - монтаж, цветокоррекция, озвучивание. А премьера ожидается в конце 2017 года, но об этом пока рано говорить. В наших технических условиях все очень сложно и долго.

 

«Попсу ненавижу»

 

- Вы не только киношник, но и писатель. Над какой книгой трудитесь сейчас?

 

- Я постоянно что-то пишу: рассказы, сценарии... Много лет работаю над романом с рабочим названием «Абсолютный грех». Но кинопроцесс сейчас у меня занимает куда больше времени. И это нормально: в год по роману, как требуют некоторые современные издательства, я писать не умею. Это уже попса в чистом виде, а попсу я еще с моей рокерской юности ненавижу.

 

- А телевизор вы смотрите?

 

- Стараюсь воздерживаться от этого занятия. Наше телевидение, на мой взгляд, нечестное, там все надо делить на два, а то и на четыре. Иногда только смотрю программу «Постскриптум», телеканал «Культура», люблю программы об инопланетных цивилизациях, исторические, познавательные.

 

- Сегодня на ТВ значительную часть контента занимают сериалы. Большинство из них — дешевые мыльные оперы, стандартные боевики или комедии с уровнем шуток ниже плинтуса. Среди всего этого ширпотреба, на мой взгляд, выделяется сериал «Ольга», вышедший осенью прошлого года. Не смотрели?

 

- Честно сказать, не смотрел пока, но хорошо знаком с творчеством актрисы Яны Трояновой, сыгравшей главную роль, и ее супруга — режиссера Василия Сигарева. Они честные люди, настоящие профессионалы, так что на досуге гляну. А вам рекомендую посмотреть фильмы Сигарева «Волчок», «Жить» и «Страна ОЗ». Очень достойные картины.

 

Немного о привычках

 

- Из-за вашего протестного настроя многие называют вас владимирским Сергеем Шнуровым от кинематографа. Как вы к этому относитесь?

 

- Шнур младше меня, и пусть лучше его называют питерским Серегой Миляевым! (Смеется.) Да нет, что вы! Каждый творческий человек – самостоятельная планета, со своими тараканами, видением мира, стилем жизни и т.д.. Я категорически против того, чтобы сравнивали людей. Шнуров – да, он крут. Матерщинник, пофигист, но при этом — хладнокровный коммерсант, который смог придумать, как выгодно продать свое творчество, сделать его модным и кассовым. Мои творческие направления не развиваются в большие бизнесы. И это меня вполне устраивает, скажу больше - радует.

 

- Режиссер в представлении большинства людей — важный дядька, который сидит на складном стуле, материт актеров в рупор и все время пьет. Как у вас со злоупотреблениями?

 

- Не злоупотребляю. Не сижу на складном стуле. Не матерю актеров. Да, по пятницам люблю выпить в хорошей компании, но из-за плотного рабочего графика это происходит крайне редко. Чаще пью зерновой кофе — все время ношу его в маленьком термосе. Привычка такая уже много лет.

 

- Вы объехали много городов и стран, прежде чем обосноваться во Владимире. Чем он вас очаровал?

 

- После отбытия из Казахстана в качестве места для ПМЖ я рассматривал и Тверь, и Смоленск, и Рязань. Но Владимир подкупил своей энергетикой. В этом городе замечательное биополе, на которое западают творческие люди. Ну и плюс со стратегической точки зрения у Владимира прекрасное месторасположение: Москва рядом, Нижний Новгород, город невест Иваново, сказочный лубочный Суздаль, кладбище с прекрасным улыбчивым названием...

 

Полезный опыт

 

- Скажите пару слов о своих «птенцах» — выпускниках владимирской киношколы.

 

- Не скажу, что все они после года обучения сразу оказались в киноиндустрии, но есть те, кто уехал в Москву или Питер учиться дальше, некоторые снимаются в сериалах, наших картинах, работают операторами на местных телеканалах. А кто-то просто принял полученные знания к сведению и с ними пошел в другую сферу. Однозначно могу сказать, что опыт обучения в киношколе и опыт съемок оказался полезен для всех. А мне как преподавателю приятно каждый год убеждаться в том, что во Владимире живет молодежь с большим творческим потенциалом. И если этому потенциалу задать правильный вектор – он раскрывается на сто процентов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру