- Рязанские мастера работают колоритно, цвета используют насыщенные, яркие. Особенно любят красный и синий... — рассказывает Елена Федоренко, методист Центра народного творчества. - Костюмы дают представление о том, какие модницы были в Рязани в старые давние времена. Лоскутное шитье отличается «архитектурным» решением, любовью к жанровым сценкам и ювелирной, изящной стежкой. Но больше всего нас удивила керамика!
Главная «фишка» рязанского керамиста Галины Сметаниной — обжиг изделий в дровяной печи. Совсем так, как делали наши предки-гончары сотни лет назад. А выходят из печи вазы, крынки, большие и совсем миниатюрные скульптурные формы...
- Печь топится дровами, а потом в нее забрасывается изделие, — увлеченно рассказывает мастер. - Последний этап обжига происходит без доступа кислорода и зеленые медные краски приобретают огненно-красный, золотистый оттенок. Результат всегда непредсказуемый, изделия получаются как живые! А все потому, что дровяной обжиг — это сильный тепловой удар, игра пламени, игра случая. И, когда печь открываешь, в руки попадает … сюрприз. Игра стоит свеч: вручную такую роспись сделать просто невозможно. Так «расписать» изделие может только пламя!
Маргарита Шевчук из Спас-Клепиков Рязанской области привезла на выставку работы в технике лоскутного шитья. Многие из них принимали участие в российских фестивалях.
Панно «Улетающая любовь» создавалось вместе с учеником, который нарисовал для мастерицы эскиз. А она с любовью подбирала разноцветные лоскутки, сшивала их в полотно.
- В моей студии с удовольствием занимаются и мальчики, — с гордостью говорит Маргарита Шевчук. - Сначала, когда приходят, немного стесняются, что их засмеют, но потом так входят во вкус — за уши от нитки с иголкой не оттащишь!
Центр экспозиции занимает «чудо-дерево» — сшитая из лоскутков работа другой рязанской мастерицы, Людмилы Купцовой. Здесь — целая летопись земли рязанской.
Но есть одна хитрость: рассматривать работу надо обязательно под комментарий человека, знающего рязанщину. Тогда сразу разглядишь-увидишь и главную гордость Рязани — грибы с глазами, и Мичурина с яблоками невиданной величины, и веселую собаку Павлова со своим хозяином, и «мужиков косопузых» (так дразнили рязанцев за то, что всюду носили с собой за поясом топоры — Прим. авт.), и войско Евпатия Коловрата, и известных певцов братьев Пироговых, и весь рязанский женский хор, и скопинскую керамику, и Рязанский кремль... И какая же летопись Рязани без Есенина?!
...А мастер декоративно-прикладного творчества Любовь Мягкова привезла на выставку национальные рязанские костюмы.
Разанский национальный костюм, как уверяет мастерица, ни с каким другим не спутаешь. Состоит он из рубахи, поневы, передника-занавески и головного убора — кички. Любимый цвет на рязанщине — красный, орнамент — геометрический. На одежде обязательно присутствуют вышивка и элементы ткачества.
А уникальность рязанским костюмам придает их разнообразие. Традиции традициями, но даже в соседних деревнях костюмы обязательно чем-то отличались: вносили в них древние мастерицы свою, особенную нотку. Костюм был даже своеобразным паспортом разанской модницы: посмотрев на нее, к примеру, в городе на ярмарке, можно было сказать, из какого она населенного пункта...
- Пока не буду открывать секрет, — заинтриговала Елена Федоренко, — но на на будущий год мы уже задумали с рязанскими народными мастерами очень интересный проект. Следите за нашими афишами и — ждем вас в гости!