Как повысить мотивацию ребенка к учебе

Что делать, если он вообще не хочет идти в школу?

Близится первое сентября. И родители все чаще слышат от детей-школьников сожаления, что придется снова идти в школу. Можно ли сделать так, чтобы ребенок хотел и любил учиться? Об этом — наш постоянный консультант, владимирский психолог Наталья Фельдман.

Что делать, если он вообще не хочет идти в школу?
Фото: regionorel.ru

- Наталья Борисовна, почему современные дети не любят школу?

 

- Нежелание ходить в школу отмечается не только у современных детей. Поверьте, и 10, и 20, и даже 40 лет назад были ученики, которые не очень-то стремились к учебе. Сейчас, правда, таких детей все больше и больше.

 

Есть несколько основных причин, по которым дети не хотят ходить в школу. Во-первых, это плохая успеваемость, то есть неуспех. Одно из следствий постоянной ситуации неуспеха — стратегия избегания неудач. То есть ребенку проще прогулять контрольную работу, чем оправдываться перед родителями за «двойку».

 

Обида на учителя или конфликт с ним тоже могут быть сильным демотивирующим фактором, причем не всегда ребенок озвучивает его как причину, потому что опасается, что родители могут принять сторону педагога. Если ребенок становится «изгоем» в классе и у него возникают конфликты с одноклассниками, это также не способствует возникновению желания учиться — психологический дискомфорт мешает усвоению знаний.

 

Когда существует страх перед более сильными и успешными одноклассниками или присутствует сильная учебная нагрузка, у школьника тоже может возникать психологическое напряжение — кроме того, что ему нужно выполнять требования учителя, он должен соответствовать либо неписанным правилам коллектива (например, кто сильнее, тот и прав), либо собственным представлениям об успешности, которые обычно формируются на основе требований и ожиданий родителей (например, если я получил «четверку» или «тройку», значит, я неудачник).

 

Следовательно, нужно найти причину или несколько причин (такое тоже бывает) нежелания ребенка посещать школу и устранить их.

 

- Легче всего, наверное, справиться с первой из названных вами причин — плохой неуспеваемостью. Достаточно нанять репетитора — и все.

 

- Не всегда у родителей есть возможность нанять репетитора. Но, разумеется, это будет не худшим вариантом решения проблемы. Также можно уделять ребенку, особенно в начальных классах, больше времени. Многие родители вполне в состоянии сами, без репетитора, объяснить элементарные правила сложения или правописания. Но первое, что нужно сделать — спросить у учителя, в чем именно проблема вашего ребенка: либо он не понимает материал, либо просто невнимателен, либо забывает выполнять домашние задания... А главное — не надо ругать ребенка. Родители должны объяснить ему, что любят его независимо от того, какие оценки он получает в школе. Иначе после каждой «двойки» у ребенка будет развиваться невроз.

 

- А как быть с большой учебной нагрузкой? Ведь программа для всех одинаковая, ее не изменить для конкретного ребенка.

 

- Программ, особенно в начальном звене, очень много. И некоторые из них достаточно сложные. Конечно, сейчас перед поступлением в школу детей тщательно тестируют, но иногда бывает так, что честолюбивые родители, невзирая на выводы школьного психолога о неготовности ребенка к школе или о его неспособности пройти конкретную программу, находят обходные пути. А нагрузка оказывается слишком сильной. Ребенок не справляется. Если он отказывается идти в школу и говорит, что очень сильно устает, родителям стоит всерьез задуматься: не слишком ли сложная все-таки программа? Не слишком ли много дополнительных занятий посещает ребенок? Может быть, имеет смысл перевести его в другой класс или в другую школу или давать возможность больше отдыхать.

 

- А если причиной нежелания ходить в школу стали конфликты?

 

- Если причина — в конфликтах, ребенок младшего или среднего звена сразу скажет об этом: Петров дерется, Иванов обзывается... В этом случае о конфликте надо немедленно поставить в известность учителя. Не стоит сразу обвинять его в том, что он ничего не замечает вокруг себя. Поверьте, в современной школе учителя бывают очень сильно нагружены разного рода работой. А когда педагог знает о конфликте, он будет его сдерживать. С ребенком также необходимо поговорить — надо научить его обороняться и не реагировать на провокации. Сказать, что лучше быть спокойным, не обижаться и не переживать по пустякам. Если «Иванов обзывается», то стоит сказать ребенку, что дразнилки — это не обидно, это нормально. Они означают, что ребенок вызывает интерес у других учеников. Можно рассказать, как дразнили вас самих в школе. Не лишним будет и поход к школьному психологу.

 

Бывает, что физически сильные одноклассники пытаются самоутвердиться, обижая более слабого. Ребенка могут запугивать, бить, портить его одежду, имущество, отнимать что-то. В этом случае метод борьбы один — обращение к классному руководителю или директору школы с просьбой разобраться в ситуации.

Наталья Фельдман Фото: предоставлено Н.Фельдман

- А если возник конфликт с учителем, все, наверное, гораздо сложнее?..

 

- К сожалению, конфликты с учителем тоже сейчас не редкость. С ребенком необходимо обсудить те ситуации, которые вызвали обиду. Нельзя говорить: «Марь Иванна — дура», этим родители сделают только хуже. Необходимо сохранять авторитет учителя, объяснять ребенку, что воспринимать критику нужно адекватно, обращая внимание на то, какие качества следует улучшить и каких умений и знаний не хватает, чтобы учиться хорошо. При этом, придя в школу, нужно обязательно обсудить возникший конфликт с учителем без ребенка. Попросите педагога быть толерантным, более лояльным в общении с учеником, объясните учителю, что на его замечания ребенок только обижается и не понимает, чего от него хотят. К сожалению, бывают и такие ситуации, когда лучшим вариантом будет смена учителя. Это не значит, что учитель плохой. Возможно, что ребенок и педагог не совпадают по темпераменту, и если ребенок так и не смог привыкнуть к особенностям поведения и общения учителя и поход в школу для него — каждодневный стресс, то не нужно доводить эту ситуацию до крайности.

 

- Но бывает и так, что ребенка не принимают в классе. Или с самого начала, с первого класса, или позднее — когда он переходит в другую школу. Ребенок становится фактически изгоем. Открытого конфликта нет, но и желания ходить в школу тоже...

 

- Вы правы, бывает и такое. Здесь обязательно надо говорить с ребенком, не давать ему замыкаться в себе. Надо спросить, были ли у него какие-нибудь конфликты с одноклассниками. Постарайтесь объяснить ему, что люди очень разные, кто-то кому-то может нравиться или не нравиться. И ему самому могут не нравиться какие-то люди. Это абсолютно нормально. Посоветуйте ребенку общаться с теми одноклассниками, с которыми ему легко и комфортно. Можно посоветовать пригласить ребят из класса домой. Хорошим поводом может стать какой-нибудь праздник или день рождения. В случае особенной замкнутости ребенка стоит обратиться за помощью к школьному психологу и классному руководителю.

 

- Моя приятельница говорит, что ее сын-первоклассник не хочет учиться писать, говорит: «Я буду все набирать на клавиатуре на своем планшете».

 

- Конечно, нажимать кнопки куда удобнее и проще, чем выводить каллиграфические палочки-крючки, а потом и буквы. Родители сами бывают виновниками такой ситуации. Зачем покупать первокласснику планшет?

 

Кроме того, в случае возникновения описанной ситуации стоит удостовериться, что у ребенка нет неврологических проблем. Отказ от письма может быть реакцией на неудачу: не получается писать красиво. Столкнувшись с первой трудностью, ребенок, который еще не может преодолевать препятствия, сразу же ищет «легкие пути». Предложите ему специальные упражнения на развитие навыков каллиграфического письма.

 

Ну и, наконец, обратите внимание малыша на то, что все грамотные люди умеют писать и читать. Умение писать рукой будет ему необходимо в жизни. Приведите несколько убедительных примеров. При этом не забывайте, что красивое письмо — это результат хорошего развития мелкой моторики, а она, в свою очередь, способствует развитию речи и интеллекта. Логопеды так и говорят: «Речь — на кончиках пальцев». Поэтому можно вместе с ребенком лепить мелкие фигурки из пластилина, делать пальчиковую гимнастику, возиться с мелкой крупой, создавая из нее фантазийные картины.

 

- Сын другой приятельницы в этом году должен пойти в школу. Он не понимает вообще, для чего надо учиться читать и писать. Очень продвинутый мальчик: в ответ на мой вопрос, как он будет узнавать то, что его интересует, тотчас же открыл Яндекс. Задал голосовой запрос и получил всю необходимую информацию в виде картинок и видеофайлов. Тут как быть?

 

- Скорее всего, его родители и сами много времени проводят в виртуальном пространстве. Тут нужно понять такую вещь: ребенок всегда копирует поведение родителей. Если ему сто раз сказать, что нужно учиться читать книжки и что это интересно и круто, но он ни разу не видел, чтобы родители брали в руки книгу и читали, то и сам он никогда не будет читать. Убеждать надо не словами, а действием. Читайте вместе с детьми, находите интересные факты, которые сложно найти в интернете, и учите малышей работать с информацией: делать выводы, обобщать, восстанавливать ход событий. Вместе придумывайте истории, сказки, персонажей, обсуждайте прочитанные книги.

 

- А если у подростка ВООБЩЕ нет стремления к учебе, к узнаванию нового? В школе со сверстниками отношения нормальные, с учителями не конфликтует, а мотивация к обучению на нуле.

 

- Это большая редкость, потому что дети в большинстве совсем любопытны и любят узнавать новое. В подростковом возрасте также в качестве мотивации уже появляется будущая профессиональная деятельность. Поговорите о профессиях людей без образования. Это, например, грузчик, дворник, уборщица. Их труд тяжелый, неинтересный и низкооплачиваемый.

 

С другой стороны, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, и интерес к учебе закономерно снижается. Повысить его может интересный педагог, который через общение с детьми прививает им любовь к предмету. Кстати, родители и сами могут стать таким источником интересных знаний, если отношения с подростком доверительные. Если вы общаетесь с подростком как с равным, без назидания, умеете выслушивать его, принимаете его желание быть взрослым и действовать самостоятельно, то это может помочь вам понять его, установить эмоциональный контакт. И тогда убедить ребенка учиться будет гораздо проще.

 

И запомните главное: ругать и наказывать ребенка за плохую учебу или нежелание учиться нельзя. Этим вы только усугубите нежелание ходить в школу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 18 августа 2016

Заголовок в газете: Если ребенок не хочет идти в школу

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру