Пастель и уголь по наждачной бумаге
Петр Дик родился в 1939 году на Алтае в семье российских немцев. В 1962 году окончил Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра, затем, в 1973 году, - Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). С середины 1970-х годов жил и работал во Владимире. Именно здесь он нашел свой стиль: писал в оригинальной технике — пастель и уголь по наждачной бумаге.
В 1977 году принят в Союз художников СССР и начал активно выставляться. Прижизненные выставки проходили в Москве и Ленинграде, Владимире и Самаре, Омске и Новосибирске, в Русском музее и Третьяковской галерее, в престижных залах Европы.
В 1999 году Петру Дику было присвоено звание народного художника России, а в 2001 году он был удостоен российско-германской премии в области культуры.
Перт Дик скоропостижно скончался в августе 2002 года накануне открытия своей персональной выставки в городе Ворпсведе в Германии. Похоронен во Владимире.
Работы мастера хранятся в Эрмитаже, Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в Третьяковской галерее, в ряде региональных художественных музеев, в том числе во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, в частных собраниях России и за рубежом.
Не такой, как все
Об удивительной, неповторимой манере художника написано много искусствоведческих статей. Но даже человеку далекому от искусства достаточно взглянуть на его произведения, чтобы понять: Дик не такой, как все. Он так тонко чувствует мир, что наполняет его, казалось бы, простые сюжеты каким-то особенным, глубинным смыслом.
Искусствоведы сходятся во мнении, что творчество Дика, лишенное внешней повествовательности и заигрывания со зрителем, по-настоящему гуманистично. Оно заставляет отвлечься от всего суетного, наносного и задуматься, как бы пафосно это ни прозвучало, о смысле бытия, о ценности и хрупкости человеческих взаимоотношений, об истинной духовной красоте.
Язык пластики
Дик говорит со зрителем языком лаконичным и в высшей степени пронзительным. Сам художник признавался, что драматизм или даже трагизм – чувства, превалирующие в его творчестве. А свой художественный метод Петр Дик определял как «вычитание случайностей». В его произведениях предметный мир, дематериализуясь, трансформируется в язык пластики и начинает жить по законам ритма, света и цвета.
Композиции пастелей Дика по большей части статичны. Внешнее движение уступает место внутреннему, эмоциональному, поэтому произведения требуют очень неторопливого и внимательного всматривания.
«…Я ничего не переделываю, не навязываю ничего, но если через мои работы люди станут чуть ближе, понятнее, роднее друг другу, то я не зря трудился и жил».
Из дневников Петра Дика.