Во Владимире острая нехватка бригад скорой помощи

Их должно быть 36, а сформировано всего 16

Почему скорая помощь такая «нескорая»? Как часто люди умирают, не дождавшись «неотложки»? Какие претензии у самих медиков к пациентам? На эти вопросы журналистам ответил директор департамента здравоохранения администрации области Александр Кирюхин.

Их должно быть 36, а сформировано всего 16
Фото: tengrinews.kz

Поддержать главного медика области на пресс-конференцию пришли и его коллеги: замдиректора фонда ОМС Елена Орос, руководитель областного Росздравнадзора Александр Лёзов, главврач Владимирской станции скорой медицинской помощи Сергей Кулибаба, а также руководители районных станций скорой помощи из Вязников, Коврова, Мурома и Александрова.

Вызывают «неправильно»?

Недавно журналисты спросили губернатора, почему «скорая» ехала к годовалому ребенку целых четыре часа и почему вообще «скорой» дождаться так сложно. Это вопрос и послужил поводом для пресс-конференции. Медики думали неделю — и приготовили свой ответ.

Александр Кирюхин сообщил, что оказание скорой медицинской помощи осуществляется в двух формах – экстренной и неотложной. И это не его выдумка, такая норма прописана в приказе Минздрава от 20 июня 2013 года.

При этом экстренная помощь должна оказываться только в тех случаях, когда состояние здоровья угрожает жизни пациента (нарушение сознания, дыхания, системы кровообращения, внезапный болевой синдром, внезапное кровотечение, ожоги, отравления, травмы, роды и угроза прерывания беременности) или жизни окружающих (психические расстройства). В таких случаях «скорая» обязана домчаться до пациента за 20 минут. И в 92-х случаях из 100 так оно и происходит. Нарушается норматив, чаще всего, когда «скорая» едет в дачные поселки, где нет вообще никаких указателей улиц и опознавательных знаков.

А «скорая», вызванная для оказания неотложной помощи (это когда нет явных признаков угрозы жизни), может ехать к пациенту два часа.

Но пациенты, по словам Кирюхина, зачастую переоценивают тяжесть собственного состояния. В 60% случаях, когда они вызывают «скорую», можно было бы вообще самостоятельно дойти до поликлиники. Многие же «не хотят идти в поликлинику, чтобы миновать очередь».

А некоторых «клиентов» в «скорой» уже по голосу узнают — это одинокие старики, которые вызывают «неотложку» практически каждый день или даже по два раза в день. Они жалуются на высокое давление, боли в сердце и общее недомогание. Один 89-летний пациент, например, установил своеобразный рекорд — вызвал врачей «скорой» 135 раз за полгода.

- В подобных случаях мы будем обращаться в органы социальной службы и даже в прокуратуру, - пообещал Кирюхин. - Пусть разыскивают родственников этих пожилых людей, которые обязаны о них заботиться.

Еще 10% вызовов, возмущающих директора облздрава, связаны с отравлением алкоголем.

От 8 до 10 звонков составляют ложные вызовы. Частенько «скорую» вызывают соседи: заберите проживающего рядом в психушку, он шумит.

А 10% вызовов «скорой помощи» связаны с необходимость перевезти пациента из больницы домой и наоборот.

- Развозить пациентов — это не функция «скорой помощи», - расставил приоритеты Александр Кирюхин. - Поэтому в настоящее время прорабатывается вопрос создания специальных транспортных бригад, которые будут осуществлять подобные перевозки.

Ну а собственно экстренных вызовов, по данным Кирюхина, всего около 15%.

Помоги себе сам

Главврач Владимирской станции скорой медицинской помощи Сергей Кулибаба сообщил, что по существующим нормативам на 10 тысяч населения необходимо иметь одну бригаду скорой помощи. Исходя из этого, на Владимирской станции скорой помощи должна быть 36 медицинских бригад. Однако из-за нехватки медицинских кадров на сегодняшний день здесь работает всего 15-16 бригад. А иногда в смену дежурит и вовсе 13 бригад. При этом, подчеркнул Кулибаба, машин хватает. Нет людей, которые хотели бы пойти работать на «скорой».

Вслед за этим были озвучены зарплаты сотрудников «скорой помощи»: врач в среднем получает 47 тысяч рублей, фельдшер — чуть больше 32-х. И все равно желающих нет.

- Мы, чтобы увеличить число бригад, иногда даже вынуждены вместо двух человек посылать на вызовы по одному, - признался Кулибаба. - Хотя это достаточно опасно. Девушка-фельдшер приезжает ночью одна на вызов, а ведь неизвестно, кто откроет ей дверь...

После этого Сергей Кулибаба даже пригласил поработать в «скорой» журналистов. Для начала - в качестве санитаров. Пообещал, что будет интересно.

Также главврач станции скорой помощи ответил на вопрос о правомерности слияния «детской» и «взрослой» «скорой помощи». Он подчеркнул, что «по нормативам» такого понятия, как «детская скорая помощь» быть не должно. Это изыск, «который придумали коммунисты».

Впрочем, заявил Кулибаба, в городе есть одна педиатрическая бригада. Но кто поедет к маленькому пациенту — врач-педиатр или фельдшер, - будет решать диспетчер «скорой». Диспетчеры, подчеркнул Александр Кирюхин, - настоящие профессионалы своего дела.

- Несмотря на нехватку кадров, сотрудники «скорой помощи» решают поставленные задачи, оказывая медицинскую помощь огромному числу жителей 33-го региона, - подвел итог Александр Кирюхин. - Они реально спасают десятки жизней. Эти люди, безусловно, заслуживают внимательного, бережного отношения, они достойны большого уважения - как со стороны представителей СМИ, так и населения в целом.

После этого Кирюхин оседлал любимого конька и, как и на каждой своей пресс-конференции, стал говорить о том, что люди сами виноваты, что болеют. Потому что вовремя не проходят диспансеризацию, пьют и курят. И лечиться не хотят. Например, заявил он, «приверженность к лечению» у астматиков, - всего 40 процентов. За здоровьем больные не следят, а ведь многие должны уметь помогать себе сами. Астматики должны правильно пользоваться ингаляторами, сердечники всюду, даже в туалет, брать с собой нитроглицерин, диабетики — следить за уровнем сахара в крови. А в случае, если они совсем уж будут плохо себя чувствовать, их родственники должны знать, как оказать помощь близким. Тогда и вызовов «скорой» станет меньше.

- Человек умирает, потому что он смертен, - резюмировал глава облздрава. - Врач появился позднее, чем человек. Нельзя сказать, что человечество умирает от того, что есть врачи... «Скорая помощь» появилась, когда случилась массовая гибель людей. Когда в венском театре сгорели зрители, 200 трупов положили около стен театра и сказали, что нет помощи. А Ходынка в Москве? Тогда сколько трупов положили?.. «Скорую помощь» сделали не для температурящих больных, которые могут дойти до больницы... Мы говорим о количестве спасенных жизней... Мы не можем доезжать до каждого «чиха»!

* * *

К слову, факт приезда «скорой» к ребенку через четыре часа после вызова, который стал поводом для пресс-конференции, Александр Кирюхин опроверг.

Он сообщил: внутренняя проверка показала, что машина приехала через час. Таковы данные системы ГЛОНАСС, а распечатка звонков, предоставленная сотовым оператором (именно на нее ссылались родители ребенка и журналисты) для медиков доказательством не является.

- У каждого свое мнение, - сказал Кирхин. - Мое мнение основано на ГЛОНАССе - на системе, которая обеспечивает объективный контроль. У меня оснований ей не верить нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру