Владимирские психологи выступают за введение в школах курса по семейно-нравственному воспитанию

Старшеклассники должны отличать любовь от секса

Владимирская общественная организация «Фонд «Мама» под руководством члена Общественной палаты Татьяны Питиримовой давно занимается пропагандой семейных ценностей и активно выступает за профилактику абортов. Практикующий психолог, член фонда Полина Жукова рассказала о своем опыте работы с учащимися старших классов.

Старшеклассники должны отличать любовь от секса
Фото: medikforum.ru

- Скажите, Полина, как к членам вашего фонда пришла идея проводить в школах уроки, на которых вы говорите о семейных ценностях?

- Все началось с одного из основных направлений деятельности нашего фонда - просветительской работы по профилактике абортов. Россия занимает первое место в мире по числу абортов, а Владимирская область — одна из первых в Центральном федеральном округе. Цифры на самом деле ужасающие: в нашем регионе на 100 рождений приходится не менее 60 абортов! По федеральному закону в каждой женской консультации должно осуществляться предабортное психологическое консультирование. Беседа со специалистом поможет женщине разобраться в себе и выйти из стрессовой ситуации - тогда ее решение будет осознанным. Но в женских консультациях Владимирской области такого консультирования, увы, не проводится. Мы выходили туда сами, в качестве волонтеров. Кстати, по статистике, от 10 до 20 процентов женщин принимает в ходе беседы решение в пользу рождения ребенка. Позже мы пришли к выводу, что эффективнее работать с девушкой, женщиной, пока она еще на беременна. Надо подводить ее к мысли, что рождение ребенка ни в коем случае не должно быть случайностью, что дети должны быть желанными.

- То есть в нашем регионе так много абортов, потому что в консультациях нет психологов?

- Нет, конечно. Основная причина — это неграмотное семейное воспитание. Оно приводит к тому, что близкие отношения начинаются достаточно рано, зачастую в старших классах школы. А молодые люди не готовы становиться родителями и брать на себя ответственность, хотя физически уже могут рожать детей. К сожалению, в нашей стране много так называемых «гражданских браков». На самом деле это название употребляется неправильно. То, что ошибочно называют «гражданским браком», - не что иное, как сожительство. Гражданский брак — это регистрация супружеских отношений в загсе. И есть еще церковный брак, когда люди венчаются в церкви. Когда люди просто сожительствуют, не состоя при этом ни в каком браке, тогда получается зачастую, что папа, которому двадцать или чуть-чуть за двадцать, не готов к появлению в семье ребенка. Девушка тоже не очень готова, у нее нет материальной самостоятельности, часто еще не развиты материнские чувства. При этом мать будущего ребенка зависит от того, какое решение принимает его отец. Большинство женщин признаются, что не сделали бы аборт, если бы отец ребенка не настаивал на этом или поддержал бы их в противоположном решении. Мы на своих интерактивных занятиях рассказываем ребятам 10-11 классов и первокурсникам колледжей о том, какими должны быть отношения в паре, чтобы молодым людям не приходилось задумываться об аборте.

- Насколько эти беседы заменяют отмененные когда-то уроки по этике и психологии семейной жизни?

- Что-то общее между ними есть. Но наши лекции отмененные уроки не заменяют, так как они занимают всего 10 академических часов. На лекциях мы говорим о любви и влюбленности, о том, как не перепутать эти понятия. Ведь ни для кого не секрет, что первую любовь, которая приходит, как правило, в подростковом возрасте, сопровождает юношеский максимализм. Девушки думают: «Я нашла любовь, на всю жизнь. Я на все готова, о чем он ни попросит». Мы объясняем, что есть еще любовная зависимость, есть страсть... Рассказываем о добрачных отношениях и о целомудрии, о котором, как выяснилось, немногим современным подросткам известно. К слову, в Америке на программу по сохранению целомудрия тратятся теперь миллионы долларов, потому что там уже поняли, что ранние беспорядочные отношения ни к чему хорошему не ведут. Но мы не запугиваем ребят и не говорим им жестко, как именно поступать. Мы просто рассказываем о последствиях. Часто дискутируем. А к выводам они приходят сами.

- Например?

- Например, мы говорим о том, что есть разница в женской и мужской психологии. Большинство парней вступают в интимные отношения из интереса, из любопытства или чтобы удовлетворить сексуальное желание. При этом большинство девушек вступают в интимные отношения, испытывая нежные чувства к юноше. В результате часто наступает разочарование: парню было просто интересно, а она ему всю душу отдала вместе с телом. Мы ни к чему не призываем, просто озвучиваем эти факты. Мы рассказываем этимологию слова «невеста»: «веста» - это «весть», «ведать», «знать». «Не-веста» — «неизведанная». На Руси всегда считалось, что жених свою невесту до супружества не знает, не ведает. А когда человек вступает в интимные отношения — это должен быть не первый, а последний, самый главный дар Любви. То есть мы подводим ребят к самостоятельному выводу о том, что отношения должны проверяться не меньше года. За этот год происходит общение, знакомство с родителями, с друзьями. Нужно сначала узнать человека, который с тобой рядом, и только потом принимать решения о более близких, интимных отношениях. Лучше, если они будут уже в официальном браке. И разочарований тогда не будет. В интимные отношения следует вступать лишь с тем, от кого ты готов иметь детей. Потому что такие отношения подразумевают появления детей. Когда мы осознаем это, у нас не будет такого огромного числа абортов и брошенных в роддомах младенцев, как сегодня.

- Как реагируют старшеклассники на ваши слова?

- Сначала они пребывают в некотором шоке, потому что привыкли совсем другое видеть с экранов телевизора. И вокруг себя, например, в отношениях более старших знакомых, соседей, порой, увы, и в собственной семье Но мы показываем им другую сторону. Мы не пугаем, но и не шутим. Затем ребята начинают задумываться. Мы объясняем, что любовь — это не просто пылкое чувство, это не страсть. Любовь всегда подразумевает ответственность за близкого человека. Тут и вводим понятия «сожительство» и «гражданский брак», о которых я уже говорила ранее. Если люди просто так живут вместе, то они всего лишь довольны друг другом и получают удовольствие от интимных отношений. А если они любят друг друга, значит, готовы нести ответственность, и тогда отношения необходимо зарегистрировать в загсе либо благословить в церкви. Если в 18 или 19 веке молодой человек или мужчина говорил женщине «я Вас люблю», это означало, что он делает предложение руки и сердца. Сегодня «я тебя люблю» от молодого человека зачастую означает приглашение в постель. Не надо смешивать эти понятия. Это не любовь, а желание удовлетворить интерес или половую потребность. Ребята часто не соглашаются с нами, дискутируют... Но в итоге обычно удается их убедить.

- Какие подростки приводят аргументы?

- Например, говорят, что брак хорошо не регистрировать, потому что есть свобода: захотел — развернулся и ушел. Но тогда каждая девушка, которая вступает в подобное сожительство, должна понимать, что для молодого человека главным в отношениях является иллюзия свободы, а для нее самой подобные отношения - это иллюзия брака. Всего лишь иллюзия. Это надо четко понимать. Когда человек все осознает, он сам решит, вступать или не вступать в эти отношения. Еще у нас есть тема «Мужчина и женщина». На таких беседах мы задаем вопрос: какими вы хотели бы видеть свою женщину (своего мужчину)? А какие встречаются на самом деле? В последний раз эта лекция вызвала бурную дискуссию. Девушки стали мне доказывать, что женщина должна быть пробивной, успешной и уметь добиваться цели. Я спросила: «Для чего?» Они ответили: «А вдруг мужчина меня бросит, как жить и поднимать на ноги детей?» То есть многие современные девушки заранее думают о том, что мужчина может уйти... Очень грустно, что в головах сидит такой стереотип, но это, увы, реальность, в которой мы живем. Живой отклик вызывает тема абортов.

- Наверное, вы напугали девушек последствиями?

- Мы никого не запугиваем. Мы показываем фильм «Чудо жизни». При желании его можно найти и скачать в интернете, он есть в свободном доступе. Фильм очень добрый, трогательный. О том, как развивается плод. Например, на третьей неделе, когда женщина еще может не знать, что она беременна, у малыша уже бьется сердце. На 28-й день после зачатия начинают появляться ручки, ножки, глаза, уши... Мы рассказываем о том, что это на самом деле таинство. Таинство, в котором присутствует энергия любви. Потом рассказываем о последствиях абортов для женщины и для мужчины. Для женщины это не только сильнейшее психическое потрясение, но и серьезные физиологические последствия. Для мужчины физиологических последствий нет, но так как это его ребенок, и он настаивает на аборте, он становится соучастником убийства. Если молодой человек не против, чтобы убили его ребенка, с моральной точки зрения он — убийца. Однажды после просмотра фильма и лекции я спросила у одного из парней: «Что бы ты сделал, если бы твоя девушка забеременела? Только честно». - «Конечно, сказал бы делать аборт». Что тут было с девчонками! Они так накинулись на этого пацана! Спасибо ему за честность, но было видно, что на девушек фильм произвел большое впечатление. Он стал оправдываться: «Да я сам еще ребенок!» - «А если ты сам еще ребенок, то тебе рано заниматься сексом». И это правда. И они это понимают.

- Какая из затрагиваемых вами тем вызывает наибольший интерес?

- Тема любви. Мы начинаем ее с очень трогательного ролика об истории святого Валентина, хотя День святого Валентина - это не российский праздник, но в ролике рассказывается о том, что святой Валентин — покровитель любви - венчал пары, которые запрещал венчать император. При этом отдельная лекция у нас посвящена чуду Петра и Февронии, их вечной любви...

- В скольких школах вы проводите подобные лекции?

- Хочу подчеркнуть, что мы второй год подряд выигрываем областной грант, то есть эти занятия признаны на областном уровне. Мы сами разработали лекции. И проводим их в тех школах, которые заинтересованы в их проведении. Не все школы соглашаются нас принять, многие осторожно относятся, хотя мы всегда готовы предоставить конспекты наших лекций. Наши занятия проходят в школе №26, первом лицее-интернате, экономико-технологическом колледже, в обеих школах Радужного, в Камешково, в Петушках. Изначально над проектом "Основы счастливой жизни" работало 10 психологов. В общей сложности почти полтысячи учеников прошли обучение.

- Как вы считаете, 10-ти лекций достаточно, чтобы подростки все поняли?

- Даже эти 10 лекций дают ребятам многое. Об этом говорят результаты анкетирования, которое мы проводим в конце курса. Но недавно мы ездили в Иваново на круглый стол по нравственному воспитанию, и оказалось, что там уже два года официально через приказ департамента образования проводятся похожие занятия для 10-11 классов во всех школах области. Два года раз в неделю. Поэтому сегодня мы выступаем за то, чтобы подобные лекции и у нас были введены в школах через систему образования. Тогда мы получили бы гораздо больший охват детей. То, что мы делаем своими силами - это здорово, но надо признать, что это капля в море...

- Но где же взять столько психологов, чтобы можно было организовать подобные уроки во всех школах?

- Опять же обратимся к опыту ивановцев. У них эти уроки ведут педагоги основного образования: учителя русского языка и литературы, истории, ОБЖ - те, кто заинтересован и хочет их вести. Единственное условие - преподаватели должны сами разделять те нравственные ценности, которые несут детям. Ивановцы создали свой курс совместно с епархией. Но курс при этом получился многоконфессиональный. Его можно скачать бесплатно на их сайте, они им делятся. И не только полными конспектами уроков, но и всеми фотоматериалами и видеороликами.

- Будут ли какие-либо подвижки в нашем регионе? Ведь для того, чтобы вести этот курс, мало иметь желание и скачать его из интернета.

- Надеемся, что подвижки будут. Третьего апреля в Законодательном Собрании Владимирской области прошел круглый стол, на котором была затронута тема введения подобных уроков в нашей области. Мы по-прежнему готовы сотрудничать со школами, которые захотят, чтобы такие уроки проводились для учеников, к примеру, с начала нового учебного года.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру