Во Владимире самый дорогой бензин в ЦФО

Почему при столь высокой цене качество топлива оставляет желать лучшего?

На минувшей неделе был организован круглый стол под названием «О мерах по защите прав потребителей от реализации некачественных нефтепродуктов на АЗС Владимирский области». Подискутировать на злободневную тему собрались чиновники, представители контролирующих и правоохранительных органов, поставщики топлива, а также общественники. Инициатором встречи стало региональное отделение «Народного фронта».

Почему при столь высокой цене качество топлива оставляет желать лучшего?
В последнее время участились случаи поломки двигателя из-за некачественных нефтепродуктов Фото: ocdn.eu

Специально для вашего автомобиля — печное топливо

Во время проверок качества топлива на АЗС, которые проводились в конце минувшего года активистами общественного движения «Общероссийский народный фронт» и общественной организации «Народный контроль» в Центральном федеральном округе, выяснилось, что большинство автозаправок, работающих с нарушениями, находится именно во Владимирской области. На всех 15-ти АЗС нашего региона, которые посетили контролеры, были зафиксированы нарушения: на 10-ти АЗС бензин не доливали, на 7-ми паспорта качества топлива были просрочены, а на двух заправках предоставлять документы и вовсе отказались. Кроме того, на многих АЗС в товарном чеке не проставляли класс топлива.

Только 77 процентов проб бензина и 55 процентов проб дизтоплива соответствовали требованиям качества. Под видом бензина в области продают даже... судовое или печное топливо.

Участники рейда провели и опрос автолюбителей, который показал, что в последнее время участились случаи поломки двигателя из-за некачественного бензина.

- Мониторинг качества мы проводим уже на протяжение 10-ти лет, и количество плохого бензина растет из года в год, - сообщила собравшимся председатель «Народного контроля» Милана Сивакова. - Одна из причин — снижение уровня государственного контроля. В прошлом году Росстандартом было проведено всего 10 проверок качества нефтепродуктов, а в текущем году таких проверок запланировано 15. Таким образом, будет проверено не больше 7-ми процентов заправок.

Представитель Росстандарта Сергей Герасименко объяснил, что проверок так мало, потому что по закону контролирующие органы могут проверять каждый объект всего раз в три года. Да и то предварительно оповестив о грядущей проверке руководителей. Чиновники могут, правда, еще выходить на проверки по жалобам, но жалобы, поступающие в Росстандарт, как правило, оформлены ненадлежащим образом. На такие — не реагируют.

Представитель УБЭПа Алексей Стребулаев сообщил, что в ходе проверок правоохранительными органами на одном из владимирских предприятий были обнаружены «лишние» 12 резервуаров с топливом: зарегистрировано 4, а по факту имелось 16. Отобранный для проверок бензин зачастую не соответствовал требованиям ГОСТа и техрегламента. Представитель полиции задал прямой вопрос г-ну Герасименко:

- Ваши коллеги мониторят ситуацию по поставкам ГСМ в область. И прекрасно видят, что кроме бензина и дизтоплива поступают газоли, различные фракции. Но нефтепереработкой у нас в области никто не занимается. И все эти фракции, скорее всего, поступают для того, чтобы увеличивать октановое число у того же печного топлива и продавать его под видом бензина. Почему вы не даете информацию нам в правоохранительные органы о том, что именно и в каком количестве в область поступает?

Герасименко ответил, что такой информацией он не обладает.

Участники круглого стола искали выход из сложившейся ситуации Фото: Аннета Татарникова

Руководитель антимонопольной службы по Владимирской области Алексей Потанин заявил, что в основном некачественный бензин в области реализуется там, где большое движение транспорта, а именно на трассе М7.

- Например, проезжая мимо заправки, вижу цену в 26 рублей на дизельное топливо, - говорит Потанин. - Ну не может оно стоить 26 рублей! Все это понимают. Мы же знаем цену на бирже, отпускную цену на нефтезаводе...

Экспресс-анализ купленного бензина, по словам Потанина, на территории области сделать невозможно. Исследования нефтепродуктов в регионе проводит лаборатория «Нефтетест», но экспертиза платная — порядка трех тысяч рублей. Гослаборатории в области нет. Зато есть она у наших соседей в Нижегородской, Ивановской и Московской областях.

- Надо вводить на территорию Владимирской области другие нефтяные компании — не только «Лукойл», - предложил Потанин. - Конкуренция на нефтяном рынке стабилизирует цену и качество бензина. У потребителя будет право выбора.

В ответ на это заявление руководитель Владимирского регионального управления компании «Лукойл-Волганефтепродукт» Абдул Чапанов подчеркнул, что доля бензина представляемой им фирмы на владимирском рынке - всего 29 процентов. А что касается высокой цены, то тут он задал риторический вопрос: «Почему вы не удивляетесь, что «Мерседес» стоит дороже, чем «Жигули»?»

Дешевеет у всех, кроме нас

Председатель Счетной палаты Ирина Тулякова озвучила и другие цифры: анализ изменения цен на моторное топливо показал, что цена на наиболее популярный бензин АИ-92 во Владимирской области в течение 2014 года являлась максимальной среди всех субъектов ЦФО (32,75 рубля за литр на конец года), а цены на АИ-95 и дизтопливо являлись одними из самых высоких, мы были вторыми после Москвы. Самый дешевый бензин продавали и продают наши соседи-ивановцы.

- Для нас очень тревожно выглядит изменение цен на моторное топливо с начала нынешнего года, - подчеркнула Тулякова. - Практически во всех территориях ЦФО наблюдалось снижение цен. Кроме Владимирского региона. А по бензину АИ-95 мы, к сожалению, единственные, у кого наблюдается прирост цены.

Кроме того, по итогам 2014 года АИ-92 подорожал на 10,7 процента, что превышает не только показатель по ЦФО, но и среднероссийский. А темп прироста цены дизтоплива в регионе превысил среднероссийский уровень аж в два раза!

В разговор вступил председатель Владимирской ассоциации автослалома Евгений Ерофеев.

- Я вас слушал и почувствовал себя беспомощным, - признался он. - Никак вы автомобилистов не защищаете, и признаетесь в этом сами. Как рядовому гражданину добиться того, чтобы его автомобиль не был заправлен некачественным топливом? Какие-то есть реальные рычаги защиты?

Представители контролирующих организаций опять стали говорить о законе, который их обязывает «не кошмарить бизнес» и проверять организации раз в три года.

В конце концов автолюбителям посоветовали проверять качество бензина за свой счет. Если возникнут подозрения, что топливо «разбодяжено», налить его в бутылку, опечатать ее, снабдив подписями представителя заправки, и нести эту бутылку в частную лабораторию. Заплатить деньги за экспертизу и вернуться на АЗС с экспертным заключением и предложением «уладить все мирным путем». А если там не захотят, то подавать в суд. Правда, чиновники сразу оговорились, что судебные дела в подобных случаях очень длительные. Но зато у обиженного автолюбителя будет возможность «по чеку» вернуть деньги и за некачественный бензин, и за экспертизу. А возможно и за вышедший из строя двигатель. Волшебная перспектива.

Возможным выходом из сложившейся ситуации руководитель рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Игорь Шубников видит, ни много ни мало, строительство на территории области собственного нефтеперерабатывающего завода. Предложение руководителя УФАС Алексея Потанина по созданию в регионе гослаборатории по проверке качества бензина выглядит более конструктивным. Также было внесено предложение сообщать в СМИ адреса заправок, которые попались на продаже некачественного топлива. Чтобы на этих АЗС больше никто не заправлялся и другим АЗС неповадно было.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру