О возможностях и удаче
- Меня часто спрашивают, как же я попала в киноиндустрию, - говорит Анна. - Талант? Везение? Связи? На самом деле поиск работы в этой сфере ничем не отличается от поиска какой-либо другой работы. Объявления, газеты, сайты… На одном из таких сайтов я и наткнулась на вакансию менеджера по проектам кино в продюсерском центре «АТК-Студио» (руководителем этой студии является Александр Тютрюмов - продюсер, бизнесмен и актер, известный зрителям по роли подполковника милиции Егорова в телесериале «Убойная сила» - Прим. автора.). Отправила резюме, выполнила задание, написала рецензию на фильм Андрея Звягинцева «Возвращение» и была принята. Сначала придумывала идеи для проектов, потом начала участвовать в разработке сценариев, затем стала автором сценария, а теперь я режиссер монтажа.
Что это - удача или результат моего труда? Сложно сказать, скорее все вместе. Мне повезло, что я попала в продюсерский центр, где главным преимуществом не является большой опыт работы и есть возможность самореализации в разных направлениях.
О поиске себя
Хотя два документальных фильма - «Георгий Штиль. Награда за верность» и «Гелий Сысоев. Пенсионер без значения», - режиссером и автором сценария которых я являюсь, уже транслировались по телевидению, я честно могу сказать, что работать мне больше нравится с игровым кино.
Документальные фильмы сложны тем, что здесь основная задача – раскрыть личность героя. На мой взгляд, это невозможно. Невозможно «разгадать» Гелия Сысоева (заслуженный артист России, сыгравший Андрейку в к/ф «Свадьба в Мавлиновке» - Прим. автора.), который прожил целую эпоху, пережил Ленинградскую блокаду, видел перестройку, жил в СССР, общался со всеми легендарными личностями нашего театра и кино. Тем более невозможно это сделать за три часа беседы. Я в силу своего возраста, неопытности, незнания многих личностей и персонажей могу только грамотно, ничего не перепутав, изложить историю его жизни, но в этом изложении не будет его настоящего.
Также я не считаю, что я вправе копаться в прошлом некоторых людей. Например, сейчас мы запускаем фильм «Война глазами детей». Я брала интервью у пенсионера, который в детстве побывал в финском концлагере. Говорю ему: «Скажите: что вы помните?» Он отвечает: «Помню, как сейчас, барак номер…», - и начинает рыдать. Слезы текут градом, а у меня одна мысль: «Можно я пойду домой? Кто я такая, чтобы заставлять этого человека вспоминать то, что он так долго пытается забыть...»
Работать режиссером монтажа в игровом кино мне нравится больше. Мне нравится творческий процесс: сидишь в своем кабинете, тебя никто не отвлекает, не беспокоит, ты один на один с отснятым материалом, ты делаешь кино.
О мере ответственности
При производстве документальных фильмов у монтажера мера ответственности невысока, он заботится только о технической стороне вопроса. Правильная музыка, нужный ракурс, красивый план... Основная концепция – режиссерская. А вот в игровом кино от монтажера зависит многое. Монтажер в игровом кино – последняя инстанция, человек, благодаря которому ты видишь конечный продукт. Он воплощает режиссерскую задумку, выбирает нужные кадры, создает настроение.
О казусах
Конечно, твой багаж интересных историй пополняется с каждым днем, проведенным на съемочной площадке. В основном все рассказывают смешные случаи, я же расскажу трагичную историю с хорошим концом.
Однажды мы снимали трюк «погоня на авто» - два автомобиля мчатся по трассе, дорогу им преграждает фура, визг тормозов, эффектные заносы, все было отрепетировано. Но постановщик трюков в последний момент решил добавить зрелищности и пустил на трассу еще один автомобиль «Субару», каскадер которого не справился с управлением и, перевернувшись, влетел в бетонное ограждение моста. Машина всмятку, каскадер цел и невредим, у всей съемочной группы шок, зато в фильм вошла эффектная сцена «погоня с аварией». Вот такие бывают ситуации.
Об актерском труде
Конечно, есть разные по степени сложности роли. Быть князем Мышкиным, например, гигантский труд – серьезная роль, огромный текст, сложный грим. Сыграть бандита в сериале намного проще. Но в любом случае у актёров сложная работа потому, что, будучи в хорошем настроение, ты должен суметь сыграть стопроцентное горе, а пребывая в унынии, обязан в секунды переключиться и излучать жизнерадостность. К тому же мало одного мастерства перевоплощения, свою роль надо отыграть ярко, запомниться зрителю, стать лицом фильма.
О звездной болезни
Чем талантливее актер, тем меньше он «звездит». Опытный актер мудрее, умнее, не тянет одеяло на себя. Вообще питерские актеры не грешат «звезданутостью». Хотя бывают исключения, в киношных кругах поговаривают, что Анна Ковальчук, бессменная героиня сериала «Тайны следствия», требует личный дом на колесах, в котором бы она ездила на съемки очередной серии сериала.
О «Пензе»
«Пенза» - это авантюрная комедия, немного гротескная. Главный герой - скромный интеллигентный влюбленный парень, втянутый в бандитскую разборку, связанную с похищением у бизнесмена старинной монеты.
На мой взгляд, фильм достойный. Он выгодно отличается от пошлых комедий, идущих сейчас в массовом прокате. Интересный сюжет, хорошие актеры, качественный юмор, - вроде бы все говорит об успехе, но зритель непредсказуем.
О том, что за кадром
Съемочный день начинается рано утром. Часов в семь «световики» и оператор-постановщик начинают выстраивать кадр, актеры гримироваться, а режиссер давать наставления. Подготовка к одной сцене занимает три часа, а вот снимается сам кадр десять секунд. А дальше начинается все сначала - грим, свет, звук… Так что съемки – это утомительный трудоемкий процесс.
«Человек-хлопушка»
Во время съемок фильма «Пенза» я работала «человеком-хлопушкой» (думаю, вы все поняли, о чем речь: девушка, в руках у которой хлопушка для кино, говорит «сцена такая-то, дубль такой-то» - Прим. автора.). С инициативой побывать на площадке выступила я сама, так как очень хотела посмотреть, как проходит съемочным процесс.
В современном кинематографе «человек-хлопушка», по сути, - дань уважения киношным традициям. Раньше фильмы писали на пленку, на которой все эпизоды шли сплошной чередой и хлопушка отделяла дубли друг от друга. При записи на «цифру» дубли автоматически разделяются на разные файлы. Но есть и другое назначение у этого реквизита. По звуку хлопушки с видеорядом синхронизируют чистовой звук, который отдельно пишет звукорежиссер.
О Ефремове
Михаил Ефремов в фильме «Пенза» играет ветеринара. Известному мафиози простреливают ногу, и чтобы «не засветится перед ментами», он обращается за помощью к звериному лекарю.
Михаил очень сильный актер. Он моментально вживается в образ. Благодаря ему эпизод приобрел характер, образность, реальный юмор; то, что не было прописано в сценарии, появилось в фильме благодаря его импровизации. Сценарий - это просто голые фразы, а каким герой предстанет на экране, зависит от актера, от того, какой мимикой он наделит своего персонажа, какие эмоции выразит, каким тоном скажет текст…
О длительности съемок
Съемки фильма «Пенза» длились примерно месяц. Но некоторые фильмы, например, «Трудно быть богом» Алексея Германа снимаются более 10 лет. Нет универсального рецепта – все зависит от сложности съемок, бюджета, поставленной задачи.
О выходе в прокат
Фильм уже смонтирован, дело осталось за утверждением монтажа и пост-продакшн. Так что скоро зритель сможет оценить нашу работу. Возможно, «Пенза» появится даже в массовом прокате в сети кинотеатров.