Закон бессилен против контрафакта?

Представители Владимирской таможни рассказали журналистам, какой контрафактный товар чаще всего можно увидеть на прилавках магазинов и на рынках

Телефоны, духи, алкоголь, брендовая одежда и обувь, лекарства, куклы, программное обеспечение, минеральная вода и даже оливковое масло... Список товаров, которые производятся нелегально и продаются нам за бешеные деньги, а то и за сущие копейки, можно продолжать бесконечно. Но существуют во Владимире и области службы, которые пресекают производство и ввоз подделок на территорию региона. На пресс-конференции, посвященной Международному дню защиты интеллектуальной собственности, представители Управления МВД России по Владимирской области и Владимирской таможни рассказали журналистам, какой контрафактный товар чаще всего можно увидеть на прилавках магазинов и на рынках и почему борьба с недобросовестными предпринимателями не дает пока должных результатов.

Представители Владимирской таможни рассказали журналистам, какой контрафактный товар чаще всего можно увидеть на прилавках магазинов и на рынках

- Чаще всего сотрудниками нашего управления фиксируется незаконное использование товарных знаков, - отмечает Юрий Гофман, оперуполномоченный по особо важным делам управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Владимирской области. - Большинство подделок - это текстильная продукция известных брендов — «Adidas», «Nike», «Reebok».

Например, в этом году в одной торговой точке города Камешки «находчивый» коммерсант занимался продажей контрафактных товаров марки «Adidas». За это административное правонарушение предприниматель понес ответственность: поддельную продукцию у него изъяли и обязали уплатить штраф.

Но не всем удается провезти контрафактные товары через Владимирскую таможню. Сотрудники этого учреждения ежедневно проверяют оформляемые в регионе товары по таможенному реестру.
- За прошлый год нами было выявлено и признано контрафактной более 100 тысяч единиц продукции, - рассказывает Олег Румянцев, начальник отдела товарной номенклатуры и торговых ограничений Владимирской таможни. — С начала текущего года уже выявлено более 53 тысяч единиц контрафактной продукции. В основном подделки попадают во Владимир из стран Юго-Восточной Азии.

В наш город через таможню пытались провезти поддельные товары марки «Adidas», пасту «Colgate», «Сухарики-гренки», косметику марки «Chanel».

Качественный контрафакт

Между тем в области не только торгуют контрафактом, но и производят его.

В октябре 2010 года в Петушинском районе был обнаружен цех по производству одежды под маркой «Adidas». Изготовление подделок велось 400 вьетнамцами в 6 зданиях: рабочие жили на втором этаже, на первом работали. Продукция пользовалась большим спросом у предпринимателей крупных торговых центров Москвы.

- Группа лиц, которые наладили такое производство, нанесли правообладателю торговой марки ущерб порядка 26 миллионов рублей, - говорит Юрий Гофман. - К тому же среди мигрантов из Вьетнама были нелегалы, которые находились на территории области без необходимых документов.

В том же 2010 году в Александровском районе был обнаружен подпольный цех по розливу водки и коньяка, который находился на территории заброшенной ткацкой фабрики.

- Найти человека, которому выгодно производство «паленой» водки, очень непросто, - сетует Юрий Гофман. - Все данные указывают на то, что хозяева этого цеха живут на Северном Кавказе. И вообще основная доля контрафактного алкоголя идет в другие регионы именно оттуда.

Как мы знаем, для защиты прав потребителя и производителя бутылки с алкогольной продукцией оклеиваются специальными федеральными марками, которые выдаются ликероводочным заводам. Но потом от производителя алкоголя приходят известия, что марки сгорели или с ними случилось ещё что-то, а через некоторое время обнаруживается, что этими самыми марками оклеивается контрафактная продукция...

Кстати, мы привыкли, что «паленая» водка — это отрава. Однако сегодня контрафакт и качество — понятия вполне совместимые. И вот почему. Некоторые заводы, производящие алкоголь по всем необходимым правилам и стандартам, не пренебрегают и «левыми» схемами разлива водки и коньяка. Такое нарушение было недавно выявлено на Александровском ликероводочном заводе. Днем сотрудники предприятия разливали алкоголь легально, а вечером там же запускалось контрафактное производство.

- Раньше контрафактный алкоголь включал в себя опасные для здоровья и жизни человека вещества, - говорит Юрий Гофман. - Теперь водка может и не соответствовать ГОСТу, но в ней не будет никаких ядов, и при употреблении она не будет представлять никакой опасности.

Интернет — добро или зло?

Распространение контрафакта в последнее десятилетие наблюдается в области информационных технологий. «Левым» программным обеспечением (ПО) пользуются почти все, ведь лицензионная продукция — удовольствие дорогое (например, пакет программ Office для операционной системы Windows стоит около 1000 долларов). А так как пользоваться бесплатным ПО (Linux, Unix) умеют не все, люди предпочитают купить или скачать нелицензионные программы. В основном контрафактное ПО пользуются спросом в агентствах рекламы, типографиях, фирмах, занимающихся проектированием, ландшафтным дизайном и внутренним дизайном помещений.

- Они не могут себе позволить купить «лицензионку» за полную стоимость, - рассказывает Андрей Иванов, старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела «К» УМВД России по Владимирской области. - Например, стоимость программы для проектирования составляет около 100 тысяч рублей на один компьютер. Конечно, предприниматель предпочитает найти подделку.

А ведь пойманному бизнесмену, использующему контрафактное программное обеспечение, «светит» за крупный размер контрафакта — до 2 лет, а за особо крупный — до 6 лет лишения свободы, штрафы и необходимость возмещения стоимости ПО правообладателю. Но как бороться с «левым» программным обеспечением, если оно доступно каждому благодаря сети Интернет?

- Если раньше основным бичом по лицензионной продукции была розничная торговля, когда можно было купить любую программу с прилавка, то сейчас даже ехать никуда не надо, - рассказывает Андрей Иванов. - Запускаешь интернет, скачиваешь с торрента программное обеспечение и устанавливаешь его на компьютер. Любая, самая последняя, самая полная версия, которая в лицензионном варианте будет стоить огромную сумму денег, выложена в Интернете. И бороться с этим крайне проблематично.

Чем плохи законы и налоги

Кстати, о борьбе. Пресечь потоки контрафакта мешает, как это ни странно, наше несовершенное законодательство. В случае с тем же ПО самой приемлемой мерой было бы усиление ответственности провайдеров и хостеров на уровне государства.

- Зачастую серверы, на которых выкладывается нелицензионная продукция, расположены не в России, а например, в Амстердаме, Панаме, - отмечает Андрей Иванов. - Но межгосударственные отношения настолько затянуты, что мы не можем повлиять на владельца сервера. Что уж и говорить, если запросы, которые мы посылаем в эти страны, возвращаются только через полгода-год.

В обязанности сотрудников отдела «К» входит и отслеживание точек продаж нелицензионной продукции. Их в городе знает, наверное, каждый. Но упрекать ведомства в том, что они плохо работают, было бы опрометчиво.

- Раньше было так: мы приходим в ларек, изымаем, предположим, тысячу контрафактных дисков и направляем их на экспертизу, - поясняет Андрей Иванов. - Это мероприятие длительное - от 3 месяцев до полугода. Но провести экспертизу — обязательное условие для того, чтобы привлечь человека к ответственности.

А в это время в этот же самый ларек приезжает другой предприниматель и начинает торговлю очередной контрафактной продукцией. Привлечь директора рынка за то, что он предоставил помещение для торговли контрафактом, сотрудники отдела «К» не могут: законодательство не позволяет.

- Мы как-то выходили на Российское антипиратское общество, чтобы они нам дали заверенный официальный перечень отличий контрафакта от лицензионной продукции, хотели выйти с законодательной инициативой, чтобы нам разрешили на основании данного перечня изымать контрафактную продукцию и «без суда и следствия» направлять её на уничтожение, - признается Андрей Иванов. - Но на это никто не пошел: боятся превышения полномочий! То, что продукция является контрафактной, может признать лишь суд. Если бы все было так, как хотели мы, у нас бы в разы сократилось распространение контрафактной продукции.

Предприниматели же изощряются как могут. Одну владимирскую бизнесвумен, не брезгующую торговать контрафактными дисками, только за прошлый год привлекали к ответственности 4 раза. И не только её, но и её мужа, мать,на который она переписывала свой бизнес.

- Каждый раз она придумывала новую схему для того, чтобы не быть пойманной, - говорит Андрей Иванов. - На мой взгляд, человека лучше наказывать рублем, а не сажать в тюрьму. Если предприниматель будет терять каждый день по тысяче контрафактных дисков, он добровольно свернет эту торговлю.

Конечно, можно было бы удешевить стоимость лицензионного программного обеспечения, дисков с фильмами или играми, но и тут снова непреодолимое препятствие — налоги. В нашей стране производители подобных товаров обязаны платить в государственную казну чуть не 50% от прибыли. А с такими «расценками» ждать удешевления придется долго. На такой шаг пошли в свое время отечественные производители игровых программ - Акела, Бука, 1С. По стоимости контрафактные диски и лицензионные ничем не отличались, и покупатель выбирал качественный товар. Да, сейчас с интернетом отпала необходимость с покупкой дисков, но пример-то мудрого решения проблемы остался. Главное, чтобы кто-то в данной ситуации им воспользовался...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру