Как владимирский Левша весь мир удивил

Работы владимирского левши можно увидеть в иконной лавке Храма Христа Спасителя и Троице-Сергиевой Лавры

Мастер-самоучка Андрей Верховцев единственный во Владимирской области работает в редкой технике «деревянная миниатюра». Причем вырезает и ювелирно расписывает фигурки левой рукой!

Работы владимирского левши можно увидеть в иконной лавке Храма Христа Спасителя и Троице-Сергиевой Лавры
Фото: Аннета Татарникова

Работы владимирского левши можно увидеть в иконной лавке Храма Христа Спасителя и Троице-Сергиевой Лавры. Самобытного мастера давно заметили и за рубежом: деревянные фигурки, вырезанные Андреем Верховцевым, украшают частные коллекции в Греции, Канаде, Германии.

Пасхалинки

Перед Пасхой работы у мастера особенно много: расписывает пасхальные яйца, которые в народе также называют «пасхалинки».

Пасхалинки красят в один тон либо вручную расписывают. Многих выручают популярные сегодня термонаклейки. Сувенирные пасхалинки из дерева от Андрея Верховцева — эксклюзивные. Он тонко вырезает лики святых, ювелирно украшает пасхальные яйца вязью и сюжетными мотивами.

Каждый год, говорит, придумывает что-то новое. Иначе неинтересно. В этом году придумка такая: курица-матрешка с яйцевидным туловищем скрывает внутри себя троих цыплят. Те тоже открываются, будто матрешки. В каждом — по расписному яйцу.

Миниатюрные фигурки

Но все же основное увлечение Андрея Верховцева — авторская деревянная миниатюра. Фигурками сверху донизу уставлен целый стеллаж в его комнате, которая одновременно исполняет роль мастерской. Подойдешь — и залюбуешься! Вот полка, посвященная гражданской войне, на другой — правители российские, но больше всего любит Андрей вырезать фигурки святых. Есть здесь Иоанн Кронштадский, Ксения Петербуржская, святые Зосима и Савватий Соловецкие, Матрона Московская, Сергий Радонежский, Серафим Саровский...

Точной статистики Верховцев не ведет, ну а если на вскидку, то за 15 лет вырезал и расписал больше полутора тысяч фигурок. Большинство, конечно, распродал-раздарил. Расставаться с работами, говорит, не жалко.

- Только, бывает, сделаю что-нибудь для себя, а у меня выпрашивают: подари, - рассказывает Андрей Викторович. - Ладно, думаю, себе такого же смастерю. А потом руки не доходят...
Режет мастер свои работы из липы. Высота фигурок — от 15 до 18 сантиметров. Деревянную фигурку тонко расписывает акриловыми, акварельными и темперными красками, покрывает специальным лаком. Пока в руку не возьмешь, да не разглядишь как следует, кажется, что статуэтка — фарфоровая. Многие, говорит, на этот счет обманываются...

Военный летчик художником стал

Родом Андрей Верховцев из-под Нижнего — из села Владимирское, что рядом с Хохломой и знаменитым озером Светлояр. Творческие способности проявились у него еще в детстве. Даже сдал экзамены в художественную школу. Но Владимирское находилось далеко от райцентра, потому одним из условий получения художественного образования стало обучение в интернате. Жить вдали от дома не захотел, так что пришлось забрать документы за день до первого сентября.

А развивать творческий талант стал в мастерской деда-краснодеревщика.

- Учить он меня ничему не учил, - вспоминает Андрей Верховцев, - некогда было. Но все каникулы я проводил в мастерской. У нас был уговор: я деду не мешаю, что надо — спрашиваю. И инструмент любой могу брать. Так и научился помаленьку...

А когда окончил школу и встал вопрос о выборе профессии, то художественной карьере предпочел романтику неба — поступил в летное училище и стал военным летчиком.

Вел курсы, на которых обучались авиационным премудростям курсанты из 35-ти дружественных стран.

Оборвалась летная карьера с развалом Союза и последовавшей за этим событием неразберихой. Служившему в Киргизии Верховцеву даже доказывать в свое время пришлось, что он — гражданин России, а не Кыргызстана.

Во Владимир Верховцев с семьей приехали в 94-м. Работу отставному военному в те годы найти было непросто. Тогда и вспомнил он свое юношеское увлечение...

С точностью до складки

Создавать деревянные миниатюры Андрею Викторовичу помогает супруга, Ольга Эдуардовна. Этакий семейный подряд получился.

- Да я просто «подмастерье», - улыбается она. - Только грунтовкой занимаюсь, а основную работу выполняет Андрей.

Когда разглядываешь его работы, поневоле восхищаешься, насколько тонко выписаны волоски в бороде святого, все до одной литеры на схиме... Он всегда стремился к точности. Вспоминает, как однажды зашедший в гости священник долго рассматривал его творения, а потом спросил: «Ты не обидишься, если расскажу, что вот здесь у тебя не точно?» - «Наоборот спасибо скажу!» - воскликнул Верховцев. Батюшка растолковал кое-какие вещи, дал советы. Остальные тонкости художник постигал опять же самостоятельно.

- Я вырезал миниатюры, глядя на иконы, - поясняет он. - Но на иконах же не видно, как головные уборы выглядят со спины, как складки лежат... А это важно...

Фото: Аннета Татарникова

С интернетом Верховцев на «вы», предпочитает книги и альбомы с иллюстрациями, монастырские книги с выкройками церковных облачений. Очень выручают Софринские каталоги, в которых описано, как облачения шить.

- Вот, например «Священник со Спасом», - автор берет в руки одну из работ. - Изготовлен по сюжету, изображенному на старинной иконе оптинских старцев. Здесь полное соответствие церковной одежде оптинских священнослужителей конца XVIII, начала XIX века.

Фигурки делает не только с икон. Есть, например, «Старец» с картины Нестерова. А вот выстроились «в хронологическом порядке» царь Алексей Михайлович, Александры - Первый и Второй, Николай Второй — почти вся династия Романовых!

- Добиться портретного сходства, конечно, тяжело, - разводит руками Верховцев. - Но стараюсь. Все зависит от настроения, с которым приступаю к работе, и от того, кого делаю. К примеру, Николая Второго узнают все!

Продвигая европейский турбизнес

Самобытные работы Андрея Верховцева — настоящие произведения искусства. Впору выставку устраивать. Автор даже пытался в свое время, но натолкнулся на непонимание местных чиновников.

А между тем миниатюрной скульптурой Верховцева заинтересовались за рубежом.

- У меня есть постоянный заказчик из Греции, - говорит Андрей. - Он - профессор религиоведения. Преподает в Фивах.

Поскольку интернет, как уже было сказано выше, художник не жалует, заказы профессор-грек присылает по обычной почте. В пакете. На листах бумаги А4 изображены святые, фигурки которых он хотел бы видеть. Греки, как и мы, православные, но одежды и лики святых чуть отличаются. Заказы профессор пишет кириллицей, старославянскими буквами. А если изображение черно-белое, выкраски делает сам, карандашом.

У каждого заказчика — свой святой: Илья Пророк, Иоанн Креститель, Тихон Задонский, Святой Мелетий, архиепископ Антиохийский...

- Однажды меня попросили сделать Преподобного Нила Столбенского, - вспоминает мастер. - Я сделал по иконе, которая была дома. Но заказчик засомневался: «Я представлял святого на костылях, потому что у него ноги болели». Я отыскал икону, где Нил Столбенский без костылей. И заодно картину Нестеренко, на он тоже без костылей. В результате сделал еще одну фигурку... И заказчик забрал обе!

Сегодня Верховцев много времени проводит в Германии. Спрос на владимирского художника-резчика появился в баварском «Европа-парке».

- Сижу себе, режу целыми днями фигурки. Посетители фотографируют и меня, и мои работы... Вот так продвигаю европейский турбизнес. А ведь и в нашем городе для туристов можно было сделать что-то похожее...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру