Как защититься от халтурщиков

Тема защиты прав потребителей никогда не потеряет своей остроты.

Специалисты отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Владимирской области всегда готовы помочь обманутым покупателям восстановить справедливость.

Тема защиты прав потребителей никогда не потеряет своей остроты.

15 марта, во Всемирный день защиты прав потребителей, на пресс-конференции работники Роспотребнадзора и представители различных экспертных агентств рассказали журналистам, легко ли владимирцам отстаивать свои интересы и насколько повысилась правовая грамотность жителей нашего города.

С каждым годом работы у сотрудников отдела защиты прав потребителей становится все больше.

- По сравнению с 2010 годом в прошлом году жалоб стало больше в 2 раза, - уверяет Нина Коротких, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Владимирской области. - И мы это связываем отчасти с повышением правовой грамотности владимирцев. Около 30% заявлений приходят к нам в электронном виде, а это говорит о том, что потребители знают, куда обращаться, и пользуются современными технологиями, чтобы отстоять свои права.

По словам сотрудников Роспотребнадзора, наиболее частые жалобы поступают на качество сотовых телефонов, сложной бытовой техники, на нарушение сроков ремонта, на установку оконных блоков и дверей, а также на качество одежды и обуви.

Между тем немного жестче по отношению к покупателю стал закон. Последние поправки в него были внесены ещё в июле прошлого года. Так, увеличился перечень товаров, ненадлежащее качество которых, проявившееся в течение 15 дней со дня покупки, является законным поводом для расторжения договора купли-продажи или обмена на качественный товар. В список вошли новомодные сенсорные телефоны, стиральные машины, электрические газовые плиты и другая техника. Однако если эта самая техника «заявила» о своей неисправности позже, обменять её или вернуть деньги можно будет лишь в трех случаях: если у товара проявился существенный недостаток, который подтвердила экспертиза, если были нарушены сроки устранения недостатка этого товара или если техника часто ломалась в течение гарантийного срока и была в ремонте более 30 дней.

Как видим защитить свои права потребителям уже не так просто. Изменения в законе коснулись и самих поставщиков услуг, а вернее фирм-изготовителей и установщиков.

- До июля прошлого года мы не могли применить никакие меры к изготовителям и исполнителям услуг, - отмечает Нина Коротких. - Весь кодекс у нас был расписан под продавца. Но сейчас в статьях закона есть соответствующие поправки, и мы можем составлять протоколы даже на изготовителей и установщиков окон, хотя раньше не имели на это прав.

Не добром, так судом

И все-таки некоторые владимирцы, убедившись в ненадлежащем качестве только приобретенного товара, бездействуют. Им проще признать себя обманутым, посчитать траты неразумными, чем защитить свои права. А отстоять свои интересы может каждый, уверяют сотрудники Роспотребнадзора.

- Прежде всего обратите внимание, есть ли у товара гарантийный срок, - объясняет Нина Коротких. - Если он есть, то обязанность проверить качество товара лежит на продавце, а уже он решает, необходимо ли проводить специальную экспертизу для выяснения всех обстоятельств или брак, как говорится, налицо.

К слову, покупать бытовую технику эксперты советуют в том магазине, где гарантийный срок дольше. Логика проста: если продавец предлагает долгую гарантию на свой товар, значит он уверен в его качестве.

Другое дело, когда продавец отказывается принимать обратно ненадлежащий товар. Тогда защитить права потребителя помогут сотрудники Роспотребнадзора.

- 38% прошлогодних обращений потребителей закончились составлением протокола об административном правонарушении, а 55% разрешились в пользу обманутых покупателей ещё в досудебном порядке, - отмечает Нина Коротких.

Бывало, что и до судебных разбирательств доходило. Сотрудники отдела защиты прав потребителя в 2011 году участвовали в 34 судебных делах. Все они были удовлетворены в пользу потребителя. Через суд обманутым владимирцам вернули 2,8 миллиона рублей!

Экспертиза: оно того стоит?

Отличное подспорье в судебном разбирательстве с недобросовестным продавцом — это экспертное заключение. К экспертам-товароведам обращаются с самыми разными вопросами: установить, надлежащего ли качества сотовый телефон, обувь, мебель, бытовая техника, провести проверку законности раздела имущества или качества выполнения строительных работ.

Экспертиза — дело, конечно, хорошее, но не разорит ли она владимирца-правдолюба, который пришел к товароведам со сломавшимся каблуком у сапог, купленных за 3-4 тысячи рублей? И как быть, если правда не на стороне потребителя, и вины продавца в обнаружившемся дефекте нет?

- Мы, конечно, стараемся учитывать стоимость товара, чтобы затраты потребителя на экспертизу на перекрыли затрат на сам товар, - объяснила Тамара Кабанова, директор «Бюро товарных экспертиз».

- К тому же во всех агентствах существуют предварительные консультации стоимостью от 100-200 рублей и выше, - добавляет Ирина Ефремочкина, директор агентства «Эксперт». - Если уже в ходе этой консультации выясняется, что дефект товара был приобретен в ходе его использования, что это не производственный брак, то потребителю уже нет смысла тратиться на экспертизу. Но в 80% обращений потребитель прав.

Вот один из свежих примеров. В агентство «Эксперт» пришла молодая женщина. Причина её обращения — новая шуба, за которую она выложила 60 тысяч рублей. «Когда я сажусь в машину, мне кажется, что в ней живет собака: все сиденья покрыты вылезшим из шубы мехом», - жаловалась товароведу клиентка. Экспертиза обошлась женщине в 3 тысячи рублей и помогла ей обменять товар плохой выделки на шубу надлежащего качества.

Кстати, заключению экспертов верят лишь половина продавцов. В 50% случаев обманутым потребителям с экспертизой в руках приходится восстанавливать справедливость через суд.

Когда финансы поют романсы

В третий раз День защиты прав потребителей проходит под девизом «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор финансовых услуг». Именно в финансовом секторе сегодня наблюдается много нарушений прав потребителей.

- На какие только ухищрения не идут банки, чтобы поживиться за счет своих клиентов! - рассказывает Милана Сивякова, председатель президиума регионального отделения «Союза заемщиков и вкладчиков России». - Выдают потребительский кредит, затем берут комиссию за обслуживание ссудных счетов и ещё неправомерно высокие штрафные санкции, сумма которых совершенно противоречит действующему законодательству. Благодаря нам появилась положительная практика судебных процессов по таким вопросам, и обманутые таким образом владимирцы уже самостоятельно могут выиграть дело.

Представители «Союза...» выиграли и суд с сотовой кампанией «Мегафон», которая предлагала своим абонентам пользоваться услугами сотовой связи взаймы, а затем предъявляла счет на баснословную сумму.

Однако в некоторых случаях даже представители таких организаций-правозащитников оказываются бессильны. Речь идет о различных центрах микрофинансирования, которых во Владимире с каждым месяцем становится все больше. Да, мини-кредиты они выдают быстро и сразу: владимирец может рассчитывать на суммы от 2 тысяч рублей. Но проценты за такую «материальную помощь» совсем немаленькие — 1-2% в день.

- К сожалению, деятельность этих центров невозможно прекратить через наше законодательство, - сетует Милана Сивякова. - Их работа не подпадает под закон о банках и банковской деятельности, и потому эти центры могут существовать сколько угодно, а владимирцы никак не защищены от выплаты таких высоких процентов.

Словом, с банками и подобными организациями, щедро предоставляющими кредит своим клиентам, всегда нужно быть начеку. Немногие считают нужным прочитать договор до конца, обратить внимание на строчки, напечатанные мелким шрифтом.

- К нам как-то пришел мужчина, заключивший с одним банком кредитный договор, - рассказывает Нина Коротких. - Оказалось, что на словах сотрудник банка рассказал ему об одних условиях, а на бумаге были прописаны совершенно другие. Так что не подписывайте договор, пока полностью с ним не ознакомитесь. В некоторых из них поставщики услуг включают пункты, которые ущемляют права потребителей. И консультация с сотрудниками нашего отдела в таком случае поможет вам избежать неприятных ситуаций.

Нас штрафами не запугаешь?

Почему же, несмотря на такую активную деятельность Роспотрбнадзора, экспертных агентств, юристов, которые помогают потребителю отстоять свои права, продавцы и поставщики услуг настойчиво продолжают обманывать владимирцев? Может, деятельность эта не столь активна?

- В прошлом году нами было проведено свыше двух тысяч проверок различных предприятий, - заявляет Нина Коротких. - Нами составлено свыше 1280 протоколов об административных правонарушениях по 18 статьям административного кодекса, назначены штрафы на общую сумму 2,4 миллиона рублей.

Так, может, штрафы не столь сильно бьют по кошельку владельцев магазинов и фирм, раз они не осознают простую истину, что наживаться при помощи обмана незаконно? Или в законе до сих пор существуют лазейки, благодаря которым продавцы пополняют свой бюджет за счет законопослушных граждан? Каким бы ни был ответ на эти вопросы, ясно одно: обманутый потребитель не должен сидеть сложа руки, а в некоторых случаях просто обязан защищать свои права.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру