Как стать «профессиональными» родителями

С 1 сентября 2012 семейные пары, желающие взять приемного ребенка, обяжут проходить специальное обучение

Быть родителями никто не учит. Необходимые для воспитания подрастающего поколения знания и навыки мамы и папы получают по-разному: одним помогают бабушки-дедушки, другие усиленно штудируют литературу по педагогике и психологии, третьи выбирают метод проб и ошибок. Однако не все эти способы оказываются приемлемыми, когда речь идет о воспитании приемного ребенка.

С 1 сентября 2012 семейные пары, желающие взять приемного ребенка, обяжут проходить специальное обучение

Ошибаться в воспитании такого чада непростительно, считают психологи: ребенок и так оставлен, брошен родителями, и «экспериментировать» над ним в вопросах педагогики не стоит. Лучше научиться быть приемным родителем, а для этого пройти Школу замещающих родителей, что находится в областном Центре усыновления и опеки. «Учеников» здесь немало. Например, в апреле в школу ходили 42 человека, в мае — 37, в июне — 30.

- И это несмотря на то, что обучение для кандидатов в приемные родители не является обязательным, - рассказывает Надежда Зотова, директор Центра усыновления и опеки. - Однако наши кандидаты все-таки понимают, что необходимые знания в области психологии, педагогики, юриспруденции и медицины им не помешают, и приходят в наш центр.

Обязательной подготовка родителей к воспитанию приемного ребенка станет с 1 сентября 2012 года. Но уже с января образовательная нагрузка для будущих опекунов и приемных родителей увеличится с 56 до 80,5 часов очного обучения — таково решение Министерства образования и науки РФ, разработавшего новую программу подготовки кандидатов. А изучить все необходимые дисциплины нужно за месяц!

- Странно, что в век компьютеризации кандидатов в приемные родители не учат ни дистанционно, ни заочно, - говорит Надежда Зотова. - А ведь люди работают, и не каждого сотрудника отпускают решать свои личные проблемы в рабочее время. Потому мы боимся, что новая учебная нагрузка оттолкнет часть наших кандидатов. Правда, от этой подготовки освобождены близкие родственники ребенка (бабушки, дедушки, братья, сестры) и те, кто усыновляют не первого ребенка.

Для того, чтобы выполнить все условия новой программы обучения, сотрудникам Центра усыновления и опеки придется работать с будущими родителями по субботам, приглашать их на групповые занятия в будние дни. Кандидатам предлагается пройти и своеобразную волонтерскую практику в Детском доме или Доме малютки, чтобы узнать, в какой атмосфере вырос ребенок, какие установки он принесет с собой в новую семью.

- По результатам обучения мы выдаем справку о прохождении Школы замещающих родителей, которая действительна в течение двух лет и котируется по всей России, - говорит Марианна Иотова, психолог Центра усыновления и опеки.

Но выдается этот документ не каждому родителю, и вот почему...

Во всем виноваты гены?

Сейчас строгого отбора владимирцев, захотевших образовать приемную семью, не производится. Конечно, справку из отдела внутренних дел об отсутствии судимости и медицинские документы в отделе опеки и попечительства потребуют, беседу проведут, а вот психологические проблемы кандидатов чаще всего оставляют без внимания.

–Между тем для некоторых владимирцев желание принять ребенка в семью — это своеобразный способ решить личные проблемы. А это неправильно, - говорит Марианна Иотова. - Не случайно, например, людям, перенесшим утрату собственного ребенка, рекомендуют брать приемного малыша лишь через год после трагедии и другого пола. Некоторые родители за этот срок понимают, что решение усыновить сироту было принято поспешно.

Вот ещё пример. К нам приходила женщина предпенсионного возраста, у которой были больны родители. Она очень боялась остаться одна. После обучения справку о прохождении школы эта женщина получила, но поняла, что решение взять ребенка было для нее ошибочным. В результате она завела собаку и стала волонтером в детском доме.
Некоторые приходят в Центр опеки и усыновления с циничными, на мой взгляд, целями: хотят с помощью ребенка-сироты сделать свою семью полноценной, укрепить свой статус в обществе или иметь возможность гордиться успехами приемного чада.

- В городе часто можно увидеть такую рекламу против абортов, - приводит пример психолог. - С плаката ребенок-ангелочек добрыми глазами смотрит на тебя, а рядом с ним подпись: «Если я появлюсь, я буду тебя радовать» или «Если я появлюсь, я буду тебе помогать». А если появится и не будет радовать? Если будет часто болеть? Если не сможет помогать по каким-то причинам? Благодаря подобной рекламе некоторые родители считают, что ребенок просто обязан быть лучшим и приносить радость. И если с неудачами собственного малыша такие отец и мать в конце концов смиряются, то приемного ребенка, не оправдавшего надежд, они часто возвращают.

Хорошо, что таких родителей, думающих прежде всего о себе, а не о ребенке, приходит в центр немного. Большинство просто мечтает, чтобы в доме появился замечательный розовощекий малыш, который принесет вместе с собой в семью радость и бесконечное счастье... Но и эта установка не совсем правильная.

- Кандидаты в приемные родители часто рисуют подобные картины семейного благополучия, - говорит Марианна Иотова. - Я же сразу объясняю, что наши дети — травмированные: они с момента зачатия не были никому нужны, а зачастую и вовсе чувствовали к себе ненависть. Люди обычно думают, что у них получится подарить любовь ребенку-сироте и получить любовь взамен. Но возвраты детей из приемных семей у нас как были, так и есть до сих пор.

Причем в проблемах, возникающих в семье, приемные родители предпочитают винить сирот: гены — вот «лазейка» для характеристики всех неугодных поступков ребенка из детдома. Невольно вспоминаются отрывки из какой-то телепередачи с криминальным уклоном: мать навещает в тюрьме сына, отбывающего пожизненный срок за двойное убийство, приносит ему конфеты, потому что он любит сладкое, и вяжет носочки, чтобы он не простыл в камере, а о преступлении, совершенном сыном, кратко говорит: «Ну вот такой он у меня. Мой ведь он, хоть и душегубец». А чуть что не так с воспитанием приемного ребенка — гены. Как, например, в этой ситуации...

… Годовалого Вову взяла одинокая женщина, жившая с матерью. И все бы ничего, да только в 15 лет у мальчика «гены взыграли»: стал приходить домой позже 22.00 и подвыпивший. И мать приняла решение вернуть ребенка в детдом. И это несмотря на то, что Вову воспитывали в семье более 14 лет. Но гены в этой ситуации ни при чем: молодой человек задерживался потому, что провожал девушку до дома, забывая о назначенном времени возвращения. А приемная мама просто устала от тяжелой работы и постоянного ухода за бабушкой и во всех своих проблемах решила обвинить сына...

- Проступки приемного ребенка обычно никак не связаны с генетикой, - считает Марианна Иотова. - Кто знает, может, они и вовсе вскрывают недочеты в воспитании и взрослым просто удобно открещиваться от проблем такой формулировкой?

В помощь взрослым

По словам психологов, возвращают приемных детей чаще те семьи, которые обучение основам воспитания ребенка-сироты не проходили и не знают о существовании в городе и области служб сопровождения.

Между тем с апреля этого года во Владимире с опекунами и приемными родителями, которые уже взяли ребенка на воспитание и испытывают с этим трудности, работу ведут психологи, педагоги, юристы, логопеды и дефектологи Школы успешного родительства, что находится в Детском оздоровительно-образовательном (социально-педагогическом) центре.

- Проблем в таких семьях много, - признается Вера Маштакова, заведующая отделом по работе с замещающими семьями ДОО(СП)Ц. - Иногда понимаешь, что какой-то родитель взял ребенка в семью не по своему желанию и зову души: одних родственники заставили, другие надеются на улучшение жилищных условий, третьих привлекает денежное вознаграждение за «профессиональное» родительство. (К слову, «зарплаты» за воспитание ребенка-сироты небольшие, но с января 2012 года эти цифры немного вырастут.

Сейчас за воспитание дошкольника приемная семья получает около 4700 рублей, за школьника — около 6500 рублей. Новые выплаты составят 5100 и 7100 рублей соответственно.)

Вот один случай из практики психологов Школы успешного родительства: две бабушки буквально устроили войну за внучку, оставшуюся без родителей. Одна оформила опеку над девочкой, а другая, недовольная этим фактом, собирала компромат на опекуншу, делала все возможное, чтобы отобрать внучку. Ребенок, конечно, очень переживал, что между бабушками нет мира и согласия.

- Но на то мы и нужны, чтобы таких ситуаций в семьях не возникало, чтобы ребенок рос в атмосфере взаимопонимания и взаимопомощи, - считает Вера Маштакова.

Однако о том, что специалисты сопроводительной службы безвозмездно окажут помощь в решении различных проблем с ребенком-сиротой, знают не все опекуны и приемные родители. Некоторые и вовсе не идут к психологам и педагогам из-за страха показать свою несостоятельность в вопросах воспитания.

- Я думаю, что такую школу должен пройти каждый приемный родитель и опекун, - считает Вера Маштакова. - Даже если родитель считает, что хорошо разбирается в вопросах педагогики, он может прийти к нам и сверить свои взгляды на воспитание подрастающего поколения с мнением современных специалистов. Хочется, чтоб люди в приемной семье были близки друг другу, учились разрешать любые проблемы, а может, и вовсе избегать их появления.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру