Семья = двенадцать «я»

У жительницы Владимира Ольги Дробениной — одиннадцать детей

На днях самая многодетная владимирская семья отпраздновала новоселье. После пятнадцати (!) лет хождения по кабинетам Ольге Дробениной и ее детям выделили-таки достойное жилье.

У жительницы Владимира Ольги Дробениной — одиннадцать детей
Фото: Аннета Татарникова. Дробенины

Ребенок – это счастье

Узнав, сколько у нее детей, многие крутят пальцем у виска. Кое-кто спрашивает в лоб: «А зачем вы столько нарожали-то?» С такими у Ольги Дробениной разговор короток, объяснять что-то и доказывать она устала. В самом деле, разве можно втолковать тем, кто и одного-то ребенка считает непосильной ношей, что дети – это смысл ее жизни.

- Раньше в России 11-12 детей в семье считалось нормой, - говорит Ольга. - А сейчас, когда я прихожу куда-то просить помощи, первые два вопроса, которые задают чиновники: «Не состоите ли вы на учете в наркологическом диспансере?» и «Не состоите ли вы на психиатрическом учете?» Потому что считается, столько детей можно родить только «по пьяни» или будучи психбольным. Мне надоело доказывать: «Я просто люблю детей! Каждый ребенок – это подарок свыше! Это счастье!»

А с «доброхотами», которые удивляются, почему малоимущая мама не делает аборты, Ольга и вовсе предпочитает не разговаривать: убийство собственного ребенка, пусть даже не родившегося, но уже такого любимого и родного, просто не укладывается у нее в голове.

- Смотрю на одного, на другого и даже представить себе не могу: вот не было бы его на свете, - рассуждает она. - Разве в праве человек это решать?..

О том, что станет многодетной мамой, Ольга никогда и не думала и не загадывала. Сама-то не из многодетной семьи.

Иван, Егор, Яков, Алена, Ефим, Настя, Ксюша, Тимофей, Савелий, Софья, Еремей. Старшему – двадцать два года, младшему – три. А самóй многодетной маме – сорок два.

Рай в шалаше?

В семье Дробениных сейчас нет отца: с мужем Ольге пришлось развестись. Были, говорит, определенные проблемы, но зачем сор из избы выносить. Алименты многодетный папаша не платит. Ольга не работает и получает только пособие на детей - около 3 тысяч. Но главнейшей проблемой являлся все-таки не хлеб насущный, а жилье. Где разместиться семейству с 11-ю отпрысками? Об ипотеке в их случае и речи быть не могло. Оставалась одна надежда — на социальное жилье. Будьте любезны, в очередь, сказали им.

Поначалу Дробенины жили в деревне, но дом сгорел и пришлось переселиться во Владимир. Больше десяти лет мама с тогда еще девятью детьми ютились в крохотной владимирской квартирке в деревянном доме с полуразрушенной лестницей и вечно текущей крышей. Умещались в трешке с трудом. Горячей воды не было: чтобы помыть ребятишек, приходилось сначала таскать ведра с колонки, потом нагревать воду и наливать в тазик. И купание девятерых детей растягивалось на целый день!

После долгих просьб Дробениным дали другую квартиру. Радость от переезда почти сразу сменилась горечью разочарования. Оказалось, поменяли шило на мыло – «новый» дом был таким же старинным, как и прежний, тоже деревянный, скрипучий. Квартира – такая же трешка. Единственная радость – наличие горячей воды.

Но минусов оказалось больше, чем полюсов: на новой квартире из всех щелей ползли тараканы и крысы (пришлось завести кошек). От сырости на стенах цвела плесень. Дети болели бронхитами и пневмонией. Чиновники объясняли: «Это временно. С очереди мы вас не снимаем». Но на очереди Дробенины были трехтысячными. До получения нового жилья было как до Луны...

Фото: Аннета Татарникова. Старшие помогают первоклашкам учить уроки

На этой квартире семейство Дробениных еще увеличилось: родились Савелий, Софья и Ерема. А тут и старший сын, Иван, женился да привел в дом молодую супругу. Молодоженам тотчас выделили отдельную комнату, а сами решили: уплотнимся, что же.

- В результате получилось, что одиннадцать человек жили в двух комнатах, - рассказывает Ольга. - Стол у нас в кухне — метр на полтора. Обедать приходилось в три-четыре захода. Но самая главная проблема — туалет. Представьте себе, когда утром все встают с постелей и бегут умываться. Крики, писк. Одному приспичило, второму еще больше приспичило, третий зубы чистит, четвертый в лицей опаздывает... Тихий ужас!

Неожиданная радость

Они уже не надеялись на помощь. Несколько раз обошли всех чиновников, все фонды и кабинеты. И везде получили от ворот поворот. Одни вели себя жестко: «Как только, так сразу», «Мы рассмотрим вашу заявку», другие делали вид, что вошли в положение, но спустя какое-то время присылали официальный ответ-отписку: «Вы на очереди трехтысячная...»

У нее уже опустились руки. Но Ольгина мама, счастливая бабушка 11-ти внуков, непреклонно тянула ее за собой: ходи, напоминай о себе.

- Мама у меня — локомотив, - шутит Ольга, а мы с детьми как маленькие вагончики - за ней.

Наконец локомотив привел своих домочадцев в приемную депутата ЗС. Там приняли на редкость тепло, пообещали помочь. Но Ольга, признается, решила, что обещание — из разряда пустых. Такие она слышала неоднократно. И каково же было ее удивление, когда в отстроенном и сданном в сентябре социальном доме ей выделили не одну и не две, а сразу три (!) квартиры: двухкомнатную и две однушки.

- Это просто счастье! - восклицает Ольга. - Кому-то покажется смешным, но для меня сразу три уборных решают множество проблем.

Одну комнату я облюбовала для себя: заслужила за столько-то лет покой и тишину. Остальные мы распределили между детьми. В новые квартиры я переехала с «малышами». Так у нас дома называют несовершеннолетних детей. Их на сегодня — восемь.

Те, кто постарше, остались в прежней трешке. Каждому досталось по комнате.

Накормить, одеть, обуть

А еще умыть-причесать, приласкать, уделить каждому хотя бы капельку материнского внимания. С этими обязанностями Ольга справляется на отлично. И еще на отлично знает курс средней школы — за свою жизнь она прошла его с первого по одиннадцатый класс уже пять раз!

Несмотря на то, что семья Дробениных считается малоимущей, дети всегда накормлены и неплохо одеты. А что касается питания, то Ольга прекрасно знает, как накормить 12 человек на 8 тысяч рублей в месяц.

- В обед съедаем пятилитровую кастрюлю супа, - смеется Ольга. – Это нам на раз хватает. Так что суп каждый день варю!

Трое старших уже работают — Иван водителем в троллейбусном парке, Егор — автомехаником, Яков — сборщиком мебели. Зарабатывают пока не ахти, но деньги поступают в семейный бюджет. Остальные дети, как могут, помогают по хозяйству и с воспитанием малышей.

- Дети с удовольствием занимаются в школьной художественной самодеятельности, - рассказывает Ольга. - Поют, танцуют. А вот на платные кружки и секции денег нет, хотя хотелось бы записать куда-нибудь ребятишек.

Мое предложение отправлять детей в бесплатные кружки-секции, благо сейчас такая возможность существует, Ольга встречает с грустной усмешкой: считали, мол, уже — в месяц за каждого 600 рублей за проезд отдать придется. Лучше эти деньги на питание потратить...

- Мы не просто малоимущая семья, - резюмирует Ольга. - Мы малоимущая в квадрате, если не в кубе! Сейчас прожиточный минимум около 6 тысяч рублей в месяц. То есть на всех должно получаться около 65-ти. Да мне бы эти деньги, мы бы так зажили! У нас со всеми детскими пособиями и дотациями едва выходит тысяч восемь.

А вот о методах воспитания Ольга говорит с гордостью. Ни разу в жизни не применяла она как средство воспитания ремень. Если закричала на ребенка — это считается чем-то из ряда вон выходящим. А чаще всего она сажает перед собой и начинает спокойно разговаривать: так, мол, делать нехорошо. Мы — многодетная семья, «особенная семья». Мы же у всех на виду. Будешь плохо себя вести, говорить станут, что все Дробенины — хулиганы. А разве это — правильно?..

Результаты такого воспитания, говорит Ольга, налицо: никто из 11-ти детей не пьет и не курит, и хулиганов среди них нет.

Особенная семья

...Сейчас много говорят о катастрофическом падении рождаемости, придумана программа «материнского капитала». Еще многодетным собираются давать земельные наделы в чистом поле – стройте, мол, дом на свои деньги и живите счастливо…

Но до тех пор, пока в нашей стране будут считать странными тех, кто рожает много детей, до тех пор, пока государство не перестанет годами отмахиваться от них, как от назойливых мух, семьи, в которых больше двух-трех ребятишек, будут вынуждены мириться со своим «ненормальным» положением.

«Малыши» из семейства Дробениных еще плохо понимают, что они из «особенной семьи». Они просто купаются в материнской заботе и ласке, знают, что в случае чего старшие братья и сестры защитят и помогут.

А те, кому уже пора задумываться о создании своей семьи, на мой вопрос, хотят ли они стать многодетными родителями, отвечают категорично: «Ни за что! Максимум - двое!».

- Я для своих детей не хочу, чтобы они жили в тесноте, обедали на кухне в три смены и утром по полчаса стояли в очереди в ванную, - по-взрослому рассуждает 18-летний Яков. - Наше государство не заинтересовано в том, чтобы семьи были многодетными. Многодетных никто не поддерживает. Считается: если вы столько детей нарожали, все дальнейшие трудности – ваши... И не у всех хватит выдержки эти трудности перенести.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру