Как Владимирские рожечники Париж покорили

Мало кому известно, но именно на Владимирской земле несколько веков назад зародилось искусство рожечной музыки

И стало настолько популярным, что, объединившись в ансамбль Владимирские рожечники, в считанные годы покорили Париж, выступали перед царем-батюшкой и дали название целой школе рожечников. Пастушеский рожок с той поры во всех губерниях именовали «владимирским». Владимирские рожечники занесены во все энциклопедические словари, и даже в большую советскую энциклопедию. Чем сегодня живут преемники некогда знаменитейшего ансамбля?

Мало кому известно, но именно на Владимирской земле несколько веков назад зародилось искусство рожечной музыки
Фото автора

Пастушьи сигналы

Визгунок, бас, полубасок — звук рожка зависит от его размера. Звук этот очень сильный и пронзительный. По словам сегодняшнего руководителя «Владимирских рожечников» Александра Лебедева, все началось лет 300 назад, когда пастухи, обычные неграмотные крестьяне, собирались по 5-6 человек и начинали дудеть на разные лады. Так и родились рожечные наигрыши - песенные, плясовые да танцевальные. Скоро рожечников стали приглашать на свадьбы и другие праздники. Играть на рожках стали и в кабаках, для увеселения, и в лодках для сопровождения пения гребцов.

Знаменитый хор Кондратьева существовал с конца позапрошлого века. Почему хор? Слова ансамбль тогда не было распространено и собрание музыкантов называли «хором». Тогдашние рожечники не пели, лишь играли на рожках. Да так искусно, что иногда казалось, будто слова выговаривают.

Нынешние рожечники и поют, и пляшут. Тут вам и частушки, и игра на гуслях, балалайках да баянах. Есть и необычные «музыкальные инструменты» - косы да топоры. Да так виртуозно играют, что ноги сами в пляс просятся! Одним словом, сегодняшний репертуар ансамбля состоит из наигрышей русских народных песен и их обработок. Классикой рожечного исполнительства называют песни: «Уж ты сад, мой сад», «Зимушка-зима», «Сизый голубочек», «Ах ты, береза», «По улице мостовой»...

В начале прошлого века во Владимирскую губернию, говорят, приезжал сам Митрофан Пятницкий — с собой привез фонограф, в России таких было всего несколько штук. Удивительно, но записи игры тогдашних рожечников сохранились до наших времен, так что музыканты Лебедева играют ту же самую рожечную музыку, что и их предшественники — нота в ноту, ничего не меняя!
Александр Лебедев сравнивает рожок с сотовым телефоном — деревянные дудочки были у всех пастухов, и, при желании, они могли друг с другом обмениваться сигналами — рожок издалека слышно. Были специальные сигналы на сбор скота, на выгон...

У домашней живности, уверен рожечник Аркадий Вуколов, генетическая память на рожечные сигналы существует. Много раз в деревне пробовал подудеть на рожке гусям и курам — птица вмиг собирается рядом с рожечником.

- Однажды мы были на гастролях в Кировской области, - вспоминает Александр Александрович. - В одной из деревень увидели вдалеке стадо и решили испробовать силу рожка.

Услышав рожечные сигналы, рогатое стадо как по команде развернулось и направилось в сторону музыкантов. Пришлось спешно уносить ноги.

В прошлом рожки выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой. В настоящее время рожки вытачивают на токарном станке.

Казино обходили стороной

Но вернемся к Кондратьеву. Когда тот был еще мальчишкой-подпаском в Камешковской деревеньке Мишнево, слушал рожечные наигрыши, сам пробовал играть на рожке различные мелодии. А повзрослев и выйдя «в люди» решил собрать профессиональный «хор» из рожечников.

Работать с Николаем Кондратьевым согласились 12 пастухов-рожечников Этот хор совершил многочисленные гастрольные поездки по различным городам России. В 1883 году ансамбль пригласили выступить перед Александром III в честь его коронации. Говорят, царь-батюшка выслушал народных музыкантов благосклонно, потом пожелал посмотреть, как устроен рожок. Увидя обыкновенную продырявленную насквозь палочку с шестью дырками по бокам удивился: «А где же пищик?» - «Пищика нет, - лихо ответил Кондратьев, - играем пока мозоли на губах не появятся...»

Лебедеву со своим ансамблем тоже приходилось перед высокопоставленными особами на рожках играть. Даже в Кремле вместе с Бабкиной один раз выступали...

...Очередной звездный час ожидал владимирских рожечников Кондратьева в 1884 году: их пригласили на Международную выставку в Париж. Даже парижская афиша сохранилась, на которой изображены русские пастухи в странных сценических костюмах: высоких шляпах с полями, длиннополых плащах и лаптях. Владимирские рожечники сразили европейцев наповал. Сразу последовали приглашения выступить в Лондоне и Берлине.

Увы, история закончилась плачевно: антрепренер Каратавов всего за одну ночь спустил весь гастрольный заработок рожечников в казино. Домой, во Владимирскую губернию, шли пешком, просили милостыню. Один из горе-музыкантов, вернувшись в родную деревню даже прятался от жены в подклете: поехал-то за заработком, а вернулся ни с чем... А Каратавов потом пришел к рожечникам — каялся, просил прощения. И те его простили.

Современные рожечники, говорит Александр Лебедев, тоже за границей немало выступали: объехали всю Америку с севера на юг, побывали в Германии. А вот казино обходили стороной: помнили историю с Каратавовым...

Прапраправнук рожечников

Проводить параллели с «хором» Кондратьева можно бесконечно. У Кондратьева исполнителями были простые пастухи, не знающие музыкальной грамоты, потому каждый из музыкантов должен был быть ещё и композитором, уметь разрабатывать данную ему тему не выходя из пределов общего ансамбля. Нынешний ансамбль рожечников тоже — народный. Немногие его участники имеют музыкальное образование. Есть среди них токарь-шлифовщик (тот самый Аркадий Вуколов, что мастерит новые рожки и старые ремонтирует), повар, полицейский, шофер... Вех объединяет любовь к русскому фольклору.

А прапрапрадед рожечника Ярослава Шубина — Сидор Акулин из деревни Остров Камешковского района — играл в коллективе Кондратьева. Ну чем не преемственность?

Ансамбль «Владимирские рожечники» является одним из базовых коллективов Областного Центра народного творчества и Областного музыкального колледжа, а также одной из «визитных карточек» Владимирской области. Александр Лебедев ведет большую концертную и просветительскую работу, выступая перед туристами, в школах, воинских частях, больницах, на областных и городских мероприятиях. Они не только играют на рожках, поют и пляшут. Во время каждого концерта Лебедев старается рассказать зрителям историю Владимирских рожечников, говорит об устройстве рожка, о народной русской культуре, рассказывает о музыкально-песенном фольклоре.

- Когда мы выступаем с концертами в школах, - рассказывает Александр Лебедев, - бывает просим ребят подпевать. Но слова даже самых известных русских народных песен знают не все. А ведь, если задуматься: чем рожечная музыка хуже Димы Билана или модных сейчас «кельтских мотивов»? Современные россияне редко поют свои, русские народные песни. А зря, ведь живем-то мы в России...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру