Пастушьи сигналы
Визгунок, бас, полубасок — звук рожка зависит от его размера. Звук этот очень сильный и пронзительный. По словам сегодняшнего руководителя «Владимирских рожечников» Александра Лебедева, все началось лет 300 назад, когда пастухи, обычные неграмотные крестьяне, собирались по 5-6 человек и начинали дудеть на разные лады. Так и родились рожечные наигрыши - песенные, плясовые да танцевальные. Скоро рожечников стали приглашать на свадьбы и другие праздники. Играть на рожках стали и в кабаках, для увеселения, и в лодках для сопровождения пения гребцов.
Знаменитый хор Кондратьева существовал с конца позапрошлого века. Почему хор? Слова ансамбль тогда не было распространено и собрание музыкантов называли «хором». Тогдашние рожечники не пели, лишь играли на рожках. Да так искусно, что иногда казалось, будто слова выговаривают.
Нынешние рожечники и поют, и пляшут. Тут вам и частушки, и игра на гуслях, балалайках да баянах. Есть и необычные «музыкальные инструменты» - косы да топоры. Да так виртуозно играют, что ноги сами в пляс просятся! Одним словом, сегодняшний репертуар ансамбля состоит из наигрышей русских народных песен и их обработок. Классикой рожечного исполнительства называют песни: «Уж ты сад, мой сад», «Зимушка-зима», «Сизый голубочек», «Ах ты, береза», «По улице мостовой»...
В начале прошлого века во Владимирскую губернию, говорят, приезжал сам Митрофан Пятницкий — с собой привез фонограф, в России таких было всего несколько штук. Удивительно, но записи игры тогдашних рожечников сохранились до наших времен, так что музыканты Лебедева играют ту же самую рожечную музыку, что и их предшественники — нота в ноту, ничего не меняя!
Александр Лебедев сравнивает рожок с сотовым телефоном — деревянные дудочки были у всех пастухов, и, при желании, они могли друг с другом обмениваться сигналами — рожок издалека слышно. Были специальные сигналы на сбор скота, на выгон...
У домашней живности, уверен рожечник Аркадий Вуколов, генетическая память на рожечные сигналы существует. Много раз в деревне пробовал подудеть на рожке гусям и курам — птица вмиг собирается рядом с рожечником.
- Однажды мы были на гастролях в Кировской области, - вспоминает Александр Александрович. - В одной из деревень увидели вдалеке стадо и решили испробовать силу рожка.
Услышав рожечные сигналы, рогатое стадо как по команде развернулось и направилось в сторону музыкантов. Пришлось спешно уносить ноги.
В прошлом рожки выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой. В настоящее время рожки вытачивают на токарном станке.
Казино обходили стороной
Но вернемся к Кондратьеву. Когда тот был еще мальчишкой-подпаском в Камешковской деревеньке Мишнево, слушал рожечные наигрыши, сам пробовал играть на рожке различные мелодии. А повзрослев и выйдя «в люди» решил собрать профессиональный «хор» из рожечников.
Работать с Николаем Кондратьевым согласились 12 пастухов-рожечников Этот хор совершил многочисленные гастрольные поездки по различным городам России. В 1883 году ансамбль пригласили выступить перед Александром III в честь его коронации. Говорят, царь-батюшка выслушал народных музыкантов благосклонно, потом пожелал посмотреть, как устроен рожок. Увидя обыкновенную продырявленную насквозь палочку с шестью дырками по бокам удивился: «А где же пищик?» - «Пищика нет, - лихо ответил Кондратьев, - играем пока мозоли на губах не появятся...»
Лебедеву со своим ансамблем тоже приходилось перед высокопоставленными особами на рожках играть. Даже в Кремле вместе с Бабкиной один раз выступали...
...Очередной звездный час ожидал владимирских рожечников Кондратьева в 1884 году: их пригласили на Международную выставку в Париж. Даже парижская афиша сохранилась, на которой изображены русские пастухи в странных сценических костюмах: высоких шляпах с полями, длиннополых плащах и лаптях. Владимирские рожечники сразили европейцев наповал. Сразу последовали приглашения выступить в Лондоне и Берлине.
Увы, история закончилась плачевно: антрепренер Каратавов всего за одну ночь спустил весь гастрольный заработок рожечников в казино. Домой, во Владимирскую губернию, шли пешком, просили милостыню. Один из горе-музыкантов, вернувшись в родную деревню даже прятался от жены в подклете: поехал-то за заработком, а вернулся ни с чем... А Каратавов потом пришел к рожечникам — каялся, просил прощения. И те его простили.
Современные рожечники, говорит Александр Лебедев, тоже за границей немало выступали: объехали всю Америку с севера на юг, побывали в Германии. А вот казино обходили стороной: помнили историю с Каратавовым...
Прапраправнук рожечников
Проводить параллели с «хором» Кондратьева можно бесконечно. У Кондратьева исполнителями были простые пастухи, не знающие музыкальной грамоты, потому каждый из музыкантов должен был быть ещё и композитором, уметь разрабатывать данную ему тему не выходя из пределов общего ансамбля. Нынешний ансамбль рожечников тоже — народный. Немногие его участники имеют музыкальное образование. Есть среди них токарь-шлифовщик (тот самый Аркадий Вуколов, что мастерит новые рожки и старые ремонтирует), повар, полицейский, шофер... Вех объединяет любовь к русскому фольклору.
А прапрапрадед рожечника Ярослава Шубина — Сидор Акулин из деревни Остров Камешковского района — играл в коллективе Кондратьева. Ну чем не преемственность?
Ансамбль «Владимирские рожечники» является одним из базовых коллективов Областного Центра народного творчества и Областного музыкального колледжа, а также одной из «визитных карточек» Владимирской области. Александр Лебедев ведет большую концертную и просветительскую работу, выступая перед туристами, в школах, воинских частях, больницах, на областных и городских мероприятиях. Они не только играют на рожках, поют и пляшут. Во время каждого концерта Лебедев старается рассказать зрителям историю Владимирских рожечников, говорит об устройстве рожка, о народной русской культуре, рассказывает о музыкально-песенном фольклоре.
- Когда мы выступаем с концертами в школах, - рассказывает Александр Лебедев, - бывает просим ребят подпевать. Но слова даже самых известных русских народных песен знают не все. А ведь, если задуматься: чем рожечная музыка хуже Димы Билана или модных сейчас «кельтских мотивов»? Современные россияне редко поют свои, русские народные песни. А зря, ведь живем-то мы в России...