На защите семьи и детства

О том, с какими проблемами приходится сталкиваться детскому омбудсмену, Геннадий Прохорычев рассказал журналистам на пресс-конференции 20 сентября

Лето для Геннадия Прохорычева, уполномоченного по правам ребенка во Владимирской области, выдалось жарким. С мая по август им было принято и рассмотрено более 100 обращений. О том, с какими проблемами приходится сталкиваться детскому омбудсмену, Геннадий Прохорычев рассказал журналистам на пресс-конференции, состоявшейся во вторник, 20 сентября, в стенах областной администрации.

О том, с какими проблемами приходится сталкиваться детскому омбудсмену, Геннадий Прохорычев рассказал журналистам на пресс-конференции 20 сентября
Геннадий Прохорычев

Судя по докладу уполномоченного, какую область социальной политики ни затронь, везде находятся нарушения прав ребенка. Взять систему здравоохранения: к примеру, состояние детского пульмонологического санатория «Болдино» Петушинского района таково, что вся комиссия во главе с уполномоченным испытала шок.

- Какое в этом санатории может быть оздоровление?! - восклицает Геннадий Прохорычев. - Там потолки, стены обваливаются, везде сырость... Такое учреждение надо или закрывать, или ремонтировать, иначе оно будет заниматься не оздоровлением детей, а их убийством.

Ради покупки дорогостоящих препаратов для лечения детей родители вынуждены обращаться в благотворительные фонды, размещать информацию о себе в интернете. Да и кто из нас не видел около магазинов и остановок объявлений, в которых родители просят помочь собрать средства на дорогие лекарства?

Сегодня во Владимирской области 12 детей нуждаются в дорогостоящем лечении. Общая сумма необходимых затрат - 50 миллионов рублей. А взять эти деньги негде. Геннадий Прохорычев пообещал поднять этот вопрос на съезде уполномоченных по правам ребенка, который пройдет 10-11 октября в Москве. Но каким будет решение этой проблемы, неизвестно...

"Неси справку, что ты - дурак!"

На какие только ухищрения ни идут директора учебных заведений, лишь бы улучшить картину успеваемости в школе! Так, в двух владимирских «храмах знаний» намеревались оставить двух детей на второй год. Поводом для этого стало заболевание дисграфия - частичное нарушение письма. Родители не соглашались, дирекция школ предъявила им ультиматум: «Или оставайтесь на второй год, или ищите другую школу!» Семьи этих детей вовремя обратились к уполномоченному по правам ребенка...

- Это наша маленькая победа, - сообщает журналистам Геннадий Прохорычев. - Дети восстановлены и учатся в следующем классе: один в 3-ем, другой в 5-ом.

Не только родители, но и сами школьники обращаются к детскому омбудсмену за помощью. Подросток из Александровского района поведал Прохорычеву: директор отказывается перевести его в следующий класс, пока он не принесет справку, подтверждающую, что он... дурак. Нет, это не способ удовлетворения самолюбия начальника, это забота о благополучной картине успеваемости учеников школы. Ведь та пресловутая справка позволит перевести «заядлого» троечника в коррекционный класс, а значит во время сдачи экзаменов он не испортит красивую статистику. По словам Прохорычева, этим случаем серьезно заинтересовались сотрудники прокуратуры.

Киржачский район тоже попал в грустную статистику тех территорий, где права ребенка защищать не умеют. 75 школьников из 3 поселений были вынуждены ездить на одном автобусе до ближайшей школы. Как? Садились на колени друг другу. Что уж говорить о безопасности перевозки...

Другие школы не стыдятся выставлять на всеобщее обозрение непривлекательные факты о своих подопечных. Школа № 33 поселка Майский (Александровский район) «по секрету всему свету» опубликовала на сайте учреждения список неблагополучных семей, дети из которых учатся в ее стенах, а также фамилии подростков, состоящих на учете в ПДН, и другую конфиденциальную информацию. Теперь проверка ждет сайты всех учебных заведений региона.

Училище или колония-поселение?

- Во Владимирской области зафиксировано более 50 случаев насилия над детьми, большинство совершается в неблагополучных семьях, где родители злоупотребляют спиртным, ведут аморальный образ жизни, - продолжает Геннадий Прохорычев. - В Селивановском районе трое детей погибли в огне, по нашему настоянию мать получила 4 года общего режима вместо условного срока. В Меленковском районе — попытка изнасилования 9-летнего ребенка подростками. В Петушинском и Собинском районах также зафиксированы изнасилования детей. В Гусь-Хрустальном районе младенец погиб от рук отца: папаша не рассчитал силу удара. А сколько психологического насилия совершается в семьях?

Недавний случай из практики детского омбудсмена. Маму двух девочек - 4 и 9 лет - выгнал из дома пьяный муж, до этого неоднократно избивавший свою жену на глазах дочек. Дети, как могли, пытались защищать мать, но... Полиция осталась в стороне: вмешиваться в семейные разборки они отказываются, утверждая, что семья — это закрытый институт.

- Самое страшное - это то, что изменить подобные ситуации почти невозможно. Ну выбьет МЧС дверь, ну дадут штраф в комиссии ПДН, а что дальше? - горячится омбудсмен.

Однако количество случаев насилия в семье, поступающее в приемную уполномоченного, в ни в какое сравнение не идут с той ситуацией, которая сложилась в местах принудительного содержания несовершеннолетних. Рассказ о проверке Покровского спецучилища №1 для детей с девиантным поведением (девиантный — отклоняющийся от норм. - Авт.) скорее походил на сюжет для детективного сериала, чем на историю из нашей жизни.

- Мы получили множество жалоб от родителей, чьи дети помещены в это учреждение, - говорит Геннадий Прохорычев. - Это не колония, не тюрьма, это специальное учреждение для трудных подростков. Там находятся около 80 девочек в возрасте от 11 до 18 лет, которые, как правило, не посещали школу, злоупотребляли алкогольными напитками, воровали. Три из них - убийцы.

При директоре училища, при психологе девочки дружно отвечали: «Нам здесь все нравится! Спасибо нашей стране, что нас сюда поместили. Мы как в пионерском лагере».
Что же такое получается? Родители жалуются, а дети в восторге. Однако без присутствующего начальства комиссия во главе с уполномоченным по правам ребенка услышала от подростков горькую правду.

Только перечисление нарушений содержания несовершеннолетних, которые были обнаружены в ходе проверки, заняло у детского омбудсмена несколько минут. Вот некоторые из методов "воспитания" в училище. На окнах — железные решетки. На ночь детей закрывают на ключ. Спят подростки со светом, отбой - в 20.00. В 23.00 девочек поднимают «на ведро»: канализация не работает. Ребенок заболел? Никто ему не верит, и лечения он практически лишен. Если девочка все-таки попадает в медпункт, её так же закрывают на ключ. В спецучилище, словно при Сталине, выстроена система доносов. Не доложила на подружку, «посадят на электричку». Таким термином в учреждении называют распространенное наказание: после обеда, ужина провинившаяся стоит в коридоре и читает «Российскую газету» (единственное издание, выписываемое библиотекой училища) или Достоевского (!).

Стирка постельного белья вручную вместо использования для этого стиральной машины называется директором трудотерапией, отказ от посещений музеев, театров, храмов — необходимостью быть первыми по отсутствию побегов.

То, что трудные подростки хотят заниматься скоростной печатью, хореографией, учиться игре на гитаре и фортепиано, не учитывалось никем. Единственная профессия, которой обучали в этом заведении, - швея-мотористка.

- Несмотря на то, что эти девушки нарушили закон, они попали в это учреждение, чтобы исправиться - стать культурнее, образованнее, получить специальность, выйти оттуда достойными гражданами России, - утверждает Прохорычев. - Но после такого воспитательного процесса они скорее станут моральными уродами.

Результаты проверки направлены Павлу Астахову и в Генеральную прокуратуру, областная прокуратура уже начала проверку спецучилища.

- Сейчас здесь сняли решетки, белье стирают в стиральных машинах. Их не заставляют все без остатка съедать в столовой. Решается и вопрос по замене железной посуды на фаянсовую, - рассказывает уполномоченный по правам ребенка. - Но самое сложное — это вскрыть воспитательные моменты. Надо менять весь коллектив, который полностью состоит из людей пенсионного возраста.

Решать, а не замалчивать

Лишь немногие случаи, с которыми пришлось столкнуться сотрудникам аппарата уполномоченного, были озвучены Геннадием Прохорычевым. Немало обращений по соблюдению прав ребенка на семью, прав детей на жилье, по вопросу о помощи многодетным семьям, по предупреждению абортов и грамотному сопровождению замещающих семей. Важнее же, чтоб те проблемы, которые оказались в поле зрения защитника семьи и детства, решались, а не замалчивались.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру